UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что оправдает игру на деньги?

Сегодня граждане Украины имеют возможность наблюдать битву титанов от игорного бизнеса. Две круп...

Автор: Данил Гетманцев

Сегодня граждане Украины имеют возможность наблюдать битву титанов от игорного бизнеса. Две крупные группы операторов (первая — представители украинского азартного бизнеса, выращенные на благодатной украинской земле, вторая — их более крупные и богатые коллеги, вошедшие на рынок Украины не так давно под действием утеснений азартного бизнеса в России) постоянно выдают в прессу новую информацию, раскрывающую до недавнего тайные стороны отечественного азартного бизнеса.

Обе группы проводят игры на игровых автоматах, являющихся самым прибыльным видом азартного бизнеса. Дело в том, что невысокий процент богатых людей не делает казино общедоступными не только в Украине. Развитие букмекерских контор ограничивается количеством любителей спорта, которых в нашей стране меньше, чем, скажем, в Англии или Греции. А лотереи с 2005 года существуют в условиях хоть и не совершенной, но государственной монополии, принесшей лотерейному рынку стабильность.

В то же время игровые автоматы относятся к общедоступным видам азартных игр, которые в условиях нерегулируемости рынка развиваются беспрепятственно, быстро захватывая все новые и новые территории, выходя на уровень сел, приобретая новых лоббистов в органах власти и новых зависимых от игры поклонников, относящихся к беднейшим слоям населения. Все это мы можем наблюдать ежедневно.

Однако и потенциал рынка игровых автоматов не безграничен. Даже в таком либеральном (в плохом смысле этого слова) государстве, как наше. Именно на этой почве и столкнулись интересы двух групп собственников сетей игровых автоматов.

Именно поэтому с экранов телевизоров не сходят достаточно дорогие и красочные репортажи, призванные защитить ту или иную группу интересов. Именно поэтому база Верховной Рады пестрит законопроектами, поданными в интересах и одной, и второй группы. Война идет на всех фронтах…

В чем же состоят противоречия в стане игроков? В чем смысл финансирования дорогостоящих пиар-акций и действий лоббистов? Ответы на эти вопросы следует искать в уже далеких 2000–2001 годах, с которыми специалисты связывают начало неконтролируемого развития рынка игровых автоматов в Украине.

Тогда, пользуясь тем, что деятельность по организации игр на игровых автоматах не требовала лицензирования, а плата за патент на установку одного игрового автомата составляла
1400 грн. в год, азартным бизнесом в Украине занялись многие. Причём сегодняшние украинские олигархи от игорного бизнеса начинали практически с нуля. Ведь вложений в эту золотую жилу, способную принести колоссальные доходы, не требовалось.

Таким же образом азартный бизнес развивался и в России. Однако масштабы страны позволяли российским игрокам гораздо быстрее сколотить свои капиталы. Да и начинали они немного раньше, а некоторые и не совсем с нуля.

Поэтому в 2003—2004 годах россияне стали активно инвестировать в украинский игорный рынок. События, произошедшие впоследствии, доказали правильность стратегического решения российских предпринимателей. Ведь уже в 2006-м — начале 2007 года стало понятно, что волевым решением Владимира Путина игровые автоматы навсегда покинут крупные города России, уйдя в так называемые игровые зоны. В Российской Федерации их создано четыре. Стоит ли объяснять, что такое решение нашего северного соседа повлекло непреодолимое желание российских бизнесменов разместить свои игровые автоматы в очень привлекательной и густонаселенной «игровой зоне», которая бы развивалась по их правилам, — в Украине.

И здесь в 2006 году столкнулись интересы российских и украинских бизнесменов. Дело в том, что количество игровых автоматов, установленных в Украине, в том числе работающих нелегально, уже в прошлом году превышало все мыслимые пределы (200—250 тыс. единиц по неофициальным данным). Поэтому рынок нуждался в существенной расчистке, или, если хотите, наведении порядка. Формулу такой расчистки представители крупного российского бизнеса видят в установлении на уровне закона жестких требований к минимальному количеству игровых автоматов, расположенных в игорном заведении, установлении повышенных финансовых нормативов, которым должен соответствовать оператор игр, увеличении платы за лицензию, а также некоторых других весьма дорогостоящих и не выгодных для их украинских коллег правил, которые позволят оставить на рынке три-четыре крупных оператора со сверхтугими кошельками.

Украинские организаторы игр также не против наведения порядка на рынке, ведь нелегалы отбирают значительную часть их доходов. Однако выходцы из малого бизнеса, они не в состоянии соответствовать слишком высоким финансовым требованиям, предложенным россиянами, поэтому, защищая свой бизнес, вынуждены противостоять конкурентам.

В этом и состоит суть конфликта в «семействе» игроков. Противостояние между ними весной 2007 года привело к провалу всех поданных в Верховную Раду законопроектов об азартном бизнесе. Причём еще в прошлом созыве Верховной Рады появилась интересная идея, материализованная в виде законопроекта народного депутата В.Пи­саренко, о введении в Украине четырех игровых зон по примеру Российской Федерации, встреченная игроками из обоих лагерей с явным непониманием. Идея, подготовленная, надо полагать, не без участия потенциальных хозяев игровых зон, в сегодняшнем созыве Верховной Рады была поддержана депутатом-регионалом Г. Смитюхом, а также косвенно лидером киевских регионалов В. Горбалем, выступающим за запрет на размещение игровых автоматов в Киеве. Поэтому, несмотря на скепсис некоторых представителей азартного бизнеса, данная концепция имеет достаточно шансов на реализацию. Тем более что из предложенных вариантов регулирования отношений в этой сфере именно такой является наиболее предпочтительным с точки зрения ограничения развития азартного бизнеса в Украине.

Дело в том, что игры на игровых автоматах в теории правового регулирования азартных игр в развитых странах Европы относятся к наиболее социально опасным видам игорной деятельности. Их бесконтрольное развитие способно причинить обществу значительный вред. Будучи общедоступными и привлекательными, достаточно сильно влияющими на подсознание человека, игровые автоматы не только способствуют разорению подверженных их влиянию граждан, но и ощутимо влияют на психологи­ческое состояние общества в целом. Именно поэтому в большинстве стран Европейского союза игровые автоматы запрещено размещать вне территорий казино (Австрия, Бельгия, Германия, Польша, Португалия, Швеция). В Ирландии и на Кипре игровые автоматы вообще запрещены. Таким образом, хотя большинство стран не идет по пути создания игровых зон, ограничение работы игровых автоматов по территориальному принципу достаточно распространено.

В мире давно иссякли споры по поводу влияния на общество азартного бизнеса, которое безапелляционно признано вредным. Однако неизбежная тенизация азартного бизнеса вследствие его полного запрета заставляет государства Европы мириться с минимальным злом во избежание более негативных последствий нелегальных игр. Поэтому задачей государственного регулирования игорного бизнеса, в отличие от других сфер экономики государства, является не стимулирование его развития, а удовлетворение минимального спроса граждан на игру путем разрешения игр на деньги в ограниченном объеме и строго контролируемом государством. Причём свободная конкуренция в азартном бизнесе значительно усугубляет вред от игры как таковой. Ведь в слабо поддающемся контролю игровом бизнесе наличие большого числа операторов усложняет контроль государства, а также создает благоприятную почву для злоупотреблений с целью получения конкурентных преимуществ. Даже Европейский суд, который в делах C-275/92 Schindler (1994), C-124/97 Laara, Cotswold Microsystems Ltd i Oy Transatlantic Software Ltd v. Kihlakunnansyytaja (Jyvaskyla) (1999) признал обоснованными достаточно широкий круг ограничений вводимых странами — членами ЕС на свободу осуществления азартного бизнеса для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья.

Поэтому наиболее удачной моделью организации азартного бизнеса в Европе является государственная монополия на проведение азартных игр, в т.ч. и на игровых автоматах посредством государственного или созданного при участии государства оператора. Такая модель существует в Австрии, Финляндии, Нидерландах, Норвегии и других странах. В Греции азартные игры на автоматах проводятся исключительно на территории девяти казино, шесть из которых находятся в собственности государства. Данная модель не только обеспечивает качественный контроль за проведением игр, но и позволяет перераспределить денежные средства, получаемые от организации игр, в пользу государства или на благие цели.

Категория благих целей в тео­рии азартного бизнеса имеет свое особое значение. Так, общепризнанно, что любой бизнес на пороке аморален. Аморальна проституция, наркобизнес. Также аморален, хотя, может быть, в несколько меньшей степени, игорный бизнес. Бизнес, эксплуатирующий и стимулирующий старую как мир жажду мгновенной наживы без вложения игроком каких-либо трудовых или других затрат. Существование азартного бизнеса, разрешенное законом, требует оправдания в глазах населения, которое в большинстве своем относится к нему негативно. Именно таким оправданием выступает использование части доходов от организации азартного бизнеса на благие цели.

Таким образом, игрок, делая ставку, не кладет свои деньги исключительно в карман хозяина казино, а осуществляет своеобразный платеж на строительство спортивного сооружения, реставрацию памятника культуры
и т.д. При этом целевой характер отчислений от азартного бизнеса имеет принципиальное значение, т.к. наглядно демонстрирует населению правильное использование на благо общества в целом негативного явления.

К сожалению, в Украине, несмотря на обилие законопроектов касательно игорного бизнеса, отсутствует понимание такого важного элемента правового регулирования азартной сферы, как использование части доходов операторов от игр на социально значимые цели. Более того, кроме повышенной платы за лицензии и патентирования игорного оборудования каких-либо особенностей налогообложения игровых заведений просто не существует. Конечно, законопроекты, составленные в пользу той или иной бизнес-группы, вряд ли преследовали цель максимально обеспечить интересы государства и общества от эксплуатации бизнеса на пороке.

А ведь азартный бизнес — это именно тот вид деятельности, где не создается добавленная стоимость (бизнес освобожден от уплаты НДС), где отсутствуют затраты в классическом их понимании. Таким образом, именно в бизнесе по организации игровых автоматов возможна замена налога на прибыль налогом с оборота, который полностью должен использоваться, как это имеет место за рубежом, на конкретные социально значимые цели. К таким целям в первую очередь относится спорт. Согласитесь, неплохое заимствование зарубежного опыта накануне Евро-2012! Добавим, что подобная система налогообложения достаточно успешно функционирует в лотерейной сфере Украины с 1997 года.

Конечно, внедрение налога с оборота у игроков (в первую очередь игровых автоматов) возможно исключительно при ограничении рынка и внедрении единой системы контроля за работой каждого игрового автомата в режиме реального времени. Однако на самом деле такая задача не является крайне сложной. Уже более пяти лет существует практика контроля в режиме реального времени Госу­дарственного казначейства Украины за каждым лотерейным терминалом, работающим в стране. С другой стороны, существование азартных игр в Украине вряд ли можно будет оправдать, если отрасль не будет уплачивать государству более существенный процент от своего дохода, чем сегодня.

Таким образом, независимо от того, какая схема развития рынка будет выбрана законодателями, в ней, бесспорно, должны найти отображение основополагающие принципы организации азартных игр в Европе. К ним относятся жесткое ограничение рынка, усиленный государственный контроль и, конечно, использование доходов от проведения азартных игр на социально значимые цели.