UA / RU
Поддержать ZN.ua

ИСТОРИЯ ОБ ИНОСТРАННОЙ ИНВЕСТИЦИИ

История, о которой пойдет речь, старая. О ней «Зеркало недели» писало подробно в 1997 г. в публикации «Деньги, ложь и спусковой крючок»...

Автор: Нина Перстнёва

История, о которой пойдет речь, старая. О ней «Зеркало недели» писало подробно в 1997 г. в публикации «Деньги, ложь и спусковой крючок». А началась она еще раньше — в 1995-м. С большого скандала, разразившегося в портовом городе вокруг одной из крупнейших в Украине транспортно-экспедиторских компаний «Ильичевсквнештранс» («ИВТ»). Шум тогда подняли акционеры, узнав, что руководство предприятия за их спиной решило отдать некой швейцарской компании «HR-Synergie Finanz AG» 21% акций «ИВТ» всего за четыре автотягача МАЗ.

«ИВТ» — третье по величине предприятие в Ильичевске, в то время было единственным из приватизированных, куда горожане смогли вложить свои сертификаты. Поэтому известие об этой сделке быстро облетело город. Работники «ИВТ», боясь гнева начальства, старались не вмешиваться. А вот медики, учителя и другие бюджетники встали на защиту своих прав, прав акционеров. Они подали иск в суд и дело выиграли. Правда, решение суда было тут же обжаловано. И начались судебные разбирательства. В областном суде, потом в районном... Трудно сказать, чем бы закончилась судебная эпопея, но произошло ужасное. Возле подъезда своего дома был убит генеральный директор АО «ИВТ» Л. Коренчук. Несколькими месяцами раньше был убит представитель «HR-Synergie Finanz AG» Е. Шляхов. Такой печальный поворот событий вернул предприятие в исходную позицию. Однако поезд уже был в пути. Прежнее руководство успело перерегистрировать открытое акционерное общество в закрытое с иностранной инвестицией. И иностранная компания, вложившая эту инвестицию, стала требовать обещанный пакет.

Тяжба между «ИВТ» и «HR-Synergie Finanz AG» длится до сих пор. За эти годы о деле, которое слушалось в районном, областном, Верховном судах, в городе давно забыли. Акционеры еще четыре года назад, после того как предприятие возглавило новое руководство, исключили так называемого инвестора из своего ЗАО, считая по сути дело для себя решенным. С тех пор на собрании этот вопрос не поднимался. До последнего времени.

23 марта состоялось общее собрание акционеров, и давнишний конфликт всплыл во всей своей красе. Дело в том, что накануне в городе появились доставленные из Киева номера газеты со статьей, в которой руководство «ИВТ» обвинялось во всех смертных грехах: в хищениях, коррупции и даже убийстве. Масла в огонь подлило и присутствие на собрании народного депутата Украины от Херсонской области Сергея Кириченко. Начиная с 1998 г., он активно участвует в защите интересов иностранного инвестора. Пишет письма во все инстанции. В последнем, на имя генпрокурора, он сообщает те же факты, что были перечислены в газетной статье. Руководство «ИВТ», возмущенное поведением депутата, решило пригласить его на собрание.

Атака на руководство «ИВТ»

С.Кириченко прибыл в сопровождении своего помощника И.Вермана и адвоката «HR-Synergie Finanz AG» Г. Монастырского. Надо сказать, что к приезду в Ильичевск народный депутат готовился загодя. Благодаря его вмешательству для проверки законности проведения собрания прибыли представители Одесского территориального управления Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Буквально за несколько минут до начала собрания генерального директора «ИВТ» Валерия Дербакова (основного докладчика) срочно попросили приехать в прокуратуру для беседы. За две недели до этого С.Кириченко отправил письмо на имя прокурора Одесской области с просьбой обратить внимание на злоупотребления нынешнего руководства «ИВТ». С ссылкой на жалобы акционеров он сообщил прокурору, что руководство предприятием в обход законодательства захватили криминальные структуры во главе с нынешним директором. «В письмах акционеров, — пишет он, — прямо указывается на связь убийства бывшего директора «ИВТ» с нынешней практикой нового руководства, направленной на растаскивание предприятия и разворовывание коллективного имущества акционеров...»

Следует сказать, что новое руководство «ИВТ» было избрано на общем собрании акционеров еще весной 1997 г. Так вот, в «Ильичевсквнештрансе» действия депутата, публикацию в газете и жалобы неизвестных акционеров расценили как очередную атаку на предприятие. За последние четыре года, за которые, как сообщает депутат, разворовано коллективное имущество, дела «ИВТ» резко пошли в гору. Объемы перевалки груза выросли на 88,1%, поступившего груза — на 123,8%, автоперевозок — на 29,4%. Увеличились объемы поступления хлопка. Только в прошлом году прибыль составила 2,9 млн. грн. Увеличилась зарплата. В среднем работники «ИВТ» получают 511 грн. в месяц. Эти успехи, по словам руководства «ИВТ», и активизировали тех, кто претендует на 21% акций предприятия. «И то, что происходило накануне собрания, говорили они, есть нечто иное, как попытка его сорвать».

Точно также было расценено и поведение народного депутата. Дело в том, что в самом начале собрания, когда еще председательствующий не успел его открыть, г-н Кириченко встал и заявил: «Уважаемые, ваше собрание является нелегитимным». Зал опешил, но С.Кириченко, не обращая внимания на реакцию присутствующих, продолжал: «Согласно учредительным документам, 21% акций принадлежат иностранному инвестору...». Правда, далее депутата слушать не стали. Ему пояснили, что в реестре акционеров ЗАО «ИВТ» такого акционера нет и никогда не было. Есть только претензии со стороны «HR-Synergie Finanz AG», и они рассматриваются в суде. А то, что собрание легитимно, подтвердили специалисты комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Забегая наперед скажу: когда Кириченко вышел на трибуну, то заявил, что приехал на собрание не как народный депутат, а как чиновник, председатель подкомитета по вопросам прав человека. «У меня есть две жалобы акционеров. От физических лиц. Но я не хочу называть их имена, чтобы у них не было неприятностей, — сказал он. — И от компании «HR-Synergie Finanz AG».

Этим уточнением народный избранник окончательно восстановил против себя зал. Ведь акционеры «ИВТ» — это физические лица. Их около 4 тыс. человек. И если отдать «HR-Synergie Finanz AG» 21%, то у них всех эту часть надо забрать, что приведет к уменьшению их доли. Но непонятно, кому отдавать и главное — за что. Впрочем, чтобы это понять, много ума не надо. Достаточно взглянуть на «паспортные» данные «HR-Synergie Finanz AG».

По информации Одесского филиала межбанковской службы безопасности «Скиф», оглашенной на собрании акционеров, швейцарская компания «HR-Synergie Finanz AG» представляет собой АО, созданное в 1993 г. Уставной капитал — 100 тыс. швейцарских франков. Компания занимается посредничеством при финансировании, проведением торговых операций, сделками с недвижимостью. Персонал отсутствует. Хозяйственная деятельность нигде не зафиксирована. Компания не публикует никакие финансовые отчеты, а в сведениях налогового ведомства об уплате налогов за все годы до 1998-го включительно фигурирует «0». Компания не зарегистрирована в каких-либо телефонных справочниках Швейцарии и не имеет собственного телефонного входа. Контактные номера телефона, факса и адрес соответствуют юридическому адресу адвокатской конторы Бруно Шелберта. Г-н Шелберт и является единственным членом совета директоров компании. Информация о том, кто ее учредил, не раскрывается.

Вот эта иностранная компания с весьма «яркой» биографией, не имеющая никакого отношения к производственной деятельности «ИВТ», и претендует на 21% акций украинского предприятия. Судя по доходам «ИВТ», это в среднем порядка 600—800 тыс. долл. в год. Как говорится, вынь да положь. Но за что? Из-за этого, собственно говоря, весь сыр-бор и разгорелся пять лет назад. Тогда в конце 1995 г. акционеры понятия не имели, что представляет собой «HR-Synergie Finanz AG». Но они узнали, что руководство предприятия решило отдать ей 21% акций всего лишь за четыре автотягача МАЗ без прицепов. Это, заметьте, и была инвестиция швейцарцев, оцененная в $100 тыс. Такая арифметика ни у кого в голове не укладывалась. «ИВТ» на тот момент располагала огромным парком первоклассных автомобилей. Только грузовых насчитывалось 114 единиц, в том числе такие марки, как «Вольво», «Мерседес», «Скания» стоимостью свыше 100 тыс. долл. каждая. Имелось 123 прицепа и полуприцепа, 11 спецмашин, 17 легковых автомобилей, 15 автобусов, несколько сот единиц перегрузочной техники. Не говоря уже об огромных складских помещениях в 100 тыс. кв. м., а также зданий и других материальных ценностей.

Словом, эти МАЗы были нужны «ИВТ», как пятое колесо в телеге, чтобы принимать их на таких кабальных условиях. «Ильичевсквнештранс» на тот момент без чьей-либо помощи мог купить не один десяток таких машин. Кстати сказать, в этот период он приобрел транспортных средств и оборудования более чем на $3 млн. и DM255,6 тыс. Были куплены 21 грузовая машина, 20 прицепов и полуприцепов, многое другое.

Конечно, все прекрасно понимали, что речь идет не об инвестиции, а о кабальной сделке. Ведь все делалось келейно, без согласия акционеров. Решение принималось единолично бывшим генеральным директором «ИВТ» Л.Коренчуком. А учредительные документы, из которых следует, что «HR-Synergie Finanz AG» принадлежит 21% акций, подготовленные зятем Л.Коренчука, были сфабрикованы на основе поддельного протокола собрания акционеров. Это было установлено судом. Были выявлены факты фальсификации и ряда других документов. Тогда представителем компании «HR-Synergie Finanz AG» являлся некто Е.Шляхов. И на документах стояла его подпись. Однако судом было установлено, что на момент регистрации инвестиции он не имел полномочий подписывать документы от имени фирмы. Было выявлено и грубое нарушение закона при оценке вкладов сторон. В итоге четыре автотягача МАЗ, оцененные по мировым стандартам, стоят 14 млрд. 150 млн. крб. или 100 тыс. долл. А имущество «ИВТ», вошедшее в уставной фонд АО, который равняется 12 млрд. 226 млн. крб., было оценено по методике 1993 г., существовавшей при выкупе предприятия гражданами Украины за приватизационные сертификаты.

При таком раскладе, когда инвестиция превышает стоимость всего уставного фонда, можно требовать и все 100% или на худой конец 50, на что поначалу, как говорят, и рассчитывала «HR-Synergie Finanz AG». Между тем, по оценкам специалистов, стоимость имущества «ИВТ» может составлять порядка 70—80 млн. долл. Позже будет установлено, что пакет был предоставлен инвестору без проведения дополнительной эмиссии акций. А это значит, что сделка о передаче 21% — тоже незаконна.

Судебная эпопея

Все это было доказано в Ильичевском городском суде в апреле 1996 г., который признал регистрацию ЗАО с иностранной инвестицией незаконной. И если бы не горисполком, который подал жалобу в областной суд, то, возможно, не было бы этой длинной судебной эпопеи, растянувшейся на годы.Областной суд их жалобу удовлетворил.Дело направили на повторное рассмотрение в Приморский райсуд г. Одессы.

За то время, пока шли судебные разбирательства, многое изменилось. Была проведена индексация основных фондов, и капитал АО резко увеличился, поэтому четыре тягача МАЗ потеряли прежний вес.

Дальше события развивались по всем законам криминального жанра. Слушание в Приморском суде началось спустя полгода. Это была середина декабря 1996-го. Неожиданно оно прервалось. На одном из заседаний, когда были вызваны свидетели для дачи показаний, судья вдруг неожиданно заявил: у истцов нет достаточных полномочий выступать от имени всех акционеров, и прекратил слушания. Истцами были медики, врачи, пенсионеры. Они, конечно же, имели полномочия, но доказывать свою правоту им не пришлось. Вечером того же дня, когда жалоба акционеров рассматривалась в суде, возле подъезда своего дома был убит генеральный директор «ИВТ» Л.Коренчук.

После убийства, потрясшего Ильичевск, наступила долгая пауза. И только через три месяца, когда состоялась собрание акционеров, участники судебных разбирательств вновь встретились в одном зале. С одной стороны, акционеры «ИВТ», с другой — представители «HR-Synergie Finanz AG»: адвокат Б.Шелберт, уже в качестве президента компании, и адвокат Г.Монастырский. Казалось, каждый из сидящих в зале желал выразить свое отношение к их присутствию. Выступления были таковы, что
г-н Шелберт после собрания подал иск в суд о защите чести и достоинства. Он счел, что ему и его фирме были нанесены оскорбления подозрениями в авантюризме и нереальности существования самой компании. Кстати, суд его иск не удовлетворил. Так вот, в тот день акционеры еще раз рассмотрели вопрос о претензиях «HR-Synergie Finanz AG» и приняли решение исключить швейцарскую компанию из числа участников ЗАО «ИВТ» и вернуть ей четыре МАЗа. В ответ обиженный инвестор подал иск в суд с требованиями отдать 21% акций. В свою очередь «Ильичевсквнештранс» подал встречный иск с требованиями признать недействительными учредительные документы, согласно которым «H.R. Synergie Finanz AG» причитается 21%. Хотя на тот момент они уже были дважды перерегистрированы, и от иностранной компании там не осталось и следа.

С этого момента начался новый этап судебных разбирательств, который длится до сих пор. За четыре года было вынесено немало решений: одни в пользу «HR-Synergie Finanz AG», другие — «ИВТ». Последней раз слушание состоялось в Верховном суде в декабре прошлого года. Сейчас рассмотрение дела приостановлено. По ходатайству «ИВТ» назначена экспертиза оценки стоимости имущества ЗАО, для того, чтобы определить сколько полагается «HR-Synergie Finanz AG» акций за четыре тягача МАЗ. Однако сегодня возникает еще один вопрос, очень простой, но главный. Официально пока что никто его не поднимал. В материалах дела нет документов, подтверждающих сам факт внесения инвестиции. Наличие на предприятии четырех МАЗов еще не значит, что они принадлежат инвестору...

В общем, конец этой судебной эпопеи пока не просматривается.

А вот по поводу деятельности народного депутата в связи с его защитой интересов «HR-Synergie Finanz AG», есть выводы, Комитета по вопросам регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады, подготовленные в марте 1999 г. Они сделаны в связи с обращением акционеров—членов трудового коллектива «ИВТ», возмущенных вмешательством Кириченко в судебный процесс. Так вот, там сказано следующее: обращения народных депутатов по поводу конкретных судовых споров не являются депутатским запросом. В зависимости от их характера и содержания запросы следует расценивать как сопроводительное письмо к жалобе заинтересованного лица либо как саму жалобу в порядке надзора, либо как вмешательства в судебную деятельность.

В заключение хочу добавить, что все-таки слова депутата действие уже возымели. Прокуратура начала расследование по фактам, изложенным Кириченко в письмах в правоохранительные органы. В связи с этим возобновлено и расследование уголовных дел, связанных с двумя заказными убийствами, четыре года назад потрясшими портовый город.