UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДАМОКЛОВ МЕЧ ЭНЕРГОНАДЗОРА

Пока в «верхах» решают архисложные проблемы энергетического рынка, выясняют, куда же девается эле...

Автор: Надежда Гоцуенко

Пока в «верхах» решают архисложные проблемы энергетического рынка, выясняют, куда же девается электроэнергия, а заодно - и деньги за нее, в «низах», то есть на уровне жэков и местных энергонадзоров, кипят не менее напряженные страсти. И если в первом случае речь идет о миллионах, а то и миллиардах гривен, то в последнем, «закрученном» вокруг индивидуальных счетчиков электроэнергии, дело касается сумм неизмеримо меньших. Зато это - «живые» деньги, предполагающие наличие особо острого противоборства между теми, кто дает энергию и получает за нее деньги, и теми, кто этой энергией пользуется.

В этом деле, ничуть не хуже, чем на выборах, и с той, и с другой стороны внедряются все новые «технологии». Наиболее распространенное в этом плане и самое популярное обвинение в адрес пользователей электроэнергии: жильцы, мол, не желают платить за потребленную энергию. Не будем сейчас углубляться в то, кто из них действительно «не желает», а кто - попросту не может из-за скудности средств, потому что в принципе все верно: действительно не все потребители света нынче платят за него. Нынче в адрес обывателей коммунальщики выдвигают еще одно обвинение: участились случаи, когда потребители, действуя, очевидно, по принципу «голь на выдумки хитра», умудряются заземлить свой аппарат, который «сматывает» счетчик на... трубу газопровода. Ситуация эта очень опасна, особенно при усадке дома. Ведь в таком случае, если есть утечки газа, возможно даже его возгорание. И примеры возгорания таких газопроводов в Николаевской области, по свидетельству соответствующих служб, уже были.

Тем не менее, при всей кажущейся ясности ситуации далеко не всем известно, что другая сторона - обвиняющая, в лице местных энергонадзоров, тоже допускает некоторые «вольности» при общении с потребителями. Дело в том, что на Николаевщине участились случаи, когда контролеры энергонадзора, «высчитав» «денежную» семью, проводят беззастенчивую «обдираловку», руководствуясь при этом... инструкциями: если верить наиболее прытким контролерам, таковые имеют право (?!) самолично, без свидетелей, при наличии неисправности снимать счетчик и направлять его на техническую комиссию. И все бы ничего - имеют право, так имеют, если бы не участившиеся случаи жалоб потребителей с подозрительно одинаковой схемой происходящих событий: приходил, мол, контролер проверить счетчик, в то время, когда хозяин отлучается, оставив проверяющего наедине со счетчиком, последний «вдруг» находит на счетчике якобы нарушенную пломбу. После этого «бдительный» контролер сам снимает счетчик, сам составляет акт и сам же выписывает направление на техническую комиссию. После такой «операции», по свидетельству многих потерпевших, доказать, что «ты не верблюд», практически невозможно, и в результате жертву ждет немалый штраф...

Словом, простор для злоупотреблений контролерами энергонадзора налицо. И если оскорбленные в своем служебном порыве контролеры намерены все отрицать, а потребители, впуская таких контролеров и доверяя им операции со счетчиками, по-прежнему страдают, то работники управления по делам защиты прав потребителей советуют и той, и другой стороне вполне конкретные, приемлемые правила, которых стоит придерживаться: попросить предъявить удостоверение, без своего присутствия никого не подпускать к счетчику, пригласить двух свидетелей, в случае составления акта мнение двух свидетелей тоже должно быть зафиксировано, в случае несогласия с составленным актом - право потребителя его не подписывать или написать, с какими пунктами он не согласен.

Хлопотно? Безусловно. Но что поделаешь, если пока что обе стороны - «по разную сторону баррикад»?