В ноябре 2000 года во Львовской области ожидалось проведение суда по поводу одного резонансного уголовного дела, основания для открытия которого возникли еще в далеких 1991—1992 годах.
Когда в 1995 году начался обмен на новые заграничные паспорта, среди сдаваемых паспортов старого образца стали обнаруживать таковые, что не проходят по учетам ОВиР. Финансово- экономический отдел Управления МВД Украины во Львовской области вынужден был реагировать. Ревизии, проведенные им в июле — августе 1995 года, обнаружили, что в течение 1991 — 1992 годов «незаконно выдано 500 заграничных паспортов». Именно на это число бланков не удалось найти подтверждающих документов: заявлений-анкет, учетных карточек, квитанций об уплате государственной пошлины и услуг ОВиР. Ревизоры насчитали, что такими противоправными действиями государству нанесен урон в 3000 гривен.
Уголовное дело по данному поводу отделом Главного следственного управления Генеральной прокуратуры Украины возбуждено 19 марта следующего 1996 года. 29 августа 1997 года дело «приостановили», на основании ст. 206 п. 3 УПК Украины. Прокуратуре города Львова не удалось найти всех граждан, которые «в 1991 — 1992 годах получили заграничные паспорта, не учтенные по учетам ОВиР». Те 114 человек, которых удалось установить и допросить, дали показания, что все заполняли и оплачивали. Не верить попавшимся следователи не нашли оснований, «поскольку давшие показания несут ответственность за их ложность». «Найдено было 69 квитанций об уплате госпошлины». (Правда, на обнаруженных квитанциях почему-то значится 1993 год.) Сделать больше «не представлялось возможным» — соответствующие документы ОВиР «могли потеряться при переезде», а квитанции об уплате, говорят, хранятся всего 3 года. С учетом всего этого был сделан логический вывод, что и ненайденные граждане вполне могли оформить все бумаги и рассчитаться с государством за услуги. А раз так, то и лица, которое могло бы совершить преступление, нет! Наивный наблюдатель может спросить: «А халатное обращение с архивом, возможно, сознательное, это не преступление?!» На сей случай имеется свой ответ: «Это проступок дисциплинарного плана».
По прошествии почти трех лет (третьего апреля 2000 года) управление надзора прокуратуры области не без напоминания извне решило, что постановление о приостановке расследования вынесено преждевременно. Уголовное дело направили в следственный отдел прокуратуры области. Видимо, следствие не подавало признаков активности. Поэтому Комитет ВР по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией в конце июня обратил внимание Генеральной прокуратуры на то, что «работники прокуратуры Львовской области на очевидное преступление надлежащим образом не реагируют, виновных лиц к уголовной ответственности не привлекают…» В таком поведении комитет увидел признаки «халатности» и «совершение коррупционных деяний».
Не прошло и месяца, как на оперативном совещании при первом заме прокурора Львовской области следователю, ведшему дело, указали «на волокиту»! На имя начальника Управления МВД Украины по Львовской области облпрокуратура направила представление «относительно проведения служебной проверки и привлечения виновных к ответственности».
Вся эта «строгость» закончилась тем, что следователю удалось довести число лиц, подозреваемых в незаконном получении загранпаспортов, до 129 человек… Прокуратура приняла решение, в соответствии с которым, уголовное дело № 183-0003 судебной перспективы не имеет!..
Следствие интересовалось только фактом оплаты (не было ли государству нанесено материального ущерба). Вопросом, сколько могли заработать причастные к делу должностные лица, никто не задавался. А по оперативным данным (следствием это не доказано), за каждый такой паспорт «злоумышленник» должен был получить от 500 до 5000 долларов США. Потому что паспорт без проверок (не проходит ли соискатель по учету в розыске, по учету участкового, Государственной службы защиты экономики, СБУ), к примеру, оформляемый на экспортируемый для секс-бизнеса «материал» из-под полы стоит минимум 2,5 тысячи у.е. А комитет официально заявил, что им во взаимодействии с Генпрокуратурой, МВД и СБУ во время выездной проверки установлены «случаи, когда на одно и то же лицо выдавалось по несколько паспортов на разные выдуманные фамилии». Никаких сомнений у комитета нет и насчет конкретных виновников: «…только начальником ОВиР УМВД…незаконно, собственноручно было открыто около 500 виз для выезда граждан за рубеж». (К слову, того начальника ОВиР позже сделали заместителем начальника управления области по кадрам.)