UA / RU
Поддержать ZN.ua

Действительно ли 44 страны поддержали создание спецтрибунала по агрессии?

Автор: Гюндуз Мамедов

Во время конференции «Восстановление справедливости для Украины», состоявшейся в Гааге на этой неделе, 44 из 57 стран подписали итоговую декларацию, в которой речь идет, в частности, об осуждении преступления агрессии и поддержке создания механизма ответственности. Среди прочего в ней указано, что наши партнеры остаются преданными идее создать специальный трибунал для расследования и судебного преследования преступления агрессии против Украины, который способствовал бы привлечению к ответственности военно-политического руководства. И даже отражено предложение Нидерландов ввести специальный трибунал.

В первую очередь хочу отметить, что сам диалог и затронутые темы чрезвычайно актуальны, ведь речь идет о международно-правовых инструментах, которые помогут украинцам почувствовать хотя бы частичное восстановление справедливости, грубо нарушеной неспровоцированной российской агрессией. И этого не стоит недооценивать. Вместе с тем для принятия максимально эффективных решений важно, чтобы диалог был открытым и учитывал разные взгляды. Поэтому считаю необходимым подчеркнуть некоторые ключевые позиции.

Читайте также: В Гааге приступит к работе Международный реестр убытков: сколько заявлений подадут украинцы

Во-первых, создание механизма ответственности, безусловно, своевременно. Вместе с тем нам до сих пор важно прийти к согласию о его формате. Так называемый спецтрибунал по агрессии не может быть единственным вариантом. Если мы хотим восстановить справедливость по возможности для большего количества жертв, нужно выстроить механизм, который обеспечит привлечение к ответственности за все виды международных преступлений, совершенных на территории Украины: не только за агрессию, но и за военные преступления, преступления против человечности и вероятный геноцид. Да, конечно, привлечение к ответственности военно-политической верхушки РФ, включая Путина, было бы не только актом правосудия, но и символическим прецедентом, который продемонстрировал бы недопустимость агрессии и стал какой-то сатисфакцией для пострадавших вследствие вторжения. Но реально ли с помощью предложенного нашими европейскими коллегами механизма привлечь к ответственности «тройку» виновных в преступлении агрессии — российского президента, премьера и министра иностранных дел? Потому что пока у них есть персональный иммунитет, более вероятным выглядит, что в конце концов все сведется к приговорам нескольким десяткам высоких должностных лиц российского Совбеза.

Я не хочу преуменьшать и такой потенциальный результат, но вряд ли это то, что значительно приблизит к ощущению справедливости. Кроме того, многие жертвы международных преступлений заинтересованы в том, чтобы наказали непосредственных исполнителей: тех, кто пытал, насиловал, убивал людей и разрушал дома. И без этого они просто не смогут почувствовать, что же такое эта справедливость, к которой мы так стремимся. А я подчеркиваю, что справедливость должна быть не какой-то эфемерной или политически целесообразной, а реальной и построенной именно вокруг интересов жертв и потерпевших. Учитывая это, не стоит отдавать преимущество одному преступлению перед другими. Поэтому имеем ли мы право останавливаться только на российской верхушке и делах, которые сможет расследовать МУС и украинская система правосудия? А это, очевидно, будут далеко не все из ныне зарегистрированных. Не говоря уже о том, что их количество ежедневно увеличивается и будет увеличиваться. И не кажется ли более целесообразным, учитывая упомянутые выше моменты и огромные затраты на создание спецтрибунала, построить механизм по результатам всех международных преступлений? По моему мнению, нам следует рассмотреть возможность создания механизма правосудия с национальным и международным элементами, что позволит расследовать не только преступления агрессии, но и другие международные преступления, совершенные на территории Украины. Это отнюдь не преуменьшит роли МУС. Но, если учесть беспрецедентные масштабы, работы, к сожалению, хватит на всех.

Читайте также: Путину не удастся избежать ответственности за преступления против Украины — глава МУС

Во-вторых, важно обратить внимание на то, какие же именно государства подписали итоговую декларацию. Это Албания, Андорра, Австралия, Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Канада, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Черногория, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Македония, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Словения, Испания, Швеция, Украина, Великобритания и США. Поддержка каждой из этих стран, безусловно, важна и ценна. Однако мы не видим здесь стран так называемого Глобального Юга. А их голос тоже важен, потому что только в единстве мы сможем заложить основы нового правопорядка, который зиждется на принципах международного права. А также создать легитимный и общепризнанный механизм правосудия, которое не только наказывает преступников, но и станет превентивным механизмом, помогающим предотвращать такие преступления и подвергать наказанию за них в будущем. Поэтому в этом направлении нам еще есть над чем работать. Да, это сложный путь, ведь речь идет о борьбе с российским влиянием на регион и российской пропагандой. Но цель не терпит компромиссов.

В-третьих, нам пора двигаться дальше политических деклараций и обсуждать конкретные механизмы реализации правосудия. И этот процесс должен быть максимально аполитичным и привлекать гражданское общество. Механизм правосудия должен быть построен именно в юридической плоскости и основываться на международных стандартах и международно признанных процедурах. Также информацию об этой работе нужно постоянно доносить обществу, чтобы оно было готово к сложностям на пути к справедливости. Никто сейчас не может сказать наверняка, окажется ли Путин и его окружение на скамье подсудных, ведь для этого должны сойтись сразу несколько факторов: должен быть построен механизм, который сможет преодолеть иммунитеты, а обвиняемых должны выдать. Кроме того, мы должны быть готовы к многолетним процессам. Возьмем ту же Германию, где после символического Нюрнбергского процесса были тысячи приговоров, которые и по сей день выносят бывшим пособникам нацистов.

Читайте также: Владимира Путина можно судить за его преступления уже сейчас — The Telegraph

Поэтому хорошо, что мы двигаемся вперед и обсуждаем наш путь к правосудию. Вместе с тем диалог должен продолжаться и все мы должны осознавать тернистость пути, на котором будут и победы, и поражения. Но все это не должно нас останавливать. На сегодняшний день Украине нужно сделать все возможное, чтобы максимально приблизиться к восстановлению справедливости. Поэтому важно не терять время и максимально реализовать поддержку наших партнеров.