Харьковская правозащитная группа требует от органов власти Украины раскрыть содержание всех нормативных актов, изданных с грифами «опубликованию не подлежит» и «не для печати». Об этом на пресс-конференции в УНИАН сообщил сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.
«Одним из способов осуществления коррупционных действий является сокрытие информации за счет использования незаконных грифов «опубликованию не подлежит», «не для печати» с целью ограничения доступа к решениям, которые одобряются государственными органами (указы и распоряжения президента, постановления, инструкции, приказы Кабинета министров, других органов исполнительной власти и т.п.). Эти грифы являются самочинными и незаконными», — подчеркнул Е.Захаров.
Он также проинформировал, что проведенная правозащитниками общественная кампания, направленная против незаконной практики засекречивания, оказалась вполне успешной. «Министерство юстиции признало такую практику незаконной и запретило использовать грифы ограничения доступа «опубликованию не подлежит» и «не для печати», — заметил правозащитник.
Вследствие этого, по словам Е.Захарова, в марте 2008 года правительство одобрило решение о снятии пометки «не для печати» с 1410 актов, изданных в течение 1991—2005 годов. В свою очередь Минюст рассекретил 1015 из них, а остальные пометил грифом «для служебного пользования» (ДСП).
«А вот секретариат президента отказался раскрыть хотя бы названия нормативных актов с грифом «опубликованию не подлежит», принятых до 2005 года.
35 из 44 актов президента были рассекречены, остальным дан гриф «ДСП». Поэтому одной из задач общественности в сфере борьбы с коррупцией является вынудить секретариат президента раскрыть документы, к которым применялся этот гриф», — сказал Е.Захаров.
Правительство, по словам правозащитника, также отказывается сообщить названия актов с грифом «ДСП», изданных, начиная с 2005 года, что делает невозможным надлежащий общественный контроль. Не раскрывает своих актов с незаконными грифами и Верховная Рада.
По классификации Е.Захарова, такие документы можно разделить на группы: свидетельствующие о коррупционных действиях, о разнообразных льготах и преференциях для высших должностных лиц, кулуарные политические договоренности, перспективные планы развития различных отраслей экономики и документы, касающиеся государственных инвестиций.
«Анализ названий указанных нормативных актов засвидетельствовал, что среди них есть определенное количество документов оборонной тематики. Но что касается большинства актов, то возникают серьезные подозрения как по поводу обоснованности их засекречивания, так и относительно законности осуществления действий, которые они предусматривают», — констатировал сопредседатель Харьковской правозащитной группы.