UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТОБЫ ОТСТАИВАТЬ ПРАВА, НАДО ИХ ЗНАТЬ

6-8 марта 1997 года в Трускавце при финансовой поддержке Совета Европы, организационном содействии У...

Автор: Ольга Шевцова

6-8 марта 1997 года в Трускавце при финансовой поддержке Совета Европы, организационном содействии Украинской ассоциации «Международная амнистия» и Львовской лаборатории прав человека АПН Украины был проведен семинар для представителей правоохранительных органов семи западных областей Украины. Обсуждались состояние судебно-правовой реформы в Украине в контексте выполнения ею взятых на себя обязательств перед Советом Европы, имплементация в Украине норм Европейской Конвенции по правам человека, роль масс-медиа и общественных организаций в деле защиты прав человека.

И это был тот случай, когда никто никого «не тащил в Европу». Украинским участникам вежливо объясняли, что такое законы европейского общежития и предлагали самостоятельно определиться с теми изменениями, о которых многим приходится догадываться, а именно - о принятии в качестве составляющих национального законодательства нормативных документов СЕ.

Отношения между Украиной и Советом Европы начались 14 июля 1992 года, с момента подачи государством Украина заявления на вступление в эту организацию. 16 сентября 1992 года Украине был предоставлен специальный гостевой статус, а 9 ноября 1995 года она была принята в Совет Европы, став ее 37-м по счету членом. На всегодня в СЕ входят уже 40 стран.

За это время Украина присоединилась к ряду европейских документов (правда, успев при этом в ряде случаев допустить нарушения установленных сроков) и стала участницей следующих Конвенций Совета Европы:

- Европейская Конвенция об информации относительно иностранного законодательства и дополнительный Протокол к ней (Закон Украины о присоединении от 14 июля 1993 года);

- Рамочная Конвенция об основных принципах трансграничного сотрудничества между территориальными административными единицами и местными властями (Закон Украины о присоединении от 14 июля 1993 года);

- Европейская культурная Конвенция (Закон Украины о присоединении от 24 февраля 1994 года);

- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Закон Украины о присоединении от 15 сентября 1995 года);

- Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными лицами (Закон Украины о присоединении от 22 сентября 1995 года);

- Европейская Конвенция о выдаче преступников (Закон Украины о присоединении от 22 сентября 1995 года);

- Европейская Конвенция о передаче производства уголовных дел (Закон Украины о присоединении от 22 сентября 1995 года);

- Европейская Конвенция о передаче осужденных (Закон Украины о присоединении от 22 сентября 1995 года);

- Устав Совета Европы (Закон Украины о присоединении от 31 октября 1995 года);

- Европейская рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (дата подписания - 15 сентября 1995 года);

- Европейская Конвенция о правах человека и Протокол № 11 к ней (дата подписания - 9 ноября 1995 года);

- Европейская Социальная Хартия (дата подписания - 2 мая 1996 года);

- Европейская Хартия о языках регионов и меньшинств (дата подписания - 2 мая 1996 года);

- Конвенция против пыток, негуманного и унижающего достоинство обращения или наказания (Закон Украины о присоединении от 24 января 1997 года).

При вступлении Украины в Совет Европы первыми лицами государства были взяты 19 обязательств, в т.ч. по приведению внутреннего законодательства в соответствие с международными стандартами.

Было обещано в течение года принять новую Конституцию, законы о правовой политике государства в области прав человека, о правовой и судебной реформе, о выборах и политических партиях, а также новые кодексы (УК, УПК, ГК, ГПК), ратифицировать Европейскую Конвенцию по правам человека, подписать Шестой протокол об отмене смертной казни и немедленно ввести мораторий на их исполнение. По сути своей, Украина оказалась (и это она сделала добровольно) перед необходимостью создания абсолютно новых политических и правовых институций, построения радикально новой экономической системы и формирования новых социальных отношений.

Конечно же, такой процесс может быть реален только при условии ответственного и заинтересованного отношения как со стороны всех политических лидеров страны, так и общества в целом. Безусловно, Украина может рассчитывать на помощь международного сообщества и взаимодействие с европейскими организациями. Однако, в любом случае, при этом должен доминировать именно дух диалога и действительное желание сотрудничества. Но пока есть немало оснований считать, что евростандарты реализовывать мы будем еще долго и не потому, что они так высоки, а потому что над нами по-прежнему довлеет дух конфронтации и нежелание «выносить сор из избы». Тот факт, что за прошедшие почти полтора года пребывания в СЕ из всех своих обязательств Украина практически только и успела принять Конституцию и создать Конституционный суд говорит о многом.

Поэтому не надо удивляться тому, что такая ситуация во многом не устраивает законопослушный Совет Европы, тем более, что он со своей стороны предоставляет всяческую информационную и консультативную помощь.

Несмотря на то, что участники семинара затрагивали достаточно разные аспекты проблемы, практически во всех выступлениях была четко выражена мысль о том, что с принятием Украины полноправным членом СЕ ситуация с обеспечением прав человека, оптимизацией этого процесса становится особенно актуальной.

В демократическом государстве все права не только сбалансированы, но и должны быть достоянием общества. Невозможно обеспечить кого-либо какими-нибудь правами, если они даже не доведены до общественности. Иначе мы можем опять пойти не только по долгому, но и по нечестному пути. Соблюдение конвенций - это не только реформирование национального законодательства, приведение его в соответствие с европейскими стандартами, но это и «введение их в жизнь», в т.ч. и путем качественного и своевременного информирования населения. А ведь государство этим почти не занимается или занимается крайне редко. В каких официальных источниках опубликованы тексты европейских документов, к которым, как выясняется, Украина уже присоединилась? В лучшем случае в прессе сообщается только факт ратификации, а сам закон не публикуется (кстати, эту миссию взяли на себя правозащитные фундации, печатая тексты в своих изданиях, тираж которых ограничен). С учетом того, что конвенции носят все-таки общий характер, а техника толкования у нас далека от совершенства, можно представить себе, какие проблемы возникают и в этой области.

Знают ли граждане прецедентную практику Европейского суда, да и что такое сам этот суд, за защитой своих прав в который совсем скоро сможет обратиться любой гражданин Украины? Кто может утвердительно сказать, что наши суды в правоприменительной практике пользуются не только национальным законодательством, но и статьями конвенций, к которым Украина уже присоединилась? И уж если на то пошло, то многие ли депутаты Верховной Рады читали эти европейские конвенции?

Не боюсь никого обидеть, ибо считаю, что в настоящем демократическом государстве каждое действие и каждое слово тех лиц, которые представляют государство, должны подлежать общественному контролю и, в частности, контролю со стороны в масс-медиа. Те, кто представляют власть, должны и подлежать большей критике, чем просто частные лица, и быть при этом достаточно толерантными. Правда, хотелось бы, чтобы такая критика имела бы и очень высокий уровень защиты. Только тогда журналист сможет по-настоящему выполнять роль сторожа общественной мысли. Жаль, что этого не слышали представители власти: на семинаре в Трускавце высших госчиновников не было.

Хотя зачастую именно государство, в том числе в лице чиновников, и является источником нарушения прав человека, но оно же и содействует осуществлению этих прав. Вот почему так необходим любой гражданский контроль, и так актуально настоящее взаимодействие общественных организаций и органов власти. Возможность для такого диалога есть, но при условии, что государство перестанет рассматривать такие организации в качестве конкурентов. Государство должно отказаться от монополии в области влияния на проблемы прав человека.

В любом случае, ограничения прав допустимы только законом, а не живой властью. Мы можем лишь увеличивать эти права, а не уменьшать их. При одном, конечно, условии, что люди сами должны захотеть помочь своим правам. Ведь помочь можно только тому, кто этого хочет.