UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эта служба непочетна и трудна

Переименовав милицию в полицию, пересмотрев систему специальных званий, изменив статус «начальников» на «офицеров полиции», можно попытаться вернуть уважение к самому институту охраны порядка.

Автор: Владимир Карасик

В нынешнем году исполняется двадцать лет созданному впервые в силовом ведомстве СССР профсоюзу органов внутренних дел и их профессиональному празднику. Сегодня, наряду с другими событиями того времени, появление милицейского профессионального союза кому-то может показаться незначительным. Однако стоит задуматься о том, что именно у нас, в Украине, наиболее реально воплотились стремления граждан к демократии. Коснулось это и милиционеров. К сожалению, все мы не сумели в полной мере воспользоваться и реализовать предоставившуюся возможность - сделать страну иной.

В советские времена стоило спросить первого встречного: из всех профессиональных праздников какой самый запоминающийся? И каждый обязательно отвечал: «Конечно, милицейский! Таких концертов даже на Новый год не было».

Действительно, в незапамятные времена милицию баловали концертом союзного значения. Чествовали длинными, хорошими речами и долгими пышными застольями на всех уровнях. О наших постоянных бедах, нищете, пудовом бронежилете, одном на весь РОВД, допотопных рациях и пяти литрах бензина в сутки на раскрытие преступлений в этот день не говорили, чтобы не испортить торжество.

Идея создания собственного независимого милицейского профессионального союза зародилась именно после памятной для киевлян милицейской стачки и демонстрации под стенами Верховной Рады. Во многом благодаря огромному резонансу, вызванному массовой милицейской манифестацией в стране, заговорили, наконец, о наших бедах и горестях. Обстановка среди личного состава, накалилась до такой степени, что наиболее радикальная часть сотрудников открыто потребовала отставки коллегии МВД, как не способной решить их социально-правовые проблемы. С небольшой группой единомышленников мы разработали Устав Ассоциации профессиональных сотрудников органов внутренних дел - очень уж не хотелось нам называть себя аналогично опостылевшим всем советским профсоюзам.

В конце концов руководство МВД вынуждено было пойти на беспрецедентный шаг - согласиться на проведение общеукраинского ведомственного собрания представителей всех подразделений Украины. Однако место для этого было выбрано подальше от глаз общественности - за городом в поселке Буча.

Но для нас и это было прорывом, поскольку милиционеры, пожарные и представители других служб, входивших на тот период в систему МВД, могли приехать в Киев, не скрываясь от начальства, а по официальным командировочным документам. Мы понимали, что половина из них - наши противники, которым дана установка провалить идею создания «профсоюза в погонах» как несовместимую с советской концепцией единоначалия.

Это собрание превратилось в учредительную конференцию, впервые создаваемого в МВД СССР профсоюза людей в погонах. Обстановка на конференции была весьма накаленной. И не только из-за того, что в зале преобладали эмоции. В результате острейших дебатов были утверждены, с многочисленными поправками, Устав и название профсоюза.

Главным итогом этих диспутов лично для меня стали направления предстоящей деятельности, которые я определил как свою программу: защита социально-правовых, экономических и духовных интересов, т.е. гражданских прав, чести и достоинства сотрудников милиции.

В 1992 году 20 декабря по инициативе Совета профсоюза для обеспечения социально-правовых гарантий, укрепления кадрового, профессионального ядра, поддержания авторитета сотрудников, был учрежден новый государственный праздник - День милиции Украины, который «привязали» ко дню принятия Закона Украины «О милиции» в 1990 г.

Спустя год, в 1993-м, впервые отношения коллегии МВД и Совета милицейского профсоюза были скреплены официальным Соглашением - тарифным Договором. Этим документом предусматривался перечень четких взаимных обязательств как по линии служебной деятельности, так и в области охраны труда, здоровья, развития социальной сферы, обеспечения правовой защиты и материального благополучия каждого сотрудника и ветерана - от рядового милиционера до генерала.

Тогда же, по инициативе нашего профсоюза, для обеспечения карьерного роста лиц, не имеющих высшего образования, но добросовестно выполняющих свой служебный долг, в милиции было введено специальное звание «прапорщик». Наконец, при поддержке МВД, мы добились того, что и денежные выплаты по званиям были приравнены к воинским. К великому сожалению, большинство этих проблем остаются не только актуальными, но и продолжают множиться из года в год.

Несколько позже мы обратились с открытым письмом к личному составу органов внутренних дел, администрации областей, гражданам страны с вопросом о целесообразности переименования милиции в полицию со всеми вытекающими отсюда кардинальными изменениями! Надо сказать, что в подавляющем большинстве, несмотря на отдельные усмешки, дескать «полицаи», это наше предложение еще пятнадцать лет назад - задолго до «российских новаций» - нашло множество горячих сторонников.

Как корабль назовешь...

Ныне действующий Закон «О милиции», разработанный и принятый еще в советские времена, ущемляет права и гарантии сотрудников милиции как граждан своей страны. Он декларирует несуществующие льготы, которые государство не в состоянии обеспечить. На мой взгляд, это одна из причин низкого морально-психологического климата среди личного состава и, как следствие, падение эффективности работы всей милиции и каждого ее отдельного сотрудника.

На двадцатом году независимой Украины проблемы в правоохранительной деятельности накопились немалые, и прежде всего это взаимоотношения милиции и общества. Факты дискредитации милиции уже стали притчей во языцех.

Встречаясь со своими зарубежными коллегами, я всегда стремился выяснить, почему там нет такой массовой коррупции, как у нас, в России, в других постсоветских странах? И пришел к твердому убеждению: в полиции, обществе и государстве создана система, исключающая саму потребность в мелком и унизительном крохоборстве.

Считаю, что сегодня необходимо переходить к полицейско-контрактному принципу комплектования кадров. Поступающий на службу подписывает полис-контракт на определенный срок, от которого зависит сумма выплаты кредита, например, на приобретение жилья. Этим двусторонним договором определяются условия регресса в случае досрочного прекращения службы, а также обязательства государства по социально-бытовому обеспечению сотрудника. Во многих странах Запада действует своя специальная почасовая система оплаты труда, дифференцированная в зависимости от времени несения службы полицейским: день, вечер, праздник и т.п. Обязательно наличие так называемых полицейских привилегий: льготные, ипотечные или лизинговые квартиры, оплата домашних телефонов, детских садов, учеба в вузах, медицинская и стоматологическая страховки, оплата поездки в отпуск и т.д. Наконец, самое главное - гарантированное достойное пенсионное обеспечение с сохранением всего пакета социальных благ, действующих для служащих полиции.

Но стоит лишь нарушить условия двустороннего трудового договора и уволиться со службы по любым причинам (исключение - ухудшение состояния здоровья, вызванное прохождением полицейской службы), и бывший полицейский теряет все! К тому же, он еще в бесспорном порядке регресса будет выплачивать все материальные и финансовые средства, затраченные на него государством во время службы в полиции. Кроме того, обязательным условием является периодическая ротация сотрудников из одной службы в другую, что полностью «ломает» коррупционные, клановые связи начальников и подчиненных. Рядовой полицейский, как и его начальник, должен быть универсален и не специализироваться то ли по линии ГАИ, то ли ППС. Несомненно, это исключит саму базу вымогательства, поборов и круговой поруки.

Любой сотрудник сто раз подумает: брать ему взятки, нарушать закон, злоупотреблять служебным положением, или честно служить до выхода на пенсию, обеспечив себе высокое денежное содержание и сохранение всех социальных гарантий, которые он имел на службе в полиции.

Товарищи начальники или господа полицейские?

Несомненно, как и вся страна, МВД нуждается в коренных преобразованиях. Между тем перманентные реформы никогда не приводят к хорошему. Решается одна проблема - рушится другой аспект деятельности.

В свое время из МВД выделили налоговую милицию, дублирование стало тройным. Каждый экономический блок в МВД, СБУ и налоговой имеют свои спецподразделения, разведку, учеты и т.д., и т.п. Смех и грех...

Создали по аналогии с Россией МЧС. Для чего, для кого? У нас, слава Богу, нет тех проблем и российских территорий. Не думаю, что теперь пожарные стали лучше работать или гражданская оборона гарантирует нас от нового Чернобыля! А вот деньжат стало расходоваться гораздо больше, ведь борьба с любым лихом - это черная дыра...

Ныне создали по европейскому образцу Государственную миграционную службу. Но в Европе это ведомство существует только для решения миграционных проблем иностранцев. У нас же вместе с водой выплеснули и ребенка и ликвидировали милицейские паспортные подразделения. Не хотел бы я сейчас работать участковым или оперуполномоченным уголовного розыска. Попробуй-ка раскрыть преступления без формы №1. Будет ли жэковская паспортистка участвовать в «подворовом обходе» в поисках «алиментщиков» и лиц, скрывающихся от правосудия?

Несомненно, как и вся страна, МВД нуждается в коренных преобразованиях. Ситуация до такой степени безнадежна, что без радикальных шагов не обойтись. Наш «полицейский» корпус необходимо спасать, ведь без него невозможно само существование государства!

Переименовав милицию в полицию, пересмотрев систему специальных званий, изменив статус «начальников» на «офицеров полиции», можно попытаться вернуть уважение к самому институту охраны порядка. Однако всех проблем это не решит, поскольку надо признать факт тотального разложения милиции.

Но граждане нашей страны уже давно перешли во всем на рыночные отношения, которые порождают новые экономические и социальные связи. А вот милицию до сегодняшнего дня хотят видеть «советской, социалистической», со своими бескорыстными жегловыми и шараповыми... Однако так не бывает - если капитализм, то ПОЛИЦИЯ, и все что из этого следует! Статус, доходы, гарантии, права и обязанности... Милиционеры тоже люди, и хотят жить по-людски с соответствующими официально гарантированными социальными и материальными возможностями!

Многолетний опыт организации и функционирования полиции свидетельствует, что все реформы, которые длятся годами, приводят лишь к разрушению ранее созданного. Нигде в мире я не встречал пресловутых органов внутренних дел. ПОЛИЦИЯ, и точка! Именно там решаются все вопросы внутренней жизни района, города, региона, страны, отнесенные к ее компетенции.

У нас, в отличие, скажем, от полиции множества стран, составные части милиции - уголовный розыск, патрульная служба, БХСС, ГАИ да и следствие - растворились в составе различных служб и подразделений так называемых органов внутренних дел. Вместо «Присяги милиции» была введена «Присяга начальствующего состава». Само понятие «начальники», придуманное в тридцатые годы в недрах «чекистского» ведомства НКВД, сегодня звучит анахронизмом, оскорбляющим человеческое достоинство не только тех, кто в погонах, но и граждан страны, по отношению к которым милиционер - начальник! Весь мир своих полицейских называет «офицер».

В результате этого милиция из организационно-целостного государственного органа превратилась в аморфную структуру с многочисленными главками, а теперь уже и департаментами в самом министерстве, и со всевозможными подразделениями на периферии. Каждая служба тянет одеяло на себя, в результате не выполняется основная задача - предупреждение и раскрытие преступлений. Нам надо вернуться к забытому и понятному всеми названию: Управление милиции (полиции) города, района, области!

Вы служите, а служба вас не забудет...

Эту известную офицерскую поговорку сегодня так и хочется дополнить словами «...но и не вспомнит!». Уже в который раз за последние двадцать лет говорят и спорят о реформировании правоохранительной системы нашей страны. Однако за годы независимости в ней так и не произошли кардинальные изменения. Провозглашенные реформы лишь декларировали коренные преобразования, но ничего не меняли по сути. Только министров сменилось аж десять, которые в среднем «рукамиводили» по два года, а ведь при последних «советских министрах» Головченко и Гладуше, которые занимали свои должности по пятнадцать лет, была стабильность, не было ни кадровой чехарды, ни вопиющего подхалимажа и подобострастия. Люди шли на службу, видя свою перспективу, надеясь на карьерный рост.

Больше ста лет назад один европейский наблюдатель заметил: «В России (как впрочем, и в Украине) много чего происходит, но почти ничего не меняется». Хотя каждое новое правительство создает комиссию по реформированию правоохранительного блока государственной власти…

Как и в других странах, «выросших из милицейской шинели», понятие «мент» прежде всего отождествляется с формированием карательной психологии у наших сотрудников. В этом, пожалуй, главное отличие от западных коллег, где полицейский - это человек, всегда приходящий на помощь! Все-таки не случайно Россия пошла на беспрецедентный шаг, переименовав милицию. Важно помнить слова небезызвестного капитана Врунгеля: «как корабль назовете, так он и поплывет!» Ведь Politeia, с греческого, не что иное, как управление делами государства.

Мощный удар по милиции был нанесен еще в советские времена Ю. Андроповым, проворонившим не только обострение событий в Венгрии, где он был послом, но и ставшим прямым инициатором ввода войск в Афганистан. Так вот, его ставленник Федорчук «очистил» милицию от огромного количества опытных сотрудников. Горбачевский министр А. Власов при посещении Ленинградского РОВД г.Киева, где на тот момент я исполнял обязанности начальника, говорил, что в период с 1982-го по 1985-й из милиции было уволено 160 000 обученных, профессионально подготовленных милиционеров.

Стоит задуматься, перенеся кальку на Украину сегодняшних дней. За последние семь лет из-за кадровой чехарды из МВД уволилось более пятидесяти тысяч человек. Кого взволновала их судьба? Кто проанализировал, можно ли было так легко «отпускать» сотрудников в возрасте 35 - 45 лет только из-за того, что у них льготная выслуга составила двадцать лет? Многие из уволенных случайно или намеренно раскрыли методы работы милиции, способы борьбы с преступностью.... Теперь вновь вынашиваются «смелые» идеи преобразований правоохранительных органов.

Сегодня всем понятно, что наш «полицейский» корпус необходимо спасать. Без него невозможно само существование государства! Прежде всего это касается двух нормативных актов, действующих, как ни странно, еще с советских времен. Это Закон Украины «О милиции», принятый еще в декабре 1990 года, а также «Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины», утвержденное Кабмином УССР в июле 1991-го, т.е. до обретения Украиной независимости. С тех по, кроме названия и небольших, перманентных дополнений, ничего не менялось.

Эти документы являются основными, регламентирующими деятельность личного состава милиции от начала службы до выхода на пенсию. Многие их положения находятся в прямом противоречии как с Конституцией независимой Украины, так и с Кодексом законов о труде.

В том же обращении 1997 года наш профсоюз настаивал на необходимости принятия нового «Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом...», которое так практически и не меняется. Между тем это пресловутое «Положение о прохождении службы...», действующее до сего дня, касается не только милиции. По нему живут и служат пожарные, налоговая милиция, вся пенитенциарная система... т.е. все то, что «отпочковалось» от МВД за последние двадцать лет.

За эти годы не была выполнена в полном объеме ни одна программа по борьбе с преступностью и отдельными ее видами. Милиция Украины вынуждена в ряде случаев руководствоваться в своей повседневной деятельности основными актами, принятыми еще во времена Советского Союза. Не выполнено возложенное на Кабинет министров постановлением Верховной Рады Украины № 583-ХII от 25 декабря 1990 года поручение «привести все решения правительства республики в соответствие с Законом Украины «О милиции». Да и с каким законом надо приводить все в соответствие? Просто необходим новый закон, определяющий права, обязанности, статус милиционеров и регламент их службы!

Неспособность государства обеспечить декларируемые сегодня старыми законодательными актами льготы и материальное положение, несомненно, является одной из причин неудовлетворительного морально-психологического климата среди личного состава милиции.

Кадры решают все!

Несомненно, что реализация любых, даже самых революционных, реформ это прежде всего оптимальный подбор и расстановка профессионально подготовленных сотрудников (кадров). Эффективность кадровой системы - проблема, существующая практически все годы в советской, а затем украинской милиции. И дело не в том, что у нас нет умных и достойных людей. Беда в том, что кадровая политика, сложившаяся в МВД еще с тридцатых годов, построена таким образом, что у нас без «накопления компромата» на каждого сотрудника просто немыслимо успешное прохождение самой службы. Получается, что после нескольких лет работы в милиции каждого сотрудника можно либо «задвинуть», либо «выдвинуть», в зависимости от желания его руководства.

Частые смены руководителей всех уровней от начальника отделения до министра объясняется потоком поступающих в МВД кляуз и доносов. Попытки таким способом свалить конкурентов и получить выгодное назначение стали стилем службы. Из-за неуверенности в завтрашнем дне, продолжается массовый отток наиболее квалифицированных сотрудников из оперативно-следственных подразделений милиции. Текучесть и хронический некомплект достигли критической точки.

За минувшие годы у нас сложилась атмосфера наушничанья, интриганства, недоверия и подозрительности. Она успешно расцвела, приведя к профессиональной деформации и суициду среди сотрудников, доводимых порой до отчаяния. Вот и служат милиционеры не Закону, а тем критериям «кадрового отбора», которые установлены еще «ежовыми рукавицами и бериевскими опричниками», что позволяет как угодно манипулировать людьми в погонах, ссылаясь при этом на давно законодательно и морально устаревшие правила и регламенты.

В нарушение того же «Положения о прохождении службы…» любимчики, да и не только они, неоднократно получают специальные звания «досрочно», сверх «потолка», порой вообще находясь на работе, не связанной с правоохранительной деятельностью. Так, полковниками милиции стали бывший киевский мэр, один из зампредов киевского головы, бывший начальник правового управления горадминистрации, отдельные сотрудники Кабинета министров и администрации президента, аппарата Верховной Рады, причем как правило никто из них никогда в системе МВД не служил! А сколько таких «варягов» за пределами столицы, в различных представительных органах по всей Украине? Множество «позвоночных» с легкой руки «варягов-министров» откомандированы во всевозможные конторы, где им начисляется выслуга лет, присваиваются полковничьи и генеральские звания, которые во многом определяют последующие пенсии.

К сожалению, это началось с первого дня украинской независимости! Сотрудники пенсионного отдела МВД порой просто диву даются, когда им приходится оформлять отнюдь не маленькие пенсии за счет МВД бывшим губернаторам, депутатам, судьям, другим чиновникам… Сколько из них стали генералами, ни одного дня не исполняя милицейских обязанностей!

Все эти пороки накапливались годами. Луценко же оказался заложником этой системы, не сумевшим побороть искушение, ведь ему стали доступны права, которыми ранее обладала лишь коллегия МВД СССР.

Когда я увольнялся со службы, пенсионеров только МВД было около 60 тысяч по всей стране. Сегодня эта цифра перевалила за 150 тысяч. А ведь кроме «отставников МВД», пачками увольнявшихся за последние десять лет, тысячи молодых отставников ушло из «отпочковавшихся» пожарных, системы исполнения наказаний, налоговиков. Такие же молодые пенсионеры вышли из Минобороны, СБУ, МЧС... А ведь могли служить и служить!

Кстати, еще один пример нерадивого, бесхозяйственного отношения к разбазариванию государственных денег. Пока пожарные, налоговики, «тюремщики» входили в систему МВД, на местах, т.е. в областях, эти службы возглавляли отделы/управления во главе с полковником - максимум! Стоило им «отпочковаться» от МВД, и эти маленькие начальнички стали начальниками самостоятельных управлений в областях и городах, и все они, а то и их заместители, стали генералами!

Подобная история с внутренними войсками и пограничниками. На 30 с небольшим тысяч «штыков» в каждом ведомстве - генеральских должностей более сорока! Ну какой же бюджет может все это выдержать?

Например, в Киеве гарнизон милиции (ГУВД) составляет свыше двадцати тысяч сотрудников, больше армейской дивизии… Возглавляет генерал, что нормально. В налоговой же милиции Киева «штыков» менее одной тысячи - и тоже генерал! А нужно ли вообще было это дробление органов внутренних дел под отдельных любимчиков?

Все это приводит к обесцениванию званий, их дискредитации и расточительству в отношении профессионалов. Происходит колоссальная утечка интеллектуально-оперативного опыта и методологии знаний о борьбе с преступностью. В низовых подразделениях сотрудников, работающих более пяти лет, - единицы!

Милиция, в том числе центральный аппарат МВД, пополняется людьми, не только далекими от профессии, но и вообще никогда ее не знавшими. Между тем из органов внутренних дел ушло целое поколение, воспитанное на славных традициях своих предшественников.

Чтобы «не замыливался» глаз...

Концепция милиции и ее главная задача состоит прежде всего в «обеспечении личной безопасности граждан, защите их прав и свобод, законных интересов, в том числе собственности от преступных посягательств» (ст. 2 Закона Украины «О милиции» от 19.06.1991 г.).

Я спрашивал у полицейских, перешедших из ГДР в полицию ФРГ: как вас отбирали? Все просто - задавали тест из трех вопросов. Некий человек спрашивает: где находится то или иное учреждение? И давалась калька - три ответа полицейского: «Я не знаю»; «Пройдите направо, там за углом». И, наконец, третий брал за руку и вел по указанному адресу до конкретного места! Кого, спрашивается, принимали на работу в полицию ФРГ? Ответ очевиден!

К сожалению, надо признать честно, за двадцать лет не произошло главного: кардинального изменения в самой большой правоохранительной системе Украины. Да и доктрина деятельности нашей милиции, т.е. ее «карательная» сущность, не меняется. Отсюда метастазы вседозволенности, коррупции и профессиональной деградации. Провозглашенные реформы лишь декларировали коренные преобразования, ничего не меняли в принципе. Только министров сменилось аж десять, в среднем по два года в должности. Какой уж тут позитив? Все это способствует профессиональной деформации сотрудников - явлению повсеместному, сопровождающему любую разновидность человеческой жизнедеятельности, если этому не противодействовать!

Как сделать, чтобы наши люди не служили различным политическим партиям, не бросали работу и оставались на местах? Нужна ли нам такая текучесть кадров, которая сложилась за последние десять лет? Прежде всего, со сменой министров не должны увольняться все - сверху донизу! Вот тогда, думается, и не понадобятся такие раздутые аппараты областных управлений, да и самого министерства с многочисленными департаментами.

Сегодня необходимо введение должности типа генерального комиссара милиции-полиции Украины, т.е. вернуться к незаслуженно отвергнутой идее госсекретаря МВД, только функции видоизменить. При частой смене министров кто-то один, политически не заангажированный, должен нести «генетико-информационную память» ведомства, обладая богатым профессиональным опытом и организационно-управленческим талантом, знанием кадров, их потенциала. Эту фигуру, как и генерального прокурора, можно поменять, при необходимости, лишь раз в пять-десять лет, и не чаще. Тогда и глаз у руководителей не будет «замыливаться».