UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДОЛЖЕН ЛИ БЫТЬ ЖАНДАРМ ДЕМОКРАТОМ?

Что общего между Сергеем Ковалевым и неудавшимся путчем на Коморских островах в Индийском океане?...

Автор: Ростислав Хотин

Что общего между Сергеем Ковалевым и неудавшимся путчем на Коморских островах в Индийском океане? На первый взгляд, ничего общего нет, однако вторжение французских войск на Коморские острова после захвата там власти французским наемником с сотоварищами и как результат - возвращение к власти законноизбранного президента Коморов в принципе свидетельствует о приверженности Франции, в частности и Запада вообще, хоть каким-то идеалам демократии.

Вручение же российскому правозащитнику Сергею Ковалеву очередной международной премии в области прав человека и неприятие, и отвержение его у себя на родине говорит о том, что демократия и права человека - слишком туманные ценности для тех кабинетов, где когда-то была изобретена так называемая «советская демократия». Видно, это традиционная участь российских «совестей» - как и Андрей Сахаров, Сергей Ковалев уважаем во всем мире, но только не в своем Отечестве.

Помнится, чуть более года тому после вторжения американских войск на Гаити, когда была устранена военная власть, сместившая ранее законного президента Жана Бертрана Аристида и последний-таки был возвращен к власти, некоторые очень влиятельные политики в Москве моментально заговорили об аналогичном праве - влиять на события в своем «ближнем зарубежье». Замечу - не следить за соблюдением демократии, а диктовать соседям свою волю. Я далек от мысли идеализировать внешнюю политику США и Франции в этих двух случаях и утверждать о бескорыстности оной, однако надо признать, что в двух случаях деспотизм силой сменялся на законные демократично избранные власти.

Россия, как и любое другое государство, имеет свои национальные интересы у своих границ и среди соседей. Россия, как большое и влиятельное государство, имеет также право на активную - наступательную если хотите - внешнюю политику. Однако, почему среди приоритетов этой политики нет важнейшего элемента - учета внутренних ситуаций в других странах, положения с правами человека да и демократией вообще при построении отношений с другими государствами. Можно упрекать американцев в экономически корысных целях при введении санкций против Ирака - дабы убрать лишнего конкурента своим союзникам во главе с Саудовской Аравией, однако выбор стран, против которых действуют санкции, все-таки неслучаен с точки зрения внутренней демократии и их внешней политики, - Ирак, Иран, Ливия. Даже экономически выгодный Китай, не могущий полностью соблюсти права человека, ходит по острию лезвия...

Ни разу не было слышно, чтобы московское руководство выразило озабоченность правами человека и внутренней политикой туркменского олимдера Сапармурата Ниязова, создавшего режим абсолютной личной власти. Систематические нарушения прав человека в Узбекистане (в том числе и на этой неделе) вызывают критику действий президента Ислама Каримова у правозащитников Запада, но только не России, самовольно взявшейся опекать новые независимые государства. Черед референдумов в Центральной Азии, продливших управление лидеров до начала следующего тысячелетия, вызвал озабоченность везде, но только не в считающем себя демократичным Кремле. Киргизстан, являющийся сравнительным образцом демократии в том регионе, и президент Аскар Акаев, не согласившийся с проведением аналогичного референдума о продлении полномочий, не пользуется благосклонностью и режимом наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией.

Армянский лидер Левон Тер-Петросян, вообще почти разогнавший оппозицию, является другом номер один России в Закавказье и ее самым большим союзником. Москва спокойно смотрит на то, как Эдуард Шеварднадзе использует недавнее покушение на него для подавления оппозиционных фигур в канун предстоящих президентских выборов.

Может быть, Москва выразила озабоченность авторитарными действиями беларусского президента Александра Лукашенко и признаками надвигающейся личной диктатуры в Беларуси? Нет, подменять бастующих работников минского метро приехали штрейкбрехеры из Москвы...

В вопросе увязывания внешней политики с правами человека нужно ответить на два вопроса. Первый. Почему именно Россия должна это осуществлять в отношении новых независимых государств? Должен ли Киев спокойно наблюдать подавление демократии в той же соседней Беларуси? В принципе нет, поскольку - это внутреннее дело суверенной страны, однако в отличие от Киева Москва, претендующая на особую материнскую роль и чрезвычайные полномочия по отношению к соседям, вне сомнений должна учитывать внутреннее положение в этих странах. Вопрос второй. А является ли Россия сама приверженной демократическим идеалам да и вообще страной с внутренней демократией, резервируя за собой право на акцию, аналогичную американской на Гаити? Спросите у русского Сергея Ковалева... Тогда о каких претензиях может идти речь?

Единственным аспектом из этой сферы, который учитывается во внешней политике Москвы, являются права русских в новых независимых государствах. Однако, этот принцип применяется выборочно и преимущественно к тем, кто пытается играть собственную игру, отвечающую своим национальным интересам - вроде стран Балтии или же русских в украинском Крыму.

Осмелюсь дать совет путчистам в бывших союзных республиках. Захватив власть, сразу же объявите об особых отношениях с Россией и назначьте дату проведения референдума о союзе или федерации. Гарантирую - российские войска придут не сметать вас, а даже помогут удержаться у власти. А мировое сообщество? Ну, пошумит немного, да и успокоится...