UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДИАЛОГИ С ФОРДОМ

Действующие лица: Кондратенко Михаил Васильевич, начальник службы расчетов с бытовыми потребите...

Авторы: Владимир Хоменко, Илья Хоменко

Действующие лица:

Кондратенко Михаил Васильевич, начальник службы расчетов с бытовыми потребителями Черниговских городских электросетей;

Форд Генри, выдающийся менеджер и конструктор (физическое участие в разговоре принимать не мог, так как умер в 1947 году);

собственные корреспонденты «Зеркала недели» по Черниговской области.

Корр.: У медсестры Анны Андреевны, человека одинокого, пропал электрический счетчик. Вся жизнь Анны Андреевны была подчинена строгим самоограничениям. Копейки, в которые вкладывалась цена каждого сэкономленного киловатта, были далеко не лишними в ее скудном бюджете. Позвонила она нам (своим старым знакомым) в легкой панике: что делать? Перспектива платить, исходя из среднестатистического личного энергопотребления — вплоть до установки нового аппарата, — ей вовсе не улыбалась. Установить новый прибор в течение трех месяцев ей, как и любому обитателю многоквартирного государственного дома, должен был либо жэк, либо поставщик электроэнергии. Ни жэк, ни Черниговские городские электросети средствами, необходимыми для этой операции, не располагали. Анна Андреевна — тоже. Привыкшая к мысли, что за все в этой жизни нужно платить аккуратно и в срок, она не могла смириться с мыслью, что ей отказывают в законном праве на точность в этих расчетах. Огорчение пожилого человека отпечаталось в клеточках нашей памяти и исчезло, вытесненное более серьезными огорчениями многих людей, обращавшихся в газету за помощью... Заплатив за не израсходованные ею киловатт-часы (а куда денешься!), Анна Андреевна впервые за много лет врубила свет во всех комнатах, телевизор и подсветку аквариума. В дом стучались зимние холода, и она вспомнила о пылившемся на антресолях электрокамине...

Генри Форд: «Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу. Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег».

Михаил Кондратенко (о существовании Анны Андреевны и ее проблеме не знает; обратился в газету по собственной инициативе с просьбой о помощи — в связи с тупиковой ситуацией, в которой оказалось представляемое им ведомство): По Чернигову числится более трехсот счетчиков уворованных. Кроме того, много разбитых, приведенных в полную негодность, не подлежащих ремонту. Думаю, в других городах та же проблема. Почему? Все дело в том, что абонент теперь материально заинтересован в порче или выходе из строя прибора учета. Перед «исчезновением» устройства человек долгое время не платит или платит за малое количество киловатт. А определяется среднее потребление энергии из этих показаний. Электроснабжающие или отвечающие за сохранность приборов учета организации оказались в тяжелом положении. Обращались мы в Национальную комиссию регулирования электроэнергетики Украины с письмом — как быть? Суть нашего предложения сводилась к следующему: сделать так, чтобы платить без счетчика стало невыгодно. Исходить в начислении платы из существующих норм.

Раньше за сохранность счетчиков отвечали жэки. Кое-где и сейчас они пытаются защитить эти аппараты, наваривают решетки, железные ушки. Но делается это не везде и не всегда помогает. А учет должен быть восстановлен! Для этого нужны новые нормы, хотя бы временные. Мы можем высчитать, каково реальное среднее потребление электроэнергии по городу, по квартирам: однокомнатным, двухкомнатным и т. д. Должны быть введены дополнительные правила пользования электроэнергией. В случае кражи счетчиков, местные советы могут устанавливать свои нормы потребления, в зависимости от количества жильцов или жилой площади.

Генри Форд: «Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций... того, что они сделать не в силах, значит, попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии».

Корр.: Ответ, присланный территориальным представительством Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины на имя заместителя директора Черниговских городских электросетей В.Петраша (регистрационный №232), был грозен и бестолков. С трудом продравшись сквозь нагромождения канцеляризмов, опечаток и тавтологий (вроде «електропостачання електричної енергії»), мы уяснили из него, что идея сделать строгий учет потребленной энергии выгодным для пользователя в рамках ныне действующих правил не укладывается. Что ставить новый прибор взамен украденного должен либо жэк, либо электросети.

Чувствовалось, что рукой чиновника, подписавшего циркуляр, двигала растерянность. Рушился привычный для него мир, когда электросчетчикам никто войну не объявлял, и они мирно старели вместе с жильцами, становясь чем-то вроде антиквариата.

Генри Форд: «Привычка соблазняет к известной тупости, всякое препятствие отпугивает, подобно горю или несчастью... Купцы гибнут вместе со своим делом потому, что они привязываются к старому методу торговли и не могут решиться на нововведения. Их встречаешь везде — этих людей, которые не знают, что вчера это вчера, и которые просыпаются утром с прошлогодними мыслями».

Корр.: Главная беда Черниговских городских электросетей заключалась, однако, не в морально устаревших правилах пользования электроэнергией (утвержденных, кстати, в 1999 году). Настоящей катастрофой стало другое: не один и не два, а тысяча человек, вкусивших прелесть игры безо всяких правил, занялись масштабным, изощренным, изобретательным воровством как самой электроэнергии, так и средств ее доставки.

Михаил Кондратенко: ...Сообщение об исчезновении напряжения поступило на диспетчерский пункт городских электросетей от жителей сразу трех улиц — Седневской, Рокоссовского, 1 Мая. У трансформаторной подстанции 558 оперативно-выездная бригада заметила трех молодых людей, которые тотчас скрылись. Двери трансформатора-1, трансформатора-2 и распределительного устройства в десять тысяч вольт были взломаны, разбит проходной изолятор. Напряжение исчезло. «Погасли» район зеленхоза, жилые дома и городская больница №3. Аварию удалось ликвидировать только через два часа. Вскрыть ТП не могли случайные люди. Кто-то хорошо проинструктировал их. Посторонний в сложном устройстве подстанции не разберется. Мы обратились в милицию.

Корр.: Аварийное отключение больницы №3 (одного из двух ургентных лечебных заведений города, оказывающих экстренную помощь) было, конечно, происшествием чрезвычайным. С кем бы ни случилась беда, будь то хоть сам мэр или губернатор — его именно сюда повезут. Пролежать же пару лишних часов в наркозе под потухшими бактерицидными лампами операционной — это не шутка (как показывает опыт, резервное питание — вещь ненадежная).

Такое ЧП должно было бы поднять на ноги всех силовиков города, стать газетной сенсацией отнюдь не местного масштаба. А оно прошло незамеченным, обыденную жизнь Чернигова не всколыхнуло. Милиция на этот вызов даже не приехала...

Генри Форд: «...Счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Дела — это не что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами — она означает ни больше и ни меньше, чем более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства».

Высказывания Генри Форда цитируются по изданию: Форд Генри. «Моя жизнь, мои достижения», перевод с английского, Ленинград, 1924 год.