Значение открытых парламентских слушаний, посвященных ратификации Орхусской конвенции, или конвенции «О доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды», состоявшихся на днях в Центре экологических исследований Киево-Могилянской академии, далеко не исчерпывается областью экологии. Фактически в области экологического законодательства апробируется новый инструмент демократии, который в перспективе предоставит общественности возможность участвовать в принятии решений всеми ветвями власти.
Подписанная в июле прошлого года и намеченная к ратификации осенью года нынешнего, Орхусская конвенция предусматривает наделение общественности широкими правами, касающимися свободного доступа к экологической информации, возможности отстаивать свои экологические права в суде и влияния на принятие экологически значимых решений («ЗН» от 6 марта).
Закон Украины «Об информации» хоть в минимальной степени, но все же гарантирует наше право знать, чем мы дышим и что едим. Уголовный и гражданский процессуальные кодексы предоставляют хоть какую-то возможность отстоять в суде свои права, попранные «экологическими неряхами». Хотя даже при рассмотрении иска без уплаты пошлины этот процесс сопряжен с немалыми затратами - оплату труда адвокатов, проведение экологических экспертиз. Но ни в одном нормативном документе не сказано прямо о том, что властные структуры обязаны информировать простых граждан об идее нового указа или распоряжения, готовящегося к выходу в свет через месяц. Ни один нормативный акт не дает нам прямого права присутствовать при обсуждении компетентными лицами подготавливаемого решения. И, наконец, ни один документ не обязывает наделенных властью чиновников учитывать пожелания граждан по поводу принимаемого решения. Справедливости ради отметим, что в украинском законодательстве отсутствуют и документы, запрещающие такую практику. А так как не запрещенное законом разрешено, дело за малым - отрегулировать процедуру участия общественности в принятии решений. Что и предусматривает Орхусская конвенция, правда, пока лишь в экологической области.
Одной из принятых в мире процедур влияния общественности на власть являются так называемые общественные слушания. Суть их заключается в следующем. Получив официальную информацию о готовящемся решении, инициативная группа загодя объявляет о проводимых слушаниях - по сути семинаре. В процессе подготовки к этому семинару проводятся научные и правовые экспертизы решения. К участию в слушаниях привлекаются авторитетные специалисты, политики. Обеспечивается освещение мероприятия в СМИ. Результаты слушаний формулируются в виде рекомендаций общественности органам власти. Рассмотрев их, соответствующие органы официально уведомляют общественность, какие рекомендации и каким образом они учитывают в готовящемся решении, какие - нет и по какой причине. Общественность вправе оспаривать это решение в судебном или ином порядке. Эта процедура должна быть отражена в положении «Об общественных слушаниях». Проект такого положения о слушаниях по экологическим вопросам был подготовлен юристами общественной организации «Экоправо-Львов» и передан в Минэкобезопасности.
Утверждение и отработка механизма проведения общественных слушаний (пока что - только в области экологии) может вывести совершенно в иную плоскость демократические процессы в нашей стране. По сути сегодня народ может выразить свои чаяния только в пору предвыборных кампаний. В остальное время мы фактически являемся заложниками избранного нами парламента или Президента. Процедура влияния на власть путем референдума или посредством политических партий слишком сложна и мало реальна. А общественные слушания могут стать весьма эффективным средством перманентного влияния общественности на процесс принятия жизненно важных решений. Конечно, при условии своевременного информирования о готовящихся решениях и обязательном учете пожеланий общественности. Процедура общественных слушаний может быть распространена на большую часть сфер общественной, политической и экономической жизни - образование, культуру, здравоохранение, науку, социальное обеспечение, пенитенциарную реформу, развитие предпринимательства.