UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭХО СОФИЕВСКОЙ ДРАМЫ

Такого еще не было. Вот, пожалуй, единодушное мнение тех, кто помнит первые митинги и демонстрации ...

Автор: Артур Белоус

Такого еще не было. Вот, пожалуй, единодушное мнение тех, кто помнит первые митинги и демонстрации конца 80-х, и кто стал очевидцем и участником драмы, разыгравшейся на Софиевском майдане посреди лета 95-го, на пятом году существования независимого Украинского государства. Александр Емец, бывший милиционер и нынешний парламентарий, не раз и не два защищавший человека в форме перед гневом своих же коллег-демократов, сегодня подчеркнул: «Я впервые не на стороне милиции». В самом деле, тогда, в эпоху Союза и компартии, стражи порядка, как правило, не теряли самообладания и делали все, дабы не допустить непоправимого. Увы, нынешние события вокруг захоронения Патриарха УПЦ-КП Владимира стали горьким исключением.

Можно сто один раз спорить, с пеной на губах доказывая, — Синод Киевского патриархата не имел (либо имел) права хоронить Патриарха возле Софии Киевской. Пусть ответ на этот вопрос дадут независимые эксперты — религиоведы. Если, конечно, таковые имеются. Досадно, что принцип «не поступиться принципами» в очередной раз стал лейтмотивом действий руководителей обеих противоборствующих церквей, обставляющих свои решения, в духе наших вполне светских традиций (как, мол, «народ скажет»), волей прихожан. Увы, борьба за церковный престол начинается у подножия гроба. И конфликт — неплохой шанс стать «народным героем».

Разве в этом дело? Пусть Кабинет министров, его президиум, так за несколько часов заседания и не «вызаседавший» ничего четкого и конкретного, принял бы какое-то определенное решение. Позволить хоронить Патриарха у Софии. Или не позволить. И уж в таком случае выстроить по всему периметру плотные ряды ОМОНа, заблокировав все входы к площади. Нравится кому или нет — но тогда бы та самая «вертикаль» власти, на строительство которой было затрачено столько нервов, сил и чернил, показала бы свою дееспособность в критической ситуации. Чем, в конечном счете, «уважать себя заставила».

Но получилось противоположное. Сначала людям как бы разрешили провести похороны на Софиевском майдане. Отряд ОМОНа, как из засады, вылетел из соборных ворот неожиданно, когда гроб с телом Владимира готовились засыпать землей, а народу на площади собралось порядочно. Раздался клич — «Очистить площадь!» Допускаю — могли быть ответные провокации. Милиция, наверняка, отыщет их немало, но не видели еще киевские площади и улицы ударов резиновыми «демократизаторами» в спину убегающим людям пожилого возраста. И сколько бы не говорили о провокационной роли УНА-УНСО, неужели безусый щуплый юнец, столь мало похожий на бравого боевика, заслужил удары ногами в живот и лицом об асфальт? Ведь лежачего не бьют, не так ли учили нас с детства неписанные правила двора, соблюдаемые не хуже иных самых что ни на есть конституционных законов и договоров?

Не станем, впрочем на волне неостывших эмоций, давать какие-либо однозначные оценки, тем более — уголовно-правового характера. Это — дело прокуратуры и других правоохранительных органов. Начато следствие, и, дай Бог, чтобы оно закончилось не так, как в свое время по событиям в Тбилиси, Вильнюсе и Москве. Но сейчас тревожит извечный вопрос уже политического плана, поставленный еще древними римлянами, — кому выгодно?

В самом деле, кому? Вряд ли общество узнает об этом в обозримом будущем публично. Депутаты разъехались на каникулы, эмоции поостынут, милицейский «Ванька-стрелочник», наверное, будет найдет. А «кто отдал приказ», естественно, покроется мраком таинства интриг властного Олимпа.

Ясно одно — случайно, спонтанно, стихийно подобные конфликты не возникают. Из разговоров с милицией задолго до начала захоронения, из других источников стало ясно — людей ждали на майдане. Как, очевидно, рассчитывали и на то, что толпа, увидев первые заслоны и удары, помянет недобрым словом главу государства. Как и на то, что уже завтра часть наивно-прямолинейных национал-демократических депутатов — опоры митрополита Филарета, заявит в Союзе писателей о снятии своих подписей с текста Конституционного договора. Меча при этом громы и молнии в адрес «московской» церкви Владимира-Сабодана и их «покровителей» в лице главы президентской администрации, секретаря Совета национальной безопасности, министра Кабинета министров и столичного мэра. И невдомек коллегам-демократам, что, вероятно, не эти люди причастны к невидимому разжатию пружин сценария конфликта и что, наконец, клеймя «московскую» церковь, коллеги невольно настраивают уже не просто против себя, но против правды о событиях на Софиевской площади большинство верующих страны,. являющихся (никуда не деться от реалий) прихожанами УПЦ Владимира-Сабодана. Наживку, насаженную умелым рыбаком, исправно заглотнули.

Не хочется искать очередную «руку Москвы» в происшедшей драме, хотя не удивлюсь, если на этот раз она и будет найдена. Для меня ясно одно — драма стала производной от неявной, невидимой, но незатухающей и неугасающей кланово-корпоративной борьбы внутри элиты исполнительной власти. Борьбы, куда более серьезной и опасной, чем та, которую мы наблюдали и о которой читали в последние полгода. Ясно и то, что без действительного, а не декларативного упорядочения структуры и функций как президентской администрации, так и правительства, большей открытости в их действиях, персонификации ответственности высших должностных лиц за вверенные им сферы государственного управления мы не застрахованы от следующего акта подобной драмы, способной перечеркнуть последнее из того, чем по праву гордится независимая Украина, — гражданский мир и ненасилие.