Судебный процесс над шестью украинскими моряками, который готовился почти три года и слушался почти месяц, завершился в ночь на 10 декабря максимально суровым для Франции судебным приговором: капитан корабля Владимир Ильницкий и его помощник Валерий Артеменко осуждены к пожизненному тюремному заключению, матросов Петра Бондаренко и Сергея Ромашенко, корабельного повара Олега Михайлевского приговорили к 20 годам лишения свободы. Шестой подсудимый - член украинского экипажа, но гражданин Грузии Джамал Аракхамия - за недостатком доказательств отпущен на свободу.
Краткая история вопроса. В ноябре 1992 года судно «МС Руби» (Либерия), на котором работал по найму украинский экипаж, осуществляло рейс «Такоради (Гана) - Руан (Франция)». Как определил суд Руано, помощник капитана, уже в открытом море, обнаружил восемь нелегальных пассажиров, спрятавшихся в трюме. Он принял решение, не извещая работодателя во избежание возможных осложнений, ...уничтожить «зайцев». Капитан корабля возражать не стал. Убийство «поручили» трем матросам и повару. Один из предназначенных в исполнители - Аракхамия - в «мероприятии» участвовать отказался. Трое остальных (цитирую Агентство Франс Пресс) «сначала заперли на два дня в трюме без еды и с тремя бутылками минеральной воды на восьмерых нелегальных пассажиров, отобрав наличные средства, затем, в ночь со 2 на 3 ноября 1992 года, вывели их парами на палубу, избили железными прутьями, застрелили и выбросили трупы за борт». Один из обреченных на смерть - гражданин Ганы Офузу Кингслей - чудом сумел спастись, прячась несколько дней. Выбравшись на свободу через вентиляционное отверстие трюма, он известил о случившемся полицию в Руане. После чего, в тот же вечер, было возбуждено уголовное дело.
Наши сограждане долго отрицали свою вину. Затем, уступая доказательствам, принялись мотивировать происшедшее страхом потерять работу. Дескать, узнай о «нелегалах» руководители судоходной компании, надежды на возобновление контракта нет, а зарплаты в загранрейсах - не сравнить с внутреннеукраинскими (месячный оклад капитана - порядка 900 долларов, немногим меньше у помощника, заработок матроса - от 300 до 500 долларов). Однако дотошная западная юриспруденция и тут разобралась во всех нюансах: заслушали руководителя компании, перепроверили все бланки контрактов. Выяснилось, что четко обозначенных условий непродления контракта в том случае, если будут обнаружены безбилетные пассажиры, нигде не наблюдается. Более того: есть многократно растиражированная инструкция, которая предписывает в подобных случаях направлять нарушителей домой либо сдавать местным властям. «Компания не заинтересована платить соответствующие штрафы, - заявил, выступая в суде, Ги Морель - руководитель французского представительства «MC Shipping» (частная собственность Либерии). - Мы предпочитаем оплатить возвращение «нелегалов» на родину». Более того, по заявлению того же Мореля, только на «МС Руби» за полтора неполных года до трагедии «зайцы были пойманы четыре раза. Без роковых последствий как для экипажа, так и для самих «искателей приключений»!
Дикость и явная запредельность ситуации оставляла перманентно открытыми два вопроса: «почему» и «зачем»? Вероятные ответы французская пресса предлагала в небольшом ассортименте: одно из возможных объяснений (наиболее популярное) базировалось на разоблачении «врожденных язв социализма», второе - на вероятной неприязни к представителям негритянской расы, «Владимир Ильницкий работал согласно старым советским стереотипам, - полагает «Ле Монд». - Это означает, соблюдая секретность в случае преступлений на борту, никогда не обращаться за помощью к иностранным властям. Полагалось, чтобы капитан с виновными разбирался сам».
С обвинениями в расизме получилось посложнее, ибо в дело вмешались Движение против расизма и антисемитизма за мир (ДРАМ) и Лига защиты прав человека. Кроме того, пострадавшей стороной попыталась было выступить Республика Гана. Интервенция могла бы действительно спровоцировать политические осложнения для Украины, достигни она конечной цели. Впрочем, многие представители диаспоры абсолютно уверены в том, что показательный процесс провели только с той целью, чтобы не давать Украине денег на закрытие Чернобыля.
Со своей стороны я бы не спешила сгущать краски. Суд пришел к выводу, что виновато не происхождение пострадавших и преступников, а человеческая природа, которая обнаруживает порой действительно непредсказуемые проявления. Позволю себе заметить напоследок, что, несмотря на безусловно резкий характер ситуации, есть в ней одна печальная закономерность. Матросы подчеркивали на суде: «Мы не могли отказаться выполнить приказ командира. У нас это невозможно».