UA / RU
Поддержать ZN.ua

Главный фальсификатор

Начиная с весны этого года с подачи Генпрокуратуры в суд начали поступать уголовные дела о фальсификации результатов нашумевших мукачевских выборов...

Автор: Владимир Мартин

Начиная с весны этого года с подачи Генпрокуратуры в суд начали поступать уголовные дела о фальсификации результатов нашумевших мукачевских выборов. Последний из приговоров был вынесен 30 июня, по словам следователя ГПУ, комплексное расследование дела уже завершено на восемьдесят процентов.

О вторых повторных выборах мукачевского мэра было сказано и написано так много, что рассказывать об особенностях их проведения — погромах на избирательных участках, избиении народных депутатов и, как следствие, масштабном противостоянии в Верховной Раде — необходимости нет. Однако читателям «ЗН» наверняка интересно узнать, удалось ли за время, минувшее с апреля 2004 г., установить инициаторов тех событий и привлечь их к уголовной ответственности.

На сегодняшний день материалов расследования насчитывается около сотни томов, допрошены более тысячи человек. Уголовное дело по факту фальсификации было возбуждено еще в августе 2004 г., однако вначале его рассматривали, так сказать, с противоположной стороны — фальсификаторами пытались изобразить «нашеукраинских» депутатов, которые якобы сами подделали избирательные протоколы. Настоящих преступников начали привлекать к ответственности только после президентских выборов и нескольких изменений в составе группы Генпрокуратуры, занимающейся делом о мукачевских выборах. Кто же, согласно судебным приговорам, стали главными действующими лицами тех событий, обретших славу самых грязных выборов со времен независимости Украины и получивших резонанс практически во всем мире?

В целом по мукачевским событиям Генпрокуратура возбудила десять уголовных дел, касающихся непосредственно фальсификации результатов, и два — по поводу похищения бюллетеней и протоколов из городской ратуши (погромы на участках и беспорядки на улицах расследует милиция вместе с областной прокуратурой). Девять дел из первой группы уже рассмотрены судом. Виновниками в них признаны председатели участковых избирательных комиссий (УИК) и заместитель губернатора.

Как утверждает старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Максим Якубовский, фальсификация результатов выборов в ночь на 19 апреля не стала жестом отчаяния тогдашних властей, это была многоходовая комбинация, продуманная заранее. Еще с начала апреля советник губернатора И.Чубирко начал давать председателям УИК (подобранным исключительно под кандидата Э.Нусера) взятки за содействие в обеспечении нужного результата. Суммы оказались не такими уж большими — в эквиваленте около тысячи долларов на человека, при этом никаких инструкций, как именно придется отрабатывать деньги, советник губернатора не давал. Параллельно в Мукачево в среде местного криминалитета создавались так называемые группы быстрого реагирования, участники которых также авансом получили деньги.

Сфальсифицировать результаты с помощью криминалитета и купленных председателей УИК непосредственно во время подсчета бюллетеней не удалось — слишком большое внимание было приковано к выборам, на каждом участке дежурили по несколько оппозиционных депутатов и 15—20 наблюдателей, в том числе иностранных. Поэтому главные действия развернулись в ратуше, где заседала территориальная избирательная комиссия. Когда после закрытия участков «нашеукраинцы», имеющие на руках протоколы с реальными результатами, уже начали праздновать победу В.Балоги, а председатели УИК со своими протоколами начали прибывать в ратушу, их направляли не на заседание территориального избиркома, а в кабинет заместителя губернатора В.Дядченко, который либо собственноручно, либо при помощи председателя или секретаря УИК начал вносить в протоколы коррективы. Как установило следствие, в одном случае протокол со всеми подписями и печатями был пустым, и В.Дядченко просто из головы вписал в него результаты (благодаря этому Э.Нусер получил больше голосов, чем на участке было выдано бюллетеней). Иногда голоса за В.Балогу перебрасывали в пользу Э.Нусера, а в большинстве случаев бюллетени за «нашеукраинского» кандидата просто делали недействительными.

Вследствие «пересчета» победителем был объявлен Э.Нусер, а недействительных бюллетеней оказалось более 10% от общего количества. Именно за эти действия — получение взятки, фальсификацию результатов выборов и сознательное использование поддельного избирательного документа — и судили председателей УИК и заместителя губернатора. Зато из членов территориальной избирательной комиссии к ответственности не привлекли никого. То, что можно было квалифицировать как заведомо неправильный подсчет голосов (ведь в ТИК видели, что в протоколы внесены грубые исправления), учитывая внесенные Верховной Радой в Уголовный кодекс изменения, преступлением уже не считается. Так что благодаря парламентариям члены ТИК проходили в мукачевском деле только как свидетели.

Аресты членов участковых избиркомов начались в августе прошлого года. Некоторые сознались в преступлении еще на следствии, другие раскаивались в суде и просили смягчить приговор. Единственным, кто до конца отрицал свою причастность к фальсификации, стал бывший заместитель губернатора, член СДПУ(о) с многолетним стажем В.Дядченко. Впрочем, ни один из осужденных реального срока заключения так и не получил (в частности, приговор по поводу В.Дядченко еще не вступил в законную силу, прокуратура подала жалобу из-за его мягкости). Наказание назначили в виде лишения свободы от четырех с половиной до пяти лет с отсрочкой на один-два года. Правда, во время следствия обвиняемым пришлось посидеть в следственном изоляторе. Дольше всех за решеткой пробыл В.Дядченко — десять месяцев. Но своих бывших патронов бывший заместитель губернатора так и не сдал.

— Для нас не было самоцелью любой ценой засадить людей за решетку, — говорит М.Якубовский. — Хотя в тех случаях, где подсудимые не признавали вины, представитель прокуратуры просил осудить их на реальный срок. Главное — дать правовую оценку тем событиям, показать людям, что то, чем они занимались, — преступление, за которое пришлось отвечать...

Таким образом, в мукачевском деле не фигурируют ни экс-министр МВД Н.Билоконь (которому В.Ющенко во время парламентского рассмотрения мукачевских событий эмоционально заявил, что его место возле параши), ни экс-глава АП В.Медведчук (которого Ю.Тимошенко назвала непосредственным организатором мукачевского беспредела). Никаких доказательств того, что к фальсификации каким-то образом причастен Э.Нусер, также не обнаружено. Самым главным фальсификатором мукачевских выборов оказался В.Дядченко. Несоразмерность масштабов личности бывшего заместителя губернатора и упомянутых событий понимают и в Генпрокуратуре.

— На руководителя организованной группы, поставившей целью любой ценой сделать мэром Э.Нусера, В.Дядченко, конечно, не тянет, — говорит М.Якубовский. — Его роль — всего лишь непосредственный фальсификатор, просто в этой маленькой пирамиде он занимает самую высокую ступеньку. Но есть надежда, что на В.Дядченко мы не остановимся, перспективы в деле еще есть.

Это позиция следователя, на которую он, бесспорно, имеет право. Но, кажется, перспективы у дела, учитывая последние события в стране, совсем другие: реальные инициаторы и координаторы мукачевских событий с триумфом возвращаются в исполнительную власть и занимают в ней ответственные должности. Впрочем, на фоне областных правоохранительных структур, расследовавших преступления прежней власти (вспомните события на ужгородском стадионе «Авангард» или избиение агитаторов в свалявской гостинице «Комфорт»), привлечение Генпрокуратурой к ответственности хотя бы низового звена фальсификаторов — уже большая и кропотливая работа...

Сегодня мало кто вспоминает, что вторые повторные выборы мэра Мукачево по сути стали отражением первых повторных, которые проводились в июне 2003 г. Тогда участковые комиссии так же создавали исключительно под одного кандидата — «нашеукраинца» В.Петевку, большая часть голосов за Э.Нусера после пересчета превратилась в недействительные (по результатам этих выборов были признаны недействительными также 10% бюллетеней), а когда Э.Нусер попробовал обжаловать сомнительную победу своего оппонента, бюллетени по решению суда просто уничтожили. На последних выборах, в марте 2006 г., Мукачево также выделилось на фоне области. Бюллетени в Мукачевском округе почему-то считали дольше всех во всем регионе, после чего в областной совет неожиданно прошло несколько «дополнительных» партий, которые сразу стали сателлитами «Нашей Украины». Однако никаких уголовных дел или громких расследований по этому поводу так и не было...