UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГРЯДУТ ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА

Началось? Любезный читатель! Наверное, это правильно, что ты, как и я, считаешь, что сын у тебя самый смышленый, а дочь самая красивая, что страна название имеет самое мелодичное и благозвучное - Украина...

Автор: Алексей Кононенко

Началось?

Любезный читатель! Наверное, это правильно, что ты, как и я, считаешь, что сын у тебя самый смышленый, а дочь самая красивая, что страна название имеет самое мелодичное и благозвучное - Украина. Что киевское «Динамо» посильнее бразильцев, что земля благодатнее, что небо чище, что солнце ярче... У других - войны да усобицы, подавление демократии и выдворение послов заморских. Того хуже: не только банкиров и бизнесменов убивают - телезвезд любимых, всему СНГ известных, лишают жизни (земля пухом Владу Листьеву).

У нас же телевидение стало лучше. Миром-ладом, не раздирая «телепространство», как телевизионные люди называют между собой свое огромное поле деятельности.

Но некоторые осторожные, я бы даже сказал пугливые, особо информированные граждане нашей страны кивают на северного соседа и глубокомысленно произносят: «Скоро у нас начнется «телепередел»! Как у них было!»

На совещании по проблемам функционирования государственного языка высокий государственный чиновник, министр информации Украины господин Зиновий Кулик произнес «слово». Якобы «компания «Лукойл» скупает региональное телевидение и канал СТБ и хочет создать в Украине еще один телевизионный канал». Да и вообще, мол, информационным пространством Украины «особенно интересуется российский «Газпром». Украина же по бедности да правовой неподготовленности препятствовать ему не в состоянии.

«Слово» издавна почиталось в славянских землях. Волхвы, бояны, кобзари, лирники, поэты, знахари были любимы и ценимы, особенно простым народом. Знахарские магические действия не имели силы, если они не были подкреплены словесным заклинанием. «Глаголом жечь сердца людей...», «Слово - не воробей...» - знаем все.

Нынче же слово произнесенное фиксируется разнообразными техническими средствами и из малолюдной аудитории разносится по белу свету. Агентство УНИАН и ТСН «Студии «1+1» разнесли слова г-на Кулика, прокомментировав, что, дескать, влияние денег на политику через электронные СМИ в России практикуется и это плохо будет для Украины, если так случится.

Любопытно, что о продажности заговорил Зиновий Кулик. Очевидно подумав: «А чё это я?», господин Кулик заявил, что слова его были неправильно поняты и воспроизведены журналистами УНИАН.

Тут же господин Михаил Батиг (гендиректор УНИАН) продемонстрировал аудиокассету, где слова господина Кулика записаны (то есть нужно понимать, что, может, поняты неправильно, но воспроизведены точно). Но руководство СТБ обиделось, и лавина хлынула. В субботнем выпуске «Вікон» на СТБ демонстрируется схема учредителей «Студии «1+1», где некоторые из них связываются с криминальными структурами и личностями.

Воскресенье - затишье. В понедельник президент СТБ Николай Княжицкий и коммерческий директор СТБ Дмитрий Дахно проводят пресс-конференцию в УНИАН.

Основные моменты:

- телеканал СТБ, возможно, подаст в суд на министра информации. Если якобы скандал негативно отразится на происходящих в данное время переговорах с возможным европейским партнером;

- предпринятые СТБ шаги были необходимы как отпор «1+1», руководство которого старается устранять возможных телеконкурентов недобросовестными методами;

- информация об учредителях «Студии «1+1», прозвучавшая в «Вікнах», взята из одного европейского журнала, который дает обозрения электронных СМИ со ссылкой на ФБР (!);

- юридических претензий к «1+1» нет, но у них не выдержали нервы и они дали в эфир информацию, которая может повредить СТБ. Хотелось бы в дальнейшем жить дружно (?);

- переговоры с «Лукойлом» о совместной деятельности велись, но произошедший якобы скандал (опять же) может помешать сотрудничеству. (Значит, и в данном случае дыма без огня не было.)

Кстати, «Студия «1+1» дала в эфир пресс-конференцию господина Княжицкого, соблюдая принцип: две точки зрения (г-н Кулик - г-н Княжицкий).

24 июня «Вікна» СТБ сообщили в эфире, что среди соучредителей «1+1» значится лишь фирма «Иннова-фильм», и как бы извинились за неточную информацию в предыдущих выпусках.

Все? Якобы скандал сошел на нет? Возможно. А возможно, все лишь «затаились на время».

Уместно будет, любезный читатель, подвести некоторые итоги и сделать вывод. Пусть субъективно.

Сегодня в Украине есть три значимых телеканала, которые можно назвать национальными: УТ-1, УТ-2 («Студия «1+1») и УТ-3 («Интер»). Между этими каналами и идет конкуренция по привлечению зрителя и рекламодателя.

Зритель, по данным социологических исследований, отдает предпочтение «Студии «1+1» и «Интеру».

То есть недавно созданный СТБ выступает, как и некоторые другие, например ТЕТ, ICTV, в другой категории. Телевизионщики называют эту категорию «региональные каналы», «регионалы». И субъективно, и объективно региональному с национальным каналом конкурировать сложно - разные весовые категории. Но хочется. Поэтому так болезненно реагирует СТБ на «1+1». Да и в подаче телепрограмм СТБ стоит на четвертом месте после этих трех каналов. Чем не УТ-4? Кстати, посмотрев программу СТБ, находим там передачи REN-TV и задаемся вопросом: далеко ли от REN-TV до российского «Газпрома»? А может с «Лукойлом» вели переговоры и «Студия «1+1», и СТБ? Не здесь ли столкнулись интересы?

А может, это линия «промоушен» такая? Скандал всегда привлекает внимание. Особенно, если скандалить с известной личностью, с популярным телеканалом.

А может, это попытка создать неприятную репутацию «Студии «1+1» в глазах иностранных партнеров? Слишком уж уверенно выглядит «1+1», умеет идти по узкой тропинке, не сворачивая ни вправо, ни влево.

А говорить о независимости СТБ пока не приходится. Господин Княжицкий обращался к премьер-министру Украины с предложением о создании «нового общеукраинского телевизионного музыкально-спортивного канала со спутниковой системой распространения», «привлечении инвестора» и с просьбой «дать необходимые поручения соответствующим министерствам и ведомствам». В мае с.г. г-н Пустовойтенко поручил господам Петренко, Худолию, Кулику, Негоде, Юрченко провести необходимые подготовительные действия по созданию такого канала. Возможно, в связи с этим председатель общественного совета канала СТБ Владимир Сивкович стал советником премьер-министра. Неужели СТБ в скором времени не придется отрабатывать «кредиты»?

Вывод

Господа Кулик, Роднянский, Княжицкий согласились с тем, с чем согласились бы и мы, любезный читатель, - иностранные инвестиции в украинское телевидение (как и в другие сферы) нужны (российские, американские, японские - какая разница: главное - не кто дает деньги, а чтоб деньги были чистые). А возможное влияние зарубежного инвестора на политические процессы в Украине - прерогатива деятельности Совета национальной безопасности Украины и других служб.

Вывод главный

Разговор о возможном политическом влиянии иностранных инвесторов ведут телеканалы, находящиеся под «присмотром» отечественных ветвей власти: один - помощника премьер-министра, другой - помощника Президента. Нам дым Отечества и сладок?..

Вывод самый главный

В Украине запахло президентскими выборами. Хотелось бы обойтись без противогаза..

Александр Роднянский, генеральный продюсер «Студии «1+1»

- То, что позволило себе руководство канала СТБ, просто выходит за рамки элементарных этических норм поведения журналистов. Я расцениваю это как сверхэмоциональную реакцию руководства канала, воспринявшего естественный информационный сюжет с мнением господина Кулика обо всем украинском телепространстве, включающем и СТБ, как опасение, связанное с попыткой российских компаний интегрироваться в украинское телевидение с целью оказания влияния. В СТБ восприняли этот сюжет, который опирался на сообщение УНИАН, неадекватно.

Господин Кулик говорил абсолютно нормальные вещи. Если российский капитал интегрируется для того, чтобы зарабатывать деньги, это всячески приветствуется; если для того, чтобы оказывать политическое влияние, - это плохо. С этим не можем спорить ни я, ни Княжицкий, никто. Это почему-то было воспринято болезненно, в десять раз преувеличено, побудило руководство канала сделать шаг, находящийся за пределами человеческих, коллегиальных, профессиональных отношений. Они позволили себе нарисовать неверную, неправдивую схему структур медиа-бизнеса. Учредители всех каналов, в том числе ICTV, были названы в соответствии с учредительными документами, а «1+1» были приписаны учредители, которые не имеют отношения к каналу, и была дана справка, где собраны фамилии, пугающие сознание обывателя. Эта выброшенная в эфир «нелепость», так сказать, является абсолютной неправдой. У нас есть учредительные документы, нас многократно проверяли. Потому смехотворно обвинение и в том, что у нас более 30% положенного по закону иностранного капитала в уставном фонде.

Наша позиция состоит в том, что мы в принципе не спорим ни с кем в эфире. Не интересуемся конкретикой деятельности других компаний. Тем более, мы считаем на данном этапе своими конкурентами «Интер» и УТ-1, ведем с этими каналами партнерскую работу. Ведь мы конкуренты в первую очередь с точки зрения внимания аудитории. Во всем остальном мы можем делать даже совместные вещи и никогда не позволим себе вмешиваться в деятельность других компаний, в том числе и СТБ. Компания СТБ вызывает уважение своим профессиональным уровнем и множеством прочих достоинств, но при всем при этом не является еще телекомпанией, показавшей свою реальную силу. СТБ входит в другую группу конкурентов, возможно, через два года при профессиональном подходе к делу эта компания будет конкурировать с национальными.

Лично я считаю, что, даже будучи глубоко обиженным, уязвленным, унизительно искать компромат на своих коллег. Думаю, что это был эмоциональный срыв. Поступать так, основываясь на слухах, непрофессионально. Это спокойно могло быть решено пусть даже в жестком, но личном разговоре. Мы достаточно хорошо знакомы с господином Княжицким, чтобы раз и навсегда эти вопросы уяснить. Случившееся - для меня прискорбный факт. Но я расцениваю извинение канала СТБ в эфире как сознательное и склонен к тому, чтобы считать инцидент исчерпанным. При этом гарантирую, что мы никогда при любых обстоятельствах не опустимся до исследования деятельности структур капитала конкурентов. Нас это не интересует. Нас интересует, как выглядит компания в эфире. Для нас первоочередным является вопрос репутации. Мы стараемся работать так, чтобы никто не имел ни малейшего повода ее испортить. Мы чисты. Самое скверное в случившемся то, что логика событий очень характерна для нынешней ситуации в Украине: за всем видеть какой-то заговор, передел и прочее.

Надеюсь, что в дальнейшем мы в телепространстве Украины будем сосуществовать более-менее коллегиально, придерживаясь определенных норм профессиональной этики.

Николай Княжицкий, президент СТБ

- Давайте честно, справедливо, нормально конкурировать. Мы - один цех, делаем одно общее дело. В здоровой конкуренции нет ничего плохого. Это должно помочь всем телекомпаниям.