UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ПОНИМАЕТ

Председатель Конституционного суда Украины Виктор Скомороха удовлетворен ходом выполнения решений КС, однако, обеспокоен «игнорированием» некоторых из них...

Председатель Конституционного суда Украины Виктор Скомороха удовлетворен ходом выполнения решений КС, однако, обеспокоен «игнорированием» некоторых из них. «Положение с исполнением решений КС не стоит драматизировать: подавляющее большинство решений исполняется», — заявил он.

Вместе с тем, по словам В.Скоморохи, «еще остаются досадные пробелы в этой области, которые нуждаются в устранении, в том числе путем законодательного урегулирования». «Мы пока далеки от того, чтобы все решения исполнялись надлежащим образом: повсеместно, полностью и в срок», — подчеркнул глава КС.

В.Скомороха считает, что об «игнорировании» отдельных решений КС свидетельствует факт неоднократного рассмотрения «практически одних и тех же вопросов», сообщило агентство «Интерфакс-Украина».

В качестве примера он привел неоднократное рассмотрение вопроса о несовместимости депутатского мандата с другими мандатами и должностями. Так, вопрос о несовместимости депутатского мандата (депутата Верховной Рады) с другим представительским мандатом и с пребыванием на государственной службе решался 13 мая 1997 года. Через год, 13 мая 1998 года, КС рассмотрел аналогичный вопрос: о несовместимости должности руководителя местного органа исполнительной власти с должностью сельского, поселкового, городского головы, председателя и заместителя председателя районного, областного советов и т.д. Еще через год, 6 июля 1999 года, КС вновь рассмотрел такой же вопрос: о несовместимости мандата городского головы с представительским мандатом народного депутата Украины.

Аналогичная ситуация была с вопросом о платном медобслуживании. Так, еще 25 ноября 1998 года КС признал неконституционным положения постановления Кабмина от 7 сентября 1996 года, которым утверждался перечень платных услуг, предоставляемых в государственных учреждениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях. Однако спустя четыре года, в мае 2002 года, КС вновь был вынужден рассмотреть вопрос о бесплатной медицинской помощи. «И этот перечень можно продолжить, называя решения, запретившие вмешательство в расследование, рассмотрение дел судами, деятельность прокуратуры», — отметил глава КС.

По мнению В.Скоморохи, «это свидетельствует о неприкрытом пренебрежении к Конституции Украины, праву, к конституционному порядку вообще, о явном правовом нигилизме, отсутствии надлежащей государственной дисциплины должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления».

Виктор Скомороха высказывается за принятие специального закона «Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда», который бы предусматривал ответственность за невыполнение решений КС, отметив, что здесь сложилась «парадоксальная ситуация». Аргументируя свою позицию, В.Скомороха напомнил, что за невыполнение решений судов предусмотрена та или иная ответственность, установленная Административным и Уголовным кодексами Украины, вплоть до лишения свободы. В то же время исполнение решений и заключений КС «зависит чуть ли не от доброй воли органа, издавшего неконституционный акт», констатировал глава КС.

По словам В.Скоморохи, несмотря на то, что ч. 4 ст.70 закона «О Конституционном суде Украины» предусмотрена ответственность за неисполнение решений и заключений КС «в соответствии с законом, в течение шести лет после принятия этого закона такая ответственность не установлена». «Нельзя назвать приемлемым механизм реализации предусмотренного законом права КС определить в своем решении или заключении порядок и сроки исполнения, так как специальные нормативные акты, регламентирующие ответственность за неисполнение решений КС, отсутствуют», — подчеркнул он.

В связи с этим В.Скомороха считает необходимым законодательно установить сроки внесения изменений в законы и другие нормативные акты, положения которых признаны неконституционными». «Скажем, Кабмин должен внести соответствующий законопроект в парламент в течение двух месяцев со дня опубликования решения КС, а парламент — принять закон в течение шести месяцев со дня его опубликования. Если же соответствующий акт должен быть принят Президентом Украины или правительством, это необходимо сделать в течение двух месяцев со дня опубликования решения КС», — сказал он.

В.Скомороха также считает, что, «реализуя предоставленное ст.70 закона «О Конституционном суде» право определять порядок и сроки исполнения решений и заключений, КС будет иметь возможность устанавливать иные сроки выполнения своего решения». «Они должны быть обязательными для соответствующих органов», — подчеркнул он.

Глава КС отметил, что признание КС закона или иного акта неконституционным «не решает вопрос о судьбе подзаконных актов, основанных на законе, нормативном акте или международном договоре, признанных неконституционными, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом рассмотрения КС». «Это приводит к тому, что нормативные акты, основанные на положениях законов, иных правовых актов, признанных неконституционными, органами власти не отменяются, продолжают действовать, вследствие чего нарушаются права граждан и юридических лиц», — сказал В.Скомороха.

В связи с этим он считает, что Министерство юстиции Украины должно организовать «выявление и мониторинг подзаконных актов, которые основаны на признанных неконституционными положениях законов, иных нормативных документах, и информировать об этом принявшие их органы, либо в предусмотренном законом порядке через суды признать их недействующими».

Также суды общей юрисдикции обязаны «не только не применять признанные неконституционными положения, но и в определенных случаях пересмотреть по вновь открывшимся обстоятельствам ранее вынесенные на их основании решения». «Разрешение дел в обязательном порядке должно проходить с учетом решения Конституционного суда», — отметил глава КС.

Говоря о введении ответственности за невыполнение решений КС, В.Скомороха высказался за принятие специального закона «Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда». «Этот закон дал бы ответы на вопросы, возникающие в случаях неисполнения, ненадлежащего исполнения или воспрепятствования исполнению решения суда», — подчеркнул он, продолжив: «За нарушение Конституции Украины должна наступать конституционная ответственность, предусмотренная специальным законом».

В.Скомороха считает, что вопросы «конституционной ответственности высших должностных лиц органов власти и местного самоуправления, других субъектов ответственности, введение гарантий против использования мер конституционной ответственности в качестве средства политической борьбы, а также гарантий против злоупотребления тех органов, которые будут принимать решение о привлечении субъектов права к конституционной ответственности, определение видов наказаний, таких как отстранение от должности, запрет занимать определенные должности и т.д., «должны быть тщательно отработаны, а затем предусмотрены в источниках конституционного права».

«Законодательному закреплению ответственности за невыполнение решений КС должна предшествовать теоретическая проработка этого вопроса и широкое его обсуждение специалистами, юридической общественностью», — отметил В.Скомороха.