Стало хрестоматийной истиной, что государство может состояться как таковое, только четко защищая свои национальные интересы. В Законе Украины «Об основах национальной безопасности Украины» объектами такой политики определены конституционные права и свободы человека и гражданина. К приоритетам национальных интересов Украины закон четко относит не только гарантирование этих прав, но и защиту государственного суверенитета. Среди основных направлений государственной политики в вопросах национальной безопасности Украины в информационной сфере зафиксировано обеспечение информационного суверенитета Украины.
В иерархии законодательства Украины Закон «Об основах национальной безопасности Украины» логично продолжается Законом «О телевидении и радиовещании», которым запрещается создание телерадиоорганизаций иностранными юридическими и физическими лицами, а также лицами без гражданства. Закон четко регламентирует и другую норму — создание и деятельность телеорганизаций, в уставном фонде которых более 30 процентов иностранных инвестиций.
Защита собственной информационной безопасности — вовсе не украинское ноу-хау. Можно вспомнить, например, модель защиты СМИ в США, где еще в 1934 году был принят закон, жестко ограничивающий покупку СМИ иностранцами. Австралийский медиа-магнат, президент корпорации «Ньюс корпорейшн» Руперт Мэрдок, чтобы выполнить требования статьи 310 американского закона о связи, в 1995 году принял американское гражданство — и только после этого американское подразделение его корпорации получило право приобрести телевизионные станции на территории США. Давайте вспомним и то, как в далеком ныне 1993 году законодатель обосновывал необходимость принятия этой нормы: ограничить прямое или опосредованное — через дочерние компании — иностранное вмешательство в информационное пространство Украины и устранение даже потенциальной возможности влияния на него.
Российский закон о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 года прямо указывает: «иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм». Неужели Украина печется о своем информационном пространстве меньше, чем США и Россия? Конечно же нет. Протекционистские меры в отношении украинского телерынка себя оправдали.
Мы говорим, конечно, о «мирном периоде» развития украинского ТВ. Ибо, как показывает опыт предыдущих лет, в «боевое время», время выборов телевидение как мощнейший электоральный ресурс становится заложником действий политических игроков и их политтехнологов. Последние президентские выборы в Украине показали заинтересованность представителей некоторых иностранных государств во вмешательстве во внутренние дела Украины. Более того, они непосредственно вмешивались в избирательный процесс, в формирование общественного мнения. К чему это привело, известно всем. Все помнят вопиющие случаи пропаганды посредством СМИ идей сепаратизма, манипулирования сознанием граждан в интересах определенной политической силы. Казалось бы, после выборов с этим покончено. Казалось бы, после избрания новой демократической власти и мощнейшей антицензурной «прививки», полученной СМИ после выборов, телевидение может развиваться спокойно, сбалансированно, с равным доступом всех политических сил. Но нет. Ибо, как гласит давняя политическая мудрость, избирательная кампания — это промежуток между выборами. И, похоже, украинские политики использовали этот промежуток между выборами для создания правовой коллизии, законной «лазейки», использование которой может потенциально привести к потере Украиной своего информационного суверенитета. Речь идет о новом Хозяйственном кодексе Украины. Его принятие стало, вне всякого сомнения, позитивным шагом в защиту предпринимательской деятельности. Кодекс зафиксировал понятия иностранного предприятия (100% уставного фонда составляет иностранная инвестиция) и предприятия с иностранной инвестицией (доля иностранцев в уставном фонде составляет не менее 10%). Казалось бы, все нормально и все понятно, тем более что Закон «О режиме иностранного инвестирования» четко обозначает, что иностранные инвесторы — это субъекты, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины, а среди них — юридические лица, созданные в соответствии с другим, не украинским, законодательством, физические лица — иностранцы, которые постоянно не проживают в Украине. Этот же закон определяет сами иностранные инвестиции как ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности соответственно законодательству Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта, а предприятие с иностранными инвестициями — как организацию любой правовой формы, созданную соответственно законодательству Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которой составляет не менее 10 процентов.
Но в кодексе не учтен один пикантный юридический момент — если предприятие при участии иностранного физического или юридического лица создается при участии резидента Украины. Что происходит в этом случае? Оно не считается иностранным предприятием или предприятием с иностранной инвестицией. А доля нерезидента Украины, например при создании теле- и радиокомпаний, в этом случае не будет считаться предприятием с иностранной инвестицией. Следовательно, может превышать 30-процентное ограничение, предусмотренное Законом Украины «О телевидении и радиовещании».
Таким образом, создана правовая коллизия, или, проще говоря, правовая лазейка для проникновения иностранного капитала в национальное телепространство. Последствия этой правовой коллизии трудно переоценить. Не исключено, что в преддверии выборов нас ожидает масштабное перераспределение медиаресурсов в стране. А если учесть, что выборы в Украине — процесс перманентный, то повторение такой ситуации возможно и после марта 2006 года.
Давайте сравним ситуацию защиты национального телепространства с другой — также критической для функционирования реально независимого государства. Может ли Украина пойти на фактическую приватизацию иностранными юридическими лицами энергосистемы страны? Атомных электростанций? Военно-промышленного комплекса? Понятно, что государственный деятель, даже просто предложивший такое, — это политический самоубийца. Но чем отличается каждая из этих стратегически важных для государства отраслей от национального информационного пространства, на которое государство должно иметь возможности влиять?
Ситуация может быть урегулирована в правовой плоскости. В конце концов, в стране существует иерархия законов. Закон четко констатирует, что иностранные предприятия не могут создаваться в отраслях, стратегически важных для государства. Совершенно очевидно, что как театр начинается с вешалки, так и защита государственных интересов начинается с защиты собственного национального пространства. Понятно, что даже сейчас, в условиях существования правовой коллизии между Законом Украины «О телевидении и радиовещании» и Хозяйственным кодексом Украины государственные органы будут исходить из приоритетности интересов национальной безопасности. Но окончательную точку в правовой коллизии обязана поставить Верховная Рада Украины. В конце концов, соответствующая статья и самого Хозяйственного кодекса Украины (часть 5 статьи 116) гласит, что соответствующим законом Украины могут быть определены отрасли хозяйствования, в которых деятельность предприятий с иностранными инвестициями ограничивается или запрещается, исходя из требований национальной безопасности Украины.
Что необходимо для этого? Парламент может, используя свое законное право, внести изменения в Закон Украины «О телевидении и радиовещании». Что это будут за изменения, решать законодателям. С нашей точки зрения, нужно, во-первых, запретить создание и деятельность теле- и радиоорганизаций, уставный фонд которых полностью или частично состоит из собственности иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства; во-вторых — запретить покупку уже действующих телерадиоорганизаций полностью или частично в собственность этих лиц. В законе также должна быть сохранена норма о запрете деятельности телерадиоорганизаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых более 30 процентов иностранных инвестиций.
Что позволяет принять такую редакцию? Во-первых, что особенно важно накануне выборов, парламент выступает реальным, а не декларативным приверженцем национальных интересов Украины. Во-вторых, будет раз и навсегда ликвидирована лазейка в законах, позволяющая иностранным государствам, пусть и с «черного хода», влиять на общественное мнение в Украине.
Примечательно, что принятие новой редакции не повлечет за собой никаких расходов, кроме, разумеется, мыслительной деятельности депутатов.