UA / RU
Поддержать ZN.ua

Частичная декриминализация порнографии: разбираемся в причинах и следствиях

Автор: Александр Карпенко

Недавняя законодательная инициатива по декриминализации порнографии подняла много шума в инфопространстве, поэтому предлагаю разобраться, действительно ли такая законодательная инициатива оправдана и неотложна.

Случалось ли вам с вашим партнером или партнершей обмениваться интимными фото («хтивками»)? Если да, то такие действия фактически являются преступлением, за которое статьей 301 Уголовного кодекса Украины предусмотрена ответственность.

Читайте также: Во Львовской области задержан киевлянин: предлагал правоохранителю €5 тыс. за удаление детской порнографии с его телефона

Даже больше, существуют неединичные случаи, когда суд признавал виновными лиц за совершение подобных действий. Например, приговор Луцкого горрайсуда Волынской области от 07.06.2022 в деле №161/7038/22. Так, из содержания формулировок обвинения, признанного судом доказанным, следует, что лицо с использованием своего мобильного телефона переслало несколько изображений порнографического характера с помощью мессенджера Telegram на мобильный телефон другого лица. За эти действия лицо было признано виновным в совершении уголовного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 301 Уголовного кодекса Украины, и ему назначено наказание в виде штрафа в размер 25 500 грн. Стоит отметить и то, что в этом судебном решении не указано о корыстном мотиве таких действий лица, что может свидетельствовать о личном бытовом общении.

Что предлагает проект закона Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины об обеспечении свободы от вмешательства в частную жизнь человека»?

Статьей 301 УКУ сейчас криминализованы фактически любые действия, связанные с порнографией. Без преувеличения, под обвинение могут подпадать и отправки частных «хтивок», и размещение своих роликов супружескими парами на Pornhub, и пересылка нюдсов волонтерками и волонтерами Теронлифанс за донат на ВСУ, и даже хранение или создание картин либо других произведений искусства с эротическими сюжетами, если судебно-искусствоведческой экспертизе они не придутся по душе.

Так что в первую очередь законопроект предусматривает внесение изменений в упомянутую статью 301 (ввоз, изготовление, сбыт и распространение порнографических предметов) и отмену статьи 302 (создание или содержание мест разврата и сводничество). Соответствующие изменения позволят ограничить необоснованную широту трактований в использовании статей 301, 302 УКУ и установить уголовную ответственность за конкретные действия:

Зачем понадобилась такая законодательная конкретизация, понятно. Из-за широкого спектра действий, подпадающих сейчас под определение «предметы порнографического характера», иногда правоохранительные органы злоупотребляют действующей редакцией статей 301, 302 УКУ. Кроме понятного коррупционного подтекста, даже с точки зрения эффективности распределения ресурсов является не очень целесообразным, что сотрудники правоохранительных органов тратят время и силы на поиск и привлечение к ответственности взрослых женщин, распространяющих в Интернете свои откровенные фото.

Просто для сравнения: за 2022 год по статье 301 УКУ были зарегистрированы 784 правонарушения и 667 производств направлены в суд с обвинительным актом. В то же время по статье 303 УКУ о сутенерстве или втягивании лица в занятие проституцией за 2022 год зарегистрированы только 193 правонарушения и всего 80 направлены в суд с обвинительным актом.

Также уместной инициативой предложенного законопроекта является дать определения уголовно-правовых понятий, а именно — «порнография» и «экстремальная порнография», что позитивно скажется на понимании статьи 301 Уголовного кодекса Украины и сыграет значительную роль в предотвращении слишком широкого толкования этой статьи.

В европейских странах также в основном криминализированы отдельные связанные с порнографией действия, действительно представляющие общественную опасность, такие как привлечение детей или животных, принуждение, насилие и т.д. В других случаях государство не вмешивается в частную жизнь граждан, что характеризуется отсутствием общего запрета на уровне ЕС и в отдельных странах — членах ЕС. Там существует разрешение на публикацию, приобретение цифрового или другого порнографического контента, но с возрастными ограничениями, обычно до 18 лет, и запретом детской порнографии.

Читайте также: Педофилы используют искусственный интеллект для создания детского порно – расследование ВВС

Ожидают законодатели и положительного экономического эффекта вследствие декриминализации «клубнички» в виде уплаты налогов ее творцами. В качестве примера приводят компанию OnlyFans — блог-сервис с контентом для взрослых. Компания является одним из самых ответственных иностранных налогоплательщиков в Украине и за первую половину 2023-го выплатила 34 млн грн налогов, несмотря на то, что порнография в Украине до сих пор криминализована. Соответственно, если OnlyFans налоги платит, то доход творцов их контента сейчас не облагается налогами. По отдельным подсчетам, если доходы украинских творцов на OnlyFans составляют 15,8 млрд грн в год, то их полная легализация потенциально принесет бюджету 3 млрд грн в виде НДФЛ и военного сбора.

При этом законопроект сохраняет действующую редакцию норм о привлечении к уголовной ответственности за получение доступа к детской порнографии, ее приобретение, хранение, ввоз, перевозку или другое перемещение, изготовление, сбыт и распространение (статья 301-1), торговлю людьми (статья 149) и сутенерство или втягивание лица в занятие проституцией (статья 303). Кроме этого, усиливается уголовная ответственность за принуждение к участию в создании порнографии.

К каким последствиям для уголовных производств приведет вступление в силу законопроекта?

Согласно статье 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Согласно части 1 статьи 5 УКУ закон об уголовной ответственности, отменяющий уголовную противоправность деяния, смягчающий уголовную ответственность или другим образом улучшающий положение лица, имеет обратное действие во времени, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или уже его отбывших, но имеющих судимость.

Учитывая вышеупомянутые положения, в случае вступления в силу законопроекта возникнут основания для закрытия части уголовных производств по статьям 301, 302 УКУ, в том числе и тех, в которых лицо подозревается или обвиняется в совершении указанных уголовных правонарушений.

Читайте также: Беженцы из Украины все чаще становятся жертвами сексуальной эксплуатации – исследование Thomson Reuters

Но в отличие от статьи 302 УКУ, которая согласно предложенным изменениям будет исключена, деяния, предусмотренные статьей 301 Уголовного кодекса Украины, не будут полностью декриминализованы, поскольку в этом случае имеет место исключение отдельных элементов уголовного правонарушения. Поэтому следователь, прокурор или суд при принятии решения о закрытии такого уголовного производства должны рассматривать каждый случай индивидуально.

Следовательно, в итоге после принятия законопроекта следует ожидать усиления защиты лиц от привлечения к уголовной ответственности за деяния, не представляющие общественной опасности, уменьшения коррупции и роста эффективного использования времени правоохранителями, улучшения эффективности борьбы с порноместью и, да, увеличения налоговых поступлений за счет детенизации порнобизнеса.