UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЧИСТЫЕ РУКИ» ИТАЛИИ

Как известно, организованная преступность в Италии издавна включает в себя три основные группиро...

Автор: Александр Сергиевский

Как известно, организованная преступность в Италии издавна включает в себя три основные группировки, зародившиеся на определенных территориях Аппенинского полуострова и до сих пор базирующиеся в границах той же исторически сложившейся административной структуры страны. Это всемирно известная «Коза ностра», т.е. сицилийская мафия, неаполитанская «Каморра» и наименее известная за пределами Италии калабрийская мафия (или «Ндрангета»). Первая - постоянно в центре внимания СМИ, и не только у себя на родине, третья, значительно уступая по численности и влиянию своим соперницам, редко привлекает к себе пристальные взгляды общественности, особенно за рубежом. Неаполитанская мафия активна и на своей «исторической родине», и за ее пределами, в частности за океаном, в Америке.

В последние годы правоохранительные органы Италии добились значительных успехов в борьбе с «Коза нострой». В сражении же с преступными группировками из Неаполя государство пока не может похвастаться особыми достижениями. «Неаполь сегодня - самый опасный город Италии», - заявил недавно шеф национальной полиции во время визита в столицу Кампании. Подтверждением этому стали сообщения прессы и телевидения о повальных арестах, прочесавших в январе и феврале правоохранительные структуры города.

Сначала, чуть ли не за ночь, арестовали девятнадцать сотрудников ряда районных комиссариатов полиции и несколько агентов городского отдела по борьбе с торговлей наркотиками. Через несколько дней к ним добавился бывший руководитель оперативной группы того же отдела Сосио Костанцо, одна из ключевых фигур в ряду чинов, разрабатывающих и осуществляющих меры противостояния «Каморре» в сфере производства и сбыта наркотических средств. По объемам торговли наркотиками Неаполь, кстати, занимает одно из первых мест среди городов Италии.

Прошло еще немного времени, и взяли надзирателя центральной неаполитанской тюрьмы, ныне он, впрочем, уже на пенсии. В печать просочились сведения, что следственные органы ведут проверку служебной деятельности нескольких высокопоставленных полицейских функционеров, чьи имена пока не обнародуются.

Сообщения об арестах, допросах, обвинениях не сходят со страниц итальянских газет, регулярно к ним возвращаются корреспонденты радио и телевидения. Факты, домыслы, предположения, обвинения множатся и вызывают ответную реакцию политиков, государственных деятелей, представителей городских властей. В чем же суть обвинений, предъявляемых сотрудникам правоохранительных органов в Неаполе и его окрестностях?

Они обвиняются во множестве незаконных действий. Тут и сотрудничество с мафией в форме передачи преступникам служебной информации, и продажа им оружия, и дача в суде ложных показаний (в пользу обвиняемых членов преступных группировок), и торговля наркотиками. В обмен, констатирует следствие, стражей порядка «брали на довольствие» преступные кланы (им выплачивались ежемесячные «прибавки» к официальному жалованию в размере от 2 до 5 миллионов лир). А еще - денежные подношения и подарки: автомобили, меховые манто и шубы для жен и подруг, не гнушались и объемистыми продуктовыми пайками.

Так продолжалось более 15 лет, считают в Окружном управлении по борьбе с организованной преступностью. Там подготовили 200-страничный доклад с подробным описанием незаконной деятельности сотрудников различных правоохранительных структур Неаполя. Обвинения покоятся на показаниях «раскаявшихся» мафиози (так в Италии последние годы называют преступников, которые соглашаются сотрудничать с властями в ходе следствия). Но есть там и информация, добытая из конфискованных во время обыска документов и прослушивавшихся телефонных разговоров, а также из показаний свидетелей.

Первые контакты между «Каморрой» и полицейскими чинами в различных подразделениях правоохранительных структур города, пишут журналисты, авторы публикаций во всех центральных газетах Италии, начались еще в середине 70-х. В частности, на почве общения в масонских объединениях и «орденах»: как в провинции, так и в самом Неаполе. Неудивительно, что и последние аресты некоторых стражей порядка в столице области последовали после того, как один из боссов клана Кодзолино «раскололся» во время следствия и назвал имена ряда полицейских на предъявленной ему фотографии. Среди членов масонского «ордена святого Георгия из Коринфа», облаченных в белые мантии с красным крестом на груди, он указал тех сотрудников правоохранительных органов, с кем встречался на масонских «бдениях» не только как рядовой «вольный каменщик», но и в качестве связного от местных преступных структур. Подследственному поверили. Начались первые аресты. И покатилось...

Одной из ключевых фигур среди сотрудников полиции, замешанных в связях с мафией, без сомнения, является один из надзирателей неапольского централа, проработавший там более 15 лет (в 70-х-80-х годах), а затем спокойно отправившийся на заслуженный отдых. По всей видимости, именно он осуществлял столь важные контакты между преступниками, остающимися на свободе, и своими подопечными, среди которых числится не один босс «Каморры». Впрочем, возможно, что с его уходом связь с внешним миром в отделении, где отбывают заключение особо опасные члены мафиозных группировок, вовсе не оборвалась. Недавно в газете «Република» прошло сообщение о том, что во время проверки предметов, уже переданных заключенным с воли (под надзором полицейских охранников), оказалась магнитофонная кассета с песнями только что прошедшего музыкального фестиваля в Сан-Ремо, среди которых помещалась шифровка. Правда или выдумка?

Подобных неясностей в этих последних расследованиях накопилось немало. Что дает основания полицейским структурам Неаполя выражать недовольство действиями прокуратуры. Некоторые местные обозреватели не без основания задаются вопросом, не являются ли эти многочисленные допросы и аресты - следствием давних и глубоких трений между двумя ветвями правоохранительных служб города. Не стремятся ли, в первую голову, некоторые работники прокуратуры скомпрометировать своих коллег из полицейского ведомства: ради целей, ничего общего не имеющих с истиной и законом, - сомневаются скептики.

Подобные опасения, впрочем, отмел 20 февраля новый глава полицейского управления Неаполя Амальдо ла Барбера. В свете последних событий он был срочно переведен на эту должность указом министра внутренних дел. Ас своего дела с длительным стажем работы на самых ответственных и опасных участках борьбы с итальянской мафией, он последние десять лет возглавлял полицейские силы в Палермо, самой «горячей точке» на фронтах сражений с организованной преступностью в стране. И вот теперь надеется поправить дела в Неаполе. Ему вторил в тот день прибывший вместе с ним начальник полицейского ведомства Италии Фернандо Мазоне. По его словам, «20 человек, запятнавших честь мундира, не должны бросать тень на остальных честных сотрудников правоохранительных органов».

Только что в Неаполе объявлено, что полицейские участки отныне открыты в течение 24 часов. На улицах города появится больше сотрудников полиции в форме. Старые патрульные машины будут постепенно заменяться новыми бронированными автомобилями, оборудованными пуленепробиваемыми стеклами и другими защитными устройствами. В комиссариатах организуются новые подразделения с более четкими оперативными задачами.

Как скоро принятые меры и другие готовящиеся мероприятия принесут плоды и как именно они смогут разрядить криминогенную обстановку в городе - покажет будущее. Симптоматично, однако, что жители Неаполя по-прежнему довольно скептически оценивают возможности стражей порядка эффективно справиться с вездесущей «Каморрой»: лишь 20% из них верят в это (такое сообщение своего корреспондента поместила на днях газета «Корьере делла сера»). И их можно понять. Ведь аресты этого года лишь продолжили, увы, серию разоблачений тех двойных игр, в которых в 1996 году оказались замешанными сотрудники правоохранительных структур в Кампании: за двенадцать минувших месяцев было арестовано или отстранено от службы 100 человек из всех трех ведомств, стоящих на страже общественного порядка и законности в Италии: полиция, корпус карабинеров и налоговая полиция.

А тут еще римская «Месаджеро» подлила масла в огонь прямо в день бывшей «советской армии». Газета опубликовала пространную статью, из которой явствует, что итальянскую столицу в последнее время постепенно, но настойчиво «оккупируют» представители русских мафиозных группировок. Основные направления их преступной деятельности: финансовые вклады с целью отмыва «грязных» денег и нелегальный ввоз в Италию предметов искусства. Нелегальный же - вывоз в Россию мебели и одежды: причем как ширпотреба, так и фирменных изделий (с маркой Валентино, Армани и других ведущих кутюрье Италии). И еще - проституция. Хотя, заметим, в настоящее время лидирующее положение на данном рынке «труда» прочно занимают албанские и нигерийские группировки.

Русских же (или, скорее всего, российских, а может быть, даже и «эсэнговских») объединений из сферы организованной преступности римская газета насчитала четыре, и - судя по ее же выкладкам - все «повязаны» с «Каморрой» или «Ндрангетой». Именно с участием неаполитанской и калабрийской мафиозных структур разворачивается «кооперация» торговых афер в международном масштабе, одним из направлений которой на территории Италии газета называет продажу в страны третьего мира сложных систем вооружения, производимого на территории России. Однако главное, что осуществляет здесь «русская мафия», - отмывает деньги для последующих вложений их в приватизируемые предприятия в промышленности и в сфере услуг у себя дома. «Рим - идеальное место в Италии для отмывания незаконно нажитых капиталов», - подчеркнул в беседе с корреспондентом столичной «Месаджеро» секретарь римской научно-финансовой ассоциации «Крнфезерченти» Винченцо Альфонси. Читая о власти «Каморры», невольно задаешься вопросом: не готовится ли заменить его Неаполь?