UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФРАНЦУЗСКИЙ СПИКЕР ОБВИНЯЕТСЯ В НЕПРЕДНАМЕРЕННОМ УБИЙСТВЕ

Беспрецедентный судебный процесс начался на этой неделе в Париже. Лоран Фабьюс, спикер национальной Ассамблеи, обвиняется в непреднамеренном убийстве и ненамеренном покушении на физическую целостность личности...

Автор: Алла Лазарева

Беспрецедентный судебный процесс начался на этой неделе в Париже. Лоран Фабьюс, спикер национальной Ассамблеи, обвиняется в непреднамеренном убийстве и ненамеренном покушении на физическую целостность личности. Если вина спикера будет доказана, ему грозит тюремное заключение от трех до пяти лет и штраф на сумму 300 000 - 500 000 франков.

Послевоенная Франция еще не судила государственных руководителей такого высокого уровня во исполнении. Правда, на время процесса Фабьюс сложил с себя полномочия главы нижней палаты парламента, поручив национальную Ассамблею соратнику по Социалистической партии и личному другу Раймону Форни. Но он остается четвертым лицом в государстве, депутатом, бывшим премьером, который через три-четыре недели рискует оказаться за решеткой.

Эта ситуация принципиально невообразима у нас, где любой, даже самый простой народный депутат может запросто перерезать полстраны, но, покуда на него распространяется депутатский иммунитет, нет никакой юридической возможности призвать преступника к ответу.

Прецедент

Во Франции тоже существует депутатская неприкосновенность, но выход найден следующий. В 1993 году была создана специальная юридическая инстанция - республиканский Суд (La Cour de justice de la Republique), пришедший на смену Верховному суду. Он призван судить «членов правительства, уголовно ответственных за действия, совершенные во время их правления, и которые могут быть расценены как преступления или нарушения».

Дело Лорана Фабьюса как раз касается того периода, когда он был премьер-министром Франции 1983-1985 годов. Рядом с ним на скамье подсудимых находятся еще два высокопоставленных руководителя того времени - Жоржина Дюфуа, бывший министр социальной защиты населения, и Эдмон Эрве, бывший госсекретарь по вопросам здоровья. Все они обвиняются в сознательном затягивании проверки донорской крови на содержание вируса СПИДа, что привело к гибели не одной сотни человек.

Республиканский суд Франции заседает впервые. Он состоит из трех профессиональных судей и двенадцати парламентариев - шестерых депутатов и шестерых сенаторов. Также впервые во французской истории политики будут судить политиков, а депутаты - даже своего прямого начальника. И самое, вероятно, важное из юридических новшеств: впервые в современной истории совершается попытка судить политическую деятельность. Французские интеллектуалы даже изобрели новый термин - «криминализация политической деятельности».

Французский парламент делегировал в Республиканский суд семерых правых и пятерых левых народных избранников. Поскольку судят трех членов соцпартии, правые, которых больше, повсеместно обещают «не превращать процесс в сведение политических счетов». Каждый из парламентариев утверждает, что подробно ознакомился со всеми 59-ю томами уголовного дела, которые, выставленные рядом, занимают 12 метров.

Истцы процесса - ассоциации гемофилов и пострадавших от переливания крови, родители погибших детей - могут присутствовать, но не выступать в суде. «Чтобы анализировались только факты, и без эмоций, суд не предусматривает участия общественных обвинителей», - не очень убедительно разъясняют члены республиканского суда. Трем бывшим министрам будет дана возможность высказаться в свое оправдание. Такое неравенство возможностей бурно критикует французская пресса, так как от имени пострадавших не смогут выступить даже их адвокаты.

Приговор или оправдание будет выноситься простым большинством голосов. Апелляция, согласно закону о республиканском суде, невозможна.

Обвинения

В своей судебно-процессуальной версии «Дело об инфицированной крови» существует с 1992 года. Лично Лоран Фабьюс, устав видеть свои избирательные плакаты заляпанными кровью, обратился в суд с заявлением: «Прошу судить меня за преступление, которого я не совершал». В 1994 году накануне президентских выборов от отказался выдвигать свою кандидатуру от соцпартии, опасаясь, что начатое против него уголовное дело задушит проект в зародыше.

Основные события по делу состоялись в 1983-85 годах когда французская медицина, похоже, еще не имела четкого мнения о том, как бороться с вирусом СПИДа. Многие полагали в то время, что болезнь возникает только у сексуально неразборчивых граждан и наркоманов. По данным Международной организации здоровья в 1983 году во Франции было зарегистрировано только 92 случая заболевания, а в 1985 - 573. Донорская кровь еще не тестировалась на содержание ВИЧ-инфекции, но наука уже вплотную подошла к массовому производству тестов.

В 1983 году американская фирма «Abbott» предложила французам готовые к серийному выпуску и относительно дешевые тесты на СПИД. В то же время французская фирма «Diagnostics Pasteur» завершала разработку собственных тестов - подороже и еще не готовых к производству. Лорану Фабьюсу, тогдашнему премьер-министру, вменяется в вину, что ради того, чтобы поддержать национального производителя и не пустить на рынок американцев, он сознательно откладывал конкурс препаратов, а потом и введение систематических проверок донорской крови.

Его также подозревают в том, что он был лично информирован о возможной инфицированности собранной в начале года крови, но не настоял на ее дополнительной термической обработке. Что, зная об опасности, но не желая шума в прессе, не указал немедленно проверить всех, кому недавно перелили кровь. Что он неоправданно медлил с запретом на донорство для «социально ненадежных» граждан и заключенных, под предлогом неприятия неравенства. В результате, вследствие переливания крови СПИДом заразились 2 600 человек. 600 из них уже нет в живых.

Фабьюс отрицает свою вину. «Ответственен - да, но не виноват», - повторяет он ставшую крылатой фразу своей соседки по скамье подсудимых, бывшего министра социальной защиты населения Жоржины Дюфуа. Свою защиту спикер национальной ассамблеи подготовил с особой тщательностью, не первый год выделяя по нескольку часов в день на работу с досье. «Невозможно судить дела вчерашние с теми научными знаниями, которыми мы располагаем сегодня», - таков его основной тезис.

До начала процесса Фабьюс принципиально отказывался говорить о деле с журналистами. И неспроста: разоблачения по делу об инфицированной крови начались с публикаций в еженедельнике «L'Evenement du jeudi» Скандал разожгла женщина - журналистка Анн-Мари Кастере. Восемь лет назад ей попался на глаза конфиденциальный документ от 1985 года, составленный в Национальном центре переливания крови. Из него ясно: в Центре знали, что кровь, заготовленная для лечения гемофилов, наверняка несет в себе вирус СПИДа. И тем не менее, препараты из нее были предоставлены больным.

Жертвы

Французские газеты вновь обошла фотография двух братиков - Стефана и Лорана Годенов. Оба мальчика страдали гемофилией. Оба - по неведению ли или по халатности врачей и влиятельных чиновников были заражены СПИДом вследствие переливания крови. Лорен умер 31 января 1992 года, Стефан - 2 июня 1993-го.

Дети знали, что больны неизлечимо и что должны погибнуть. На фото - их последней общей фотографии, сделанной отцом,- мальчики трогательно прижались обнявшись, друг к дружке. Взаимная поддержка в непомерном для детского ума горе, по-взрослому грустные глаза...

Родители погибших малышей, Аньес и Патрис Годен, по нескольку часов каждый день работают на то, чтобы найти и наказать виновных в их жуткой семейной трагедии. И так - вот уже четырнадцать лет.

- Я не испытываю жажды мести, - объясняет в многочисленных интервью отец мальчиков. - Но из чувства долга, из потребности установить справедливость, в память о моих умерших детях и о сотнях других загубленных жизней, я веду свое расследование. Собираю документы, свидетельства, все, что может пролить свет на это страшное дело.

Как и многие другие члены Ассоциации гемофилов Франции, Патрис и Аньес возмущены, что не получат возможности выступить в суде.

- Нам говорят, что этот процесс есть торжество демократии, тогда как мы наблюдаем пародию на демократию, - говорит Аньес Годен. - Ведь речь идет о преступлении, совершенном сознательно, из-за денег, которые для некоторых оказались важнее, чем чужие жизни.

Сколько всего людей пострадало от инфицированной крови? Никто не знает точно. Считают, что заразились 1200 гемофилов и 2500 человек, которым была перелита зараженная кровь.

Кровь и деньги, власть и смерть... Сколько веков человеческим цивилизациям, столько тысяч, миллионов раз возникают, в разных конфигурациях и при разных обстоятельствах большие и малые человеческие трагедии, резюмирующиеся этими четырьмя словами. Даже если не вернут ушедших и никогда не утешить скорбящих, необходимо искать и находить правду. А также создавать для этого юридические возможности.