Суд — это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо
Ф.Ларошфуко
Участие в судебном процессе — дело малоприятное. Любой его участник, будь это истец или ответчик, еще долго будет вспоминать все перипетии этого действительно малоприятного мероприятия. Еще хуже, когда процесс затягивается, более того, «зависает», при том что факты давно установлены, исчерпывающие показания получены. Гражданское дело, которое четвертый год «блуждает» между различными судебными инстанциями, возвращаясь к первоначальной, изрядно истрепало нервы всем задействованным в нем. Тем не менее решение до сих пор не принято.
На всякого мудреца довольно простоты
В марте 2000 года днепропетровец Геннадий Литвинов приобрел два нежилых помещения общей площадью 126 кв.метров в одном из спальных районов Днепропетровска. Особенность этой сделки заключалась в том, что Литвинов не был знаком с продавцом, КП «Элтея», а приобретал ее через риэлтора Игоря Кума. За «убитую» бомжами и наркоманами площадь продавец запросил 34465 гривен. Сделку представитель Литвинова должен был оформить 20 марта, за что и получил от Геннадия эквивалент в у.е. Законность договора купли-продажи удостоверила нотариус И. Шевченко.
Случилась, однако, незадача. Оказывается, если верить заключению по материалам проверки начальника (ныне бывшего) днепропетровской милиции В.Глуховери, утром 20 марта Игорь Кум обратился в милицию с заявлением о том, что директор коллективного предприятия «Элтея» И. Жмакина вымогает с него взятку в сумме 30 тыс. долларов США помимо уже оговоренной продажной стоимости помещения в у.е., эквивалентные 34465 гривнам. Оперативники быстро приплюсовали к полученным от покупателя деньгам собственные меченые 30 тысяч у.е. и сопроводили Кума на встречу.
Встреча состоялась, деньги были переданы, договор купли-продажи подписан. Но случилось непредвиденное. На подписание сделки и получение денег Ирина Жмакина прибыла с другим учредителем, Е.Аслановым, и в сопровождении вооруженной охраны, состоящей из двух офицеров милиции Новомосковского ГОВД. Пока коллеги в штатском и форме разбирались кто есть кто, сумка с деньгами благополучно перекочевала в руки сопровождавшего Жмакину кассира Ощадбанка С. Котова, который умудрился беспрепятственно покинуть место событий. Правда, спустя несколько дней он вернул сумку со всеми деньгами в милицию, чем избавил ее руководство от крупных финансовых неприятностей. К слову, руководители новомосковского филиала Ощадбанка ни сном ни духом не ведали о «левых» заработках своего кассира.
Спустя несколько месяцев уголовное дело по факту получения взятки было закрыто областной прокуратурой. Зато возникло другое.
Широко закрытые глаза Фемиды
Не показывайте мне кодекс — покажите мне судью
Рой Кон
Спустя три месяца после описываемых событий вдруг оказалось, что Геннадий Литвинов деньги не платил. Вообще-то Геннадий Николаевич и свидетели утверждали обратное, но учредители «Элтеи», оправившись от обвинения во взяточничестве, внезапно теряют память. Следствием амнезии спустя семь месяцев после заключения сделки стала повестка из Жовтневого суда Днепропетровска. Там истцы потребовали от Литвинова ни много ни мало как расторгнуть сделку в связи с неуплатой Литвиновым оговоренных договором купли-продажи денег. Поначалу речь шла только об этом. Свое требование они мотивировали тем, что 34465 гривен ни от Кума, ни от Литвинова за 126 «квадратов» так и не получили.
Адвокатом КП «Элтея» выступила очень близкая родственница председателя Днепропетровского апелляционного суда. Жовтневый райсуд в течение одного (!) судебного заседания менее чем за час, не видя оригинала договора купли-продажи, не допросив ни одного свидетеля, не исследовав ни одного доказательства, 20 апреля 2001 года признает сделку недействительной. Совпадение, конечно, но после оперативно принятого решения в пользу истца судья ушла на повышение. А 24 июня 2001 года Днепропетровский апелляционный суд подтвердил легитимность определения своих коллег.
Литвинов одновременно обжалует решение апелляционного суда в Верховном суде и подает заявление в Бабушкинский районный суд Днепропетровска с иском к горуправлению МВД. Дело в том, что возвращенная кассиром Котовым сумма вместе с деньгами Литвинова по-прежнему находились в финотделе милиции.
И все-таки закон есть закон, сколько бы его ни нарушали. Верховный суд, рассмотрев все обстоятельства дела, 31 января 2002 года отменил решение и постановление Жовтневого и апелляционного судов, возвратив дело на новое рассмотрение.
Судья Бабушкинского районного суда В. Кузнецов, в отличие от своих коллег, тщательно опросил все стороны, включая свидетелей, исследовал письменные доказательства, взвесил все обстоятельства дела и выяснил: «Литвинов Г.Н. не является субъектом права собственности по предмету заявленного иска, поскольку из переданной им Куму И.Ю. 6300 долларов США, последний потратил их на приобретение помещения».
Суд установил, что эти деньги были добровольно переданы доверенным лицом истца Кумом И.Ю. продавцу помещения по указанной сделке. Иными словами, милиция должна вернуть деньги КП «Элтея». Имеется заявление в Жовтневый суд посредника И. Кума: «По договоренности со Жмакиной помещение продавалось по цене 34—36 тысяч гривен. При оформлении договора купли-продажи цену продажи помещения в договоре как продавец указала директор Жмакина И.В.»
Слова посредника подтвердила в суде и нотариус Ирина Шевченко: «Указанное помещение по заявлению сторон продавец продал покупателю за 34465 гривен. Расчет произведен полностью до подписания настоящего договора».
КП «Элтея» подает кассационную жалобу в Верховный суд Украины. Палата по гражданским делам Верховного суда Украины 4 сентября 2003 года принимает решение кассационную жалобу отклонить.
Закон молчит…
Претерпев от Верховного суда афронт, Жовтневый суд уже в другом составе рассматривает дело. И что же он устанавливает? Все в точности, как в финале известного стихотворения — «за время пути собака смогла подрасти…». Так вот, первоначальная сумма иска из 34465 гривен превращается в…35 тысяч долларов. К слову, истец не удосужился даже оплатить весьма приличную госпошлину, а суд также не счел необходимым обратить на это внимание. Тем не менее судебные заседания идут своим чередом.
Но судья увольняется, и дело с сентября прошлого года начинает изучать уже третий по счету служитель Фемиды Жовтневого райсуда. При этом у него не возникает элементарных сомнений по одному очевидному обстоятельству: как можно назначить дело, когда пленум Верховного суда четко поясняет — «если суду не предоставлены доказательства основания иска, нельзя назначать дело к судебному разбирательству». К слову, об этом говорится в ст.ст.34 и 139 ГПК. Литвинов заявляет отвод всему составу суда. Итогом отвода стало назначение в декабре прошлого года нового судьи, который таки опросил всех свидетелей, включая нотариуса и милиционеров. Кстати, с этого момента стала вестись аудиозапись судебных заседаний, хотя госпошлина так и не была оплачена. (Интересно, как же тогда обстоит дело с равенством сторон и состязательность процесса? — В.О.)
Что же выяснилось? Все участники процесса, включая истцов, подтвердили получение 34465 гривен. Тогда откуда взялся долг в 35 тысяч долларов? Оказывается, хозяева КП «Элтея» заявляли посреднику одну сумму официальную и другую, «черную», за помощь в приобретении указанных площадей. Согласен, что официальная оценка БТИ, как правило, сильно отличается от реально получаемой продавцом суммы. Но не до такой же степени! В 2000 году у населения, еще не оправившегося от дефолта-98, за 35 тысяч баксов можно было купить шикарную квартиру в центре Днепропетровска с уже выполненным евроремонтом. А тут загаженные бомжами нежилые помещения без санузлов! Проведенная спустя два года Днепропетровским отделением Харьковского научно-исследовательского института судебных экспертиз 24 июня 2002 года подтвердила, что проданные помещения дороже суммы, указанной в договоре купли-продажи, стоить не могут! Да и сама «Элтея», как подтверждает решение Днепропетровского горисполкома №567 от 02.06.98 года, эти помещения приобрела за ту же сумму, указанную в выводах экспертизы. Вопрос исчерпан? — Дудки. Теперь уже истец, узнав о решении Верховного суда в пользу Литвинова, заявляет отвод судье. 8 января 2004 года рассматривать дело назначен новый, пятый по счету судья Жовтневого храма правосудия.
И смех, и грех, но переданные директору КП «Элтея» И. Жмакиной доверенным лицом Литвинова деньги за купленные помещения до сих пор находятся в финотделе горУВД. Милиция второй год просит КП «Элтея» забрать их, но те отказываются, требуя взамен 35 тысяч долларов или расторжение договора купли-продажи. Хотя раньше «элтейцы» настаивали на признании договора недействительным, заявляя, что так и не получили 34465 гривен.
Пока судьи разбирались, 13 мая прошлого года средь бела дня в центре Днепропетровска неизвестные вытащили Геннадия Литвинова из машины и долго избивали. Произошло это спустя шесть дней после того, как нотариус И.Шевченко дала свидетельские показания в суде, подтвердив подлинность заключенной сделки. Не хочу обобщать, но в протоколе судебного заседания и в аудиозаписях зафиксированы угрозы физической расправы одного из учредителей КП «Элтея» в адрес Литвинова. Геннадию наложили на голову более 10 швов, а милиция занялась расследованием. Интересно, что на автомобиле нападавших стоял госномер, принадлежавший КамАЗу, списанному еще два года назад.
Самое печальное, что все жалобы и иски Геннадия Литвинова в адрес местных судов, милиции, УСБУ оставлены на Днепропетровщине без какого-либо удовлетворения.