Западные масс-медиа реґулярно информируют своих читателей о многочисленных случаях недобросовестности украинских бизнесменов. Будто бы нет никого в мире, кто бы так систематически нарушал свои обязательства по отношению к партнерам, как украинцы. Термин «украинская мафия» стал общим словом на страницах германских и польских газет. О коррумпированности и недееспособности украинской власти говорят не только Джордж Сорос или Збигнев Бжезинский, но и почти все политики, деловые люди и политологи демократических стран. Еще одна любимая тема западной публики - умопомрачительные приключения, героями которых становятся предприниматели Европы и Америки, когда они приходят работать на земли нашего Отечества.
Не будем отрицать справедливости всего, что говорилось и говорится об Украине, ее власти и деловом мире на Западе. Попробуем узнать, какое мнение сложилось о западных партнерах и западном обеспечении честного и добросовестного бизнеса у одного из представителей украинского делового мира.
Остап Похилый - человек молодой. Он счастливо объединяет в себе качества предпринимателя и музыканта-профессионала. Поэтому, наверное, тот бизнес, который он начал с момента обретения Украиной независимости, был связан с музыкой. Точнее, в музыкальные проекты Остап вкладывал деньги, полученные благодаря торговым операциям - чисто легальной предпринимательской деятельности.
Итак, Остап Похилый рассказывает о свой фирме «Соломия» и, так сказать, о «приключениях», связанных с контактами с деловым Западом.
- В конце 1991 года моя фирма была основана. В 1992 году она начала свою деятельность. Начала культурнической акцией «Гранд-концерт оперных певцов Украины». Я взял в кредит деньги в «Укринбанке» - это был серьезный риск - и организовал концерт, состоявшийся во дворце «Украина». Удивительно, но это дало прибыль, возможно, потому, что люди еще не стали такими безденежными, как ныне. Дальше фирма занималась торгово-посреднической и производственной деятельностью, не оставляя, конечно же, «за бортом» искусство. Это не было случайностью. Ведь в нашей фирме (в отличие от многих других) собралась талантливая сознательно-патриотическая (не боюсь этих слов) молодежь, генерирующая множество интересных идей.
Одна из таких идей нашла весомую реализацию - это Международный конкурс бандуристов имени Гната Хоткевича. Целью конкурса была популяризация и развитие игры на бандуре как на полноценном классическом концертном инструменте.
Вот так и существовала фирма - зарабатывала деньги и параллельно проводила или поддерживала различные культурно-художественные мероприятия. Провели еще один оперный гранд-концерт, выставку «Мир Триполья», вечера поэзии Василя Стуса. У нас сложился очень интересный перспективный молодой коллектив. Через год существования в штате фирмы было более тридцати персон.
Нами был создан цех, который занимался таким необычайным делом, как лозоплетение. Начался выпуск продукции, мы провели первые учебные курсы с инвалидами с целью привлечения их к этому делу. Серьезную поддержку в этом деле мы получали от Шевченковской райрады Киева в лице ее руководителя Александра Кияницы.
Замыслов, идей, планов было много - и что интересно, некоторые из них доныне актуальны. Но об этом как-то в другой раз.
Итак, мы работали. Время было весьма специфическое, бурные года внедрения рынка - с инфляцией, задержками в проводке денег из банка в банк, со спекуляцией при предоставлении кредитов, конвертацией и т.д. Я знаю фирмы, которые просто это время «отсидели на товаре», не рискуя ничем. В то же время фирма «Соломия», имея на складе товаров больше, чем на $400.000, заняла совсем иную позицию. На мой взгляд, в целом эта позиция была верной, но...
1992 год. Подписав контракт со швейцарской фирмой БЦГ (Цюрих) на поставку 500, а потом еще 500 компьютеров, фирма «Соломия» оплатила их, не нарушив условий договора. Компьютеры мы получили сразу же после оплаты и быстро с выгодой продали их. После первой торговой операции начинаешь доверять партнеру, начинаешь строить с ним общие будущие проекты, особенно когда этот партнер - бизнесмен из цивилизованной европейской страны. Тогда нам казалось, что такие бизнесмены должны быть олицетворением порядочности, честности, пунктуальности - с соответствующим образованием и христианской моралью. И мой партнер также был таким себе лощеным джентльменом с блестящей невинной улыбкой. Как такому не поверить? И я поверил...
Договор с фирмой БЦГ (Цюрих, Швейцария), директор Никлаус Ценгер, и фирмой «Соломия» (Киев, Украина), директор Остап Похилый, обошелся мне ровно в $400.000.
Рассматриваем с Остапом копии платежек, письмо от фирмы, которая делала конвертацию валюты, расписку господина Ценгера о получении этой суммы, факсы за подписью Клода Азиано о том, что товар закуплен... Остап продолжает свой рассказ:
- Летом 1993 года мне пришлось ехать в Швейцарию для того, чтобы решить вопрос об исполнении договора фирмой БЦГ. Чтобы не быть многословным, скажу только, что такой невоспитанности, непорядочности, элементарной трусости от своего европейского партнера я не ждал.
Понятное дело, в жизни каждого человека случаются сложные моменты, но в эти моменты надо тоже оставаться человеком. У нас как-то случилось такое: мы купили товар с завода, отправили его на холодильный склад, а оттуда продали партнеру. Через некоторое время партнер обратился к нам с жалобой - почти весь товар был с заводским дефектом. Сертификат качества с завода оставался действительным, поэтому претензии должны были быть предъявлены к заводу, но его директор срочно выехал неизвестно куда. А партнер брал кредит под товар, себестоимость товара растет... В конце концов мы, чувствуя моральную ответственность, продали этот товар (на переработку), то есть как-то минимизировали потери своего партнера. Поверь, делали это не потому, что кого-то боялись, нет, тут сработала чисто человеческая мораль. Фирма «Соломия» тоже была в «диких», критических ситуациях, и ей тоже помогали.
В бизнесе есть своя правда, хотя она иногда и с двойным дном, но рамки у нее твердые и справедливые, выходить за которые я бы не советовал.
Но возвратимся к основной теме.
После длительной переписки, перефаксовывания и пере-е-mail-лования, поняв, что общение на расстоянии ничего не даст, я обратился в посольство Швейцарской конфедерации в Украине. Временная поверенная в делах Швейцарии госпожа Анни Боти напомнила мне, что защитой моих интересов должна заниматься украинская сторона. Также посоветовала обратиться к посольству Украины в Швейцарии, в компетенцию которого как раз и входит защита экономических интересов граждан Украины. К сожалению, переписка на этом уровне никакого результата не дала.
Я обратился к швейцарской юристке Сюзанне Веттеншилер, которая выставила претензию фирме БЦГ от фирмы «Соломия». Но, как потом оказалось, у господина Никлауса Ценгера было целых три (!) фирмы БЦГ, которые он поспешно закрыл, а сам исчез. Что было делать? Я написал заявление в Печерский райотдел внутренних дел Киева, в котором выдвигаю обвинение против гражданина Швейцарии в мошенничестве и прошу привлечь его к криминальной ответственности. Но это напоминает старый анекдот: «Хочешь критиковать президента? Критикуй американского!» То есть, хочешь обвинять - обвиняй сколько угодно и кого угодно. Все равно никого твое обвинение не заденет.
С момента провозглашения Украинского государства и по сегодняшний день немало откровенно криминальных элементов пользуется этим, заграбастывая миллионы и десятки, сотни миллионов долларов - и исчезая с ними в странах Европы, Америки, Азии. А наши правоохранительные органы в этой ситуации просто бессильны.
Еще один наш должник спокойно проживает в США. На него открыто уголовное дело и по санкции прокурора Радянского района Киева обвиняемому с 21 апреля 1995 года избрано в качестве меры пресечения содержание под стражей. Но... До Штатов далеко, а потому все остается на бумаге.
С 1993 года я обращаюсь в посольство Соединенных Штатов с просьбой помочь вернуть наши деньги. Безрезультатно. Может быть, после подписания соглашения о правовой помощи ситуация изменится.
Данный случай вообще уникален. Каким образом человек легально выехал в США, имея за собой целый криминальный шлейф? Какого, прошу прощения, черта посольство США уже после наших обращений, в которых идет речь о криминальном преступнике, позволяет выехать в Штаты всей семье этого преступника?
Я могу назвать фамилию - Синяк Александр Владимирович.
Создается впечатление, что наших криминальных преступников в Штатах кто-то просто-таки защищает. На ноту МИД Украины по вопросу о Синяке №094-4005-93 от 14 января 1994 года посольство США дает ответ... 18 мая 1994 года. Для тех, кто не знает, справка: МИД Украины и посольство США в Украине пребывают в Киеве, расстояние между ними около 5 км. Вот как относятся к Украине на самом деле, отписываясь какой-то бумажкой.
По линии Интерпола наши правоохранительные органы сообщили, что господин Синяк действительно проживает в США и просит политическое (!) убежище. Учитывая двухлетней давности информацию об этом человеке и то, что сдвигов в уголовном деле нет, напрашивается вопрос: не предоставило ли правительство США на самом деле политическое убежище этому человеку? Кто же тогда вернет фирме «Соломия» $76.000, которые столько лет могли работать на экономику Украины? И сколько вообще существует подобных случаев?
Наши правоохранительные органы, включая Генеральную прокуратуру, на мои письма и жалобы дают ответы, свидетельствующие об их полном бессилии. Типа: «...Меры приняты... Задержки в расследовании связаны с пребыванием обвиняемого за пределами Украины, в США - стране, с которой нет соглашения о правовой помощи...»
Вот и приехали!
А может быть, кому-то и в Украине, и в США очень нужно, чтобы такого соглашения не было никогда?
Действительно, когда кто-то задевает интересы США и других мощных западных государств, послов таких «злоумышленников» немедленно «вызывают на ковер», угрожают, топают ногами на них, если не помогает - используется морская пехота и авианосцы.
А с нашей нищей стороны в таких случаях посылают «бригаду», которая либо силой выбьет из кого угодно необходимую сумму, либо отправит обидчика к праотцам.
Мне тоже кое-кто советовал нанять киллера, а не юриста. Мол, если даже деньги не верну, то хоть моральное удовлетворение получу. Но я не могу становиться таким же бандитом, как и те, кто «кинул» фирму «Соломия» и скрылся на «цивилизованном Западе».
Я все-таки хочу доказать всем, в том числе и тем на Западе, кто считает нас «дикими туземцами», что все наши вопросы можно решить цивилизованным путем.
А тем временем полмиллиона долларов изъяты из нищей экономики Украины. Они обогатили экономику развитого Запада. Пойдут ли они кому-то на пользу? Уверен, что нет. Ибо у нас остались наша честь и достоинство, а на экспорт ушли не только украденные деньги, но и криминальный стиль жизни.
Вот такая история. Я в ней ничего не прибавил и ничего не вычеркнул. Остап рассказал мне ее, пока мы сидели в кафе за чашечками кофе с коньяком. Фирма «Соломия» тем временем свернула свою деятельность, законсервировалась (как и десятки тысяч украинских бизнес-структур). Остап Похилый занимается музыкой и зарабатывает себе на жизнь. Ему не повезло: он столкнулся с на самом деле ДИКИМ Западом. И никто уже не убедит его в истинности лубочных картин, посвященных сияющим вершинам западной демократии и цивилизованного рынка, нарисованных многочисленными фондами, фундациями и программами, помогающими Украине в осуществлении коренных реформ. Остап считает, что цивилизованный капитал и цивилизованные правила рыночной игры - это товар для внутреннего западного рынка, а на экспорт к «туземцам» идет капитал авантюрный. Описанный еще Карлом Марксом. Тот капитал, который вызывает у трудящихся ненависть к нему и объединяет людей под красными флагами - либо коммунистическими, либо национал-социалистическими.
Возможно, Остап Похилый неправ. Действительно: из одного, из двух случаев нельзя делать обобщений. Но и не обращать внимания на факты нельзя.