UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФАБЕРЖЕ С БЕССАРАБКИ

Не торопитесь покупать с рук древнегреческие монеты, перстни княгини Ольги или старинные иконы. «Раритеты» скорее всего окажутся обыкновенной имитацией...

Автор: Дмитрий Киянский

Не торопитесь покупать с рук древнегреческие монеты, перстни княгини Ольги или старинные иконы. «Раритеты» скорее всего окажутся обыкновенной имитацией.

Несколько дней назад с одним из моих приятелей случилась удивительная история. Происходило это в Киеве на улице архитектора Городецкого. Здесь, возле входа в метро, была назначена деловая встреча. Но он оказался на месте минут на 15 раньше и, чтобы не пропало зря время, решил зайти в находящийся напротив салон «Шедевр». Тут-то у магазина к нему и подошел интеллигентного вида мужчина лет тридцати.

- Интересуетесь антиквариатом? - спросил он. И тут же, что называется, взял быка за рога. - У меня к вам необычное предложение. Я археолог-любитель. Этим летом в одном из дворов на Андреевском спуске нашел редчайшую вещь.

Он вытащил из кармана небольшую картонную коробочку, раскрыл - и мой приятель ахнул от удивления. В ней лежал потускневший от времени небольшой золотой кружок с полустертым изображением и едва различимой надписью, исполненной кириллицей «Владимир на столе. А се его злато».

- Это златник князя Владимира, - объяснил молодой человек. -Редчайшая монета, о которой мечтают крупнейшие музеи мира. Ее аукционная цена многие тысячи долларов. Но мне срочно нужны деньги. Поэтому готов ее уступить всего за тысячу зеленых. - И он рассказал очень правдоподобную и убедительную историю, которую за неимением места не стану здесь приводить.

- Понимаешь, в какую-то минуту я заколебался, - честно признался приятель. - В конце концов тысячу долларов за день-два, пожалуй бы, раздобыл. К тому же мне вспомнилось, что незадолго до этой встречи на одной из старинных киевских улочек, где собирались что-то строить и вырыли котлован, я собственными глазами видел, как работают подпольные археологи. Двое парней, пользуясь ножами и скребками, скрупулезно исследовали культурный слой, проступающий на свежем срезе грунта…

Незнакомец, назвавшийся Сергеем (хотя с таким же успехом он мог представиться Николаем, Федором или Борисом), заметил мое колебание, но истолковал его по-своему:

- Если не верите, что это золото самой высокой пробы, зайдем в любую ювелирную мастерскую - там подтвердят.

- Но дело-то было совсем не в этом, - продолжал рассказывать мой знакомый. - Что монета золотая, я не сомневался ни минуты. Смущало другое. Если у «Сергея» был действительно златник, то он стоил не тысячи, а многие десятки тысяч долларов, о чем я читал в одном из журналов. И продававший монету «археолог-любитель» не мог не знать ее настоящей цены. Но коль так, то его убедительная история была просто враньем, а златник князя Владимира - не более, чем искусной имитацией…

В общем, монету он не купил. И правильно сделал. Ибо в последнее время поддельные златники предлагали не только ему.

- Недавно нам принесли несколько древнерусских сребреников и златников, - рассказала заведующая музеем Национального банка Украины Любовь Гриневич. - Златник - редчайшая золотая монета Великого киевского князя Владимира (X век). От одного ее названия учащается пульс не только у нумизматов-любителей, но и у профессионалов. Достаточно заметить, что в Украине сейчас всего два подобных бесценных золотых кружочка. Представьте себе нашу радость, когда мы увидели сразу несколько таких монет. Но вещи, которые банк покупает, проходят тщательную экспертизу. Увы, и сребреники, и златники оказались поддельными...

И все же справедливости ради мне кажется уместным заметить, что в принципе музею могут предложить не только фальшивку. Дело в том, что подпольные археологи с недавних пор почти регулярно наведываются на территорию древнерусского Китевского городища, расположенного на окраине Киева, где они могут найти и украшения, и оружие, и домашнюю утварь, и монеты. Грабители, вооруженные металлоискателями, приходят по ночам в урочища Гончары и Кожемяки на Подоле, под покровом темноты перекапывают площадки, где ведутся археологические раскопки, вскрывают старинные монастырские склепы. Тем не менее, по мнению специалистов, с которыми мне довелось беседовать, вероятность того, что вам предложат купить настоящий златник или, к примеру, перстень княгини Ольги, 1 к 100. Приобрести подлинный раритет чрезвычайно трудно. Тут требуется исключительное везение...

Не так давно в музей Национального банка принесли настоящий ювелирный шедевр - веточку смородины из золота, нефрита и горного хрусталя. Эта вещь работы прославленного Карла Фаберже, утверждал владелец украшения. Он так был уверен в своей правоте (или в мастерстве, с которым подделали Фаберже), что согласился оставить «изделие великого ювелира» в музее - для экспертизы. А нужно заметить, оно вызвало у Л. Л. Гриневич некоторые сомнения: фирменное клеймо Фаберже было как бы чуть-чуть смещено в сторону. И Любовь Павловна не ошиблась. Золотая веточка, хоть и сделанная с незаурядным искусством, оказалась имитацией. Такой же подделкой под произведения великого мастера были две нефритовые вазы на подставках в виде мальчиков, один из которых держал сноп, а другой играл с собакой. «Вазы «Фаберже» принесли нам почти теплыми, - улыбается заведующая музеем, - только-только из мастерской».

А вот еще одна подобная история. О ней мне рассказали в антикварном салоне «Шедевр». Однажды магазину предложили редчайшую икону XVIII века (так утверждал ее хозяин). И действительно, потемневшая от времени доска, на которой она была написана, казалось, убедительно свидетельствует, что вещь, и впрямь, старинная. Но специалистов, работавших в салоне, чем-то насторожила живописная манера художника. Она незначительно отличалась от стиля подобного рода произведений, созданных два века назад. Как выяснилось, икона была подделкой. Сначала с подлинной старинной доски соскоблили прежнюю краску, а потом на ней написали лик в стиле XVIII столетия.

Однажды автору этих строк пришлось столкнуться, если так можно выразиться, с невольной подделкой. Много лет назад сотрудники Киевской экспедиции Института археологии Академии наук Украины, которой руководил его нынешний директор академик Петр Толочко, во время раскопок обнаружили шиферное пряслице (грузик древнего веретена) с дарственной надписью. И Толочко удалось с очень большой долей вероятности определить, кому девять веков назад принадлежал этот сувенир.

О пряслице, а также некоторых других предметах с автографами древней Руси, ставших экспонатами музеев, на Киевской студии научно-популярных фильмов решили сделать картину. Однако перед самыми съемками вдруг выяснилось, что пряслице из музея исчезло. Сюрприз, согласитесь, мало приятный, ведь фильм уже был запущен в производство. К счастью, выход нашли. Поскольку данная история дело прошлое, теперь можно признаться, какой именно.

В Институте археологии остались фотографии пряслица, снимки надписи и даже отдельных букв. По ним мастера-бутофоры изготовили точную копию древнего веретена - хоть помещай в музейную витрину. Потом ни одному зрителю фильма даже в голову не пришло, что он, по сути, видит лишь имитацию…

И все же авторами некоторых подделок подчас становятся и выдающиеся мастера, сами способные оставить заметный след в искусстве. Одним из гениев имитации был, вне всякого сомнения, одесский ювелир И. Рахумовский.

…В девяностых годах прошлого века в дирекцию знаменитого парижского Лувра обратился владелец имения в одной из южных губерний России и сообщил, что на его земле случайно нашли редчайшую вещь - золотую корону могущественного скифского владыки. В общем, долго ли коротко ли, но в 1895 году Лувр заплатил за эту тиару огромную сумму - 200 тысяч франков. О приобретении восторженно писали французские газеты, называя золотую корону археологической сенсацией века.

Блистательный символ царской власти привлекал тысячи посетителей и был выставлен в одном из центральных залов. Греческая надпись на тиаре сообщала, что она преподнесена Сайтоферну - скифскому царю, правившему в III веке до нашей эры, жителями Ольвии - греческой колонии на берегу Бугского лимана.

В громком хоре восторженных похвал голоса скептиков были почти не слышны. И все же они звучали. Некоторые ученые высказывали вполне обоснованные сомнения в подлинности знаменитой находки «Вероятно ли, даже возможно ли, - спрашивал один из них, - чтобы ольвийцы осмелились грозному царю написать на лбу такую шутку? Поистине, подобная идея может прийти в голову только современному поддельщику, у которого она, впрочем, и совершенно понятна, так как его воззрения не идут далее портсигара с надписью, подаренного на именины».

Тайное стало явным, когда Рахумовский в беседе с репортером похвалился, что тиара Сайтоферна - изделие его рук, а изображенные на ней фигуры взяты им из атласа по истории культуры, изданного в 1882 году. Разразился громкий скандал. Но луврские эксперты не сдавались. Чтобы доказать свое авторство, одесскому ювелиру пришлось предъявить еще две сделанные им вещи: рог для питья (ритон) с изображением колесниц и зверей и изготовленную из золота группу - Афину и Ахиллеса. Реализм, утонченность и красота рисунков позволяли сравнить эти изделия Рахумовского с самыми прославленными классическими произведениями прикладного искусства.

Журналисты назвали тиару Сайтоферна «подделкой века». После разоблачения фальсификации дирекция Лувра решила перенести золотую корону скифского царя из зала древностей в зал современного прикладного искусства, но она продолжала оставаться одним из самых знаменитых экспонатов.

…И все же гениальная подделка - явление исключительно редкое. Обычно мы сталкиваемся с посредственностью или в лучшем случае имитацией среднего уровня. Поэтому даже если вы самый новый из новых или крутой из крутых, и несколько тысяч долларов не сделают дыру в вашем семейном бюджете (о врачах, инженерах, учителях и прочих неимущих здесь речь не идет), то все равно прежде, чем купить картину Фалька, браслет древнерусской княжны, икону XVII века или другой раритет, трижды посоветуйтесь со специалистами. Иначе у вас в доме появится подделка - как говорят в таких случаях, Фаберже с Бессарабки.