Две трети привлекаемых к ответственности по закону «О борьбе с коррупцией»... вообще не подпадают под его действие
На последнем пленуме Верховного суда была проанализирована практика применения судами закона Украины «О борьбе с коррупцией», действующего уже третий год. Как оказалось, «вследствие недооценки общественного вреда коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, виновным иногда назначаются штрафы, размеры которых ниже низшего предела, предусмотренного санкциями закона. Есть случаи необоснованного освобождения виновных от административной ответственности». Нередко к производству принимаются протоколы, составленные ненадлежащим образом, - без определения правового статуса лица и характера совершенного нарушения.
В 1997 году судами рассмотрено 5 тысяч дел о коррупционных правонарушениях - в 3,5 раза больше, чем в предыдущем, когда в соответствии с законом «О борьбе с коррупцией» к ответственности (по данным Минюста) было привлечено 575 лиц. Правда, 58% дел о таких правонарушениях, рассмотренных в прошлом году, закрыты производством, поскольку к ответственности привлекались лица... не являющиеся субъектами коррупционных действий. Как отметил на одном из пленумов Верховного суда Украины его председатель Виталий Бойко, практика показывает, что в погоне за показателями сотрудники правоохранительных органов нередко огульно привлекают к ответственности граждан в соответствии с законом «О борьбе с коррупцией». Среди других причин закрытия дел такого рода - отсутствие в действиях привлекаемых к ответственности граждан состава правонарушения или окончание сроков наложения взыскания, упрощенное их рассмотрение, поверхностное выяснение обстоятельств, нарушение процессуальных прав. Так, были отменены приговоры судей Ленинского районного суда г. Полтавы и Ивано-Франковского горсуда, которые рассмотрели дела в отсутствие лиц, обязательное участие которых в судебном заседании предусмотрено законом.
В чем заключается разница между коррупционером и взяточником? Как отмечено в постановлении ВС, ответственность за совершение коррупционных правонарушений может нести только лицо, уполномоченное на выполнение функций государства. Причем вне зависимости от того, является ли оно должностным лицом по правовому статусу. Это государственные служащие, депутаты всех уровней, председатели местных советов, военнослужащие (кроме срочной службы). Субъектами коррупционных правонарушений могут быть также судьи, лица рядового и руководящего состава органов внутренних дел, сотрудники службы безопасности, налоговой и таможенной служб, прокуратуры. А вот субъектом получения взятки может быть любое должностное лицо, независимо от того, уполномочено ли оно на выполнение функций государства.
Для признания деяния коррупционным достаточно установить факт незаконного получения лицом, уполномоченным на выполнение функций государства, материального вознаграждения. В то же время обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 168 Уголовного кодекса Украины, является получение взятки именно за определенные действия или бездеятельность должностного лица, то есть платы за соответствующее поведение в пользу лица, предоставившего вознаграждение.
Правонарушением, связанным с коррупцией, признается любое вмешательство государственного служащего со статусом должностного лица в деятельность другого государственного органа или должностного лица с целью воспрепятствовать выполнению ими своих полномочий. Под вмешательством подразумеваются уговоры, шантаж, обещание предоставить помощь в решении определенных проблем, предоставление нематериальных благ, угрозы лишить материальных благ или разгласить компрометирующие сведения, запугивание. К коррупционным правонарушениям относятся, в частности, нарушение специальных ограничений, требований финансового контроля, непринятие мер и невыполнение обязанностей по борьбе с коррупцией.
Пленумом разъяснены также положения закона, в соответствии с которыми к ответственности должны привлекаться руководители, с чьего молчаливого согласия процветает коррупция. Закон предусматривает возможность привлечения к ответственности так называемых специальных субъектов - руководителей министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных предприятий. Они несут ответственность в том случае, если умышленно не приняли меры к прекращению коррупционных правонарушений, совершенных их подчиненными, или не сообщили о таких фактах органам, которые ведут борьбу с коррупцией. Ответственность за бездействие может нести не только непосредственный, но и вышестоящий руководитель при условии, что он знал о правонарушении и не дал указания принять меры, предусмотренные законом «О борьбе с коррупцией».
А вот в случае совершения лицом «малозначительного коррупционного нарушения» суд вправе освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.