UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАРАЗМ

Истории о том, как государство «вознаграждает» тех своих граждан, кто пытается в борьбе с ним отстоять свои честь и достоинство, уже давно никого не удивляют...

Автор: Сергей Кораблев

Истории о том, как государство «вознаграждает» тех своих граждан, кто пытается в борьбе с ним отстоять свои честь и достоинство, уже давно никого не удивляют. Каждый из «борцов» — кто в большей, кто в меньшей степени — на собственном горьком опыте узнает, как государственная машина может отстаивать свои интересы. Зачастую даже тогда, когда это противоречит всякому здравому смыслу…

Эта история началась в 1999 году, когда накануне президентских выборов в почтовых ящиках Донецка были найдены газеты, материалы которых в той или иной степени затрагивали честь и достоинство Л.Д. Кучмы. По обвинению в их авторстве был арестован известный донецкий адвокат Сергей Салов, который после «отсидки» в СИЗО был выпущен на свободу и должен был получить компенсацию за полученный моральный ущерб. О том, как развивались события далее, рассказывает сам Сергей Салов:

— Мое выяснение отношений с прокуратурой Донецкой области и городским отделом УМВД продолжалось полтора года. Его итогом стало решение Ворошиловского суда г. Донецка от 15 июня 2001 года о признании действий этих государственных структур незаконными с последующим возмещением мне морального вреда. В качестве компенсации я просил 500 тыс. грн., но суд принял решение о выплате 3 000 грн. в пропорции 50х50. Впоследствии данное решение было обжаловано ответчиками в апелляционном суде Донецкой области, который изменил его только в части взыскания. 17 мая 2002 года Верховный суд Украины поставил окончательную точку в этом деле, оставив в силе вышеупомянутые решения.

Деньги должны были быть взысканы за счет Государственного бюджета через управление Государственного казначейства в Донецкой области. Поскольку находится последнее в Калининском районе
г. Донецка, в соответствии с нормами Закона Украины «Об исполнительном производстве», я обратился в отдел государственной исполнительной службы (ОГИС) данного района. Ответ на это обращение я получил спустя год, в ноябре 2002-го, в форме постановления об отказе открытия исполнительного производства, поскольку, по мнению государственного исполнителя, для решения этого вопроса в свою пользу я должен был обратиться в Государственное казначейство по месту жительства. В данном случае речь шла о Киевском районе г. Донецка. В управлении Государственного казначейства Украины в Киевском районе г. Донецка у меня вообще отказались принимать документы, ссылаясь на то, что в решении суда данная структура вообще не фигурирует...

Очередное обращение в ОГИС Калининского района закончилось тем, что меня направили в Печерский ОГИС г. Киева, мотивируя это тем, что на его территории находится Государственное казначейство Украины, со счетов которого и должны быть списаны средства в мою пользу согласно ст. 32 Закона Украины «О бюджете на 2003 год». Оказывается, не государственная исполнительная служба, а я лично должен был обращаться непосредственно в Киев, в Печерский ОГИС. Я внимательно изучил указанную статью о госбюджете, но не нашел в ней никаких указаний, чтобы ее применяли подобным образом. В ней говорится лишь о механизме списания денежных средств Госказначейством Украины (сроки, счета, отчетность), но никаких изменений в общий порядок исполнения судебных решений эта статья не содержит. В декабре 2002 года я выслал на указанный адрес заказным письмом с уведомлением о вручении все необходимые документы, но оно вернулось ко мне два месяца спустя в том же виде, как было отправлено, с отметкой об отказе получателя его принять.

Поиски истины продолжались до апреля 2003 года, до момента, когда Министерство юстиции направило в свои областные подразделения письмо, в котором предписывало ознакомить всех участников исполнительного производства с номерами счетов в г. Киеве, с которых списываются денежные средства в качестве компенсации за незаконные действия суда, прокуратуры и т.д. На основании положений данного письма я снова обратился в ОГИС по месту жительства в Киевском районе, и инспектор вновь отказал мне в открытии исполнительного производства, поскольку, по его мнению, обращаться я должен по месту нахождения органа взыскания — в Калининском районе.

Все это мне изрядно надоело, и в настоящее время в Калининском суде находится мое исковое заявление, ответчиком в котором выступает Калининский ОГИС, управление Государственного казначейства в Донецкой области и казначейство по месту жительства. В нем я прошу признать незаконным бездействие ответчика и взыскать с государства 5 тыс. грн. в качестве возмещения морального вреда.

Мне как юристу интересно разобраться в этих юридических «джунглях». Понять, каков все-таки порядок обращения для осуществления принудительного взыскания денежных средств из госбюджета Украины в качестве возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями работников правоохранительных органов. Чтобы простые граждане могли рассчитывать на то, что, пройдя все круги издевательств государственной машины, они получат компенсацию за потерянные здоровье, нервы и спокойную жизнь.