Как стало известно «ЗН», согласно заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы № 383 от 6 апреля 2004 года, смерть обвиняемого в организации так называемой банды оборотней Игоря Гончарова, бывшего сотрудника милиции, наступила вследствие полученной спинальной травмы. Экспертизу провели эксперты Главного бюро СМЭ Минздрава Украины. По этому факту 13.05.2004 г. Генеральная прокуратура Украины возбудила и расследует уголовное дело № 49-1294.
Что ж, будем считать, что вышеизложенный факт абсолютно случайно совпал во времени с депутатским запросом, в котором, в частности, ставился вопрос о странных обстоятельствах гибели И. Гончарова и не менее удивительном отсутствии уголовного дела, возбужденного по этому факту. В конце концов, главное — чтобы истина была установлена. А вот что касается высокопоставленных чиновников Министерства внутренних дел, то, как в очередной раз выяснилось, они в своих убеждениях непоколебимы.
Зато оказалось, что милицейские чиновники обладают чувством юмора. Его нельзя назвать не то что утонченным, но даже здоровым, но все-таки оно есть. К такому выводу можно прийти, ознакомившись с ответом МВД на официальный запрос, направленный народным депутатом Григорием Омельченко. Как сообщало своим читателям «ЗН», этот запрос о предоставлении информации о результатах досудебного следствия в деле «оборотней» основывался, в частности, на публикациях нашей газеты и адресовался Генпрокуратуре и МВД.
Ответы, поступившие от МВД, демонстрируют абсолютное нежелание официальных лиц серьезно относиться к освещению поднятых вопросов. Не приходится говорить о компетентности, объективности и полноте этих ответов. Несмотря на то, что следствие по делу завершено, в МВД до сих пор не выяснили для себя, на какой именно период времени приходилась деятельность «банды оборотней», в состав которой входило немало действующих работников милиции. Указано, что банда действовала до 2000 года, хотя в материалах дела четко отмечено, что последняя жертва была убита в 2001 году. Подсчитывая количество задержанных членов банды, в МВД назвали цифру 15 человек, тогда как на самом деле к уголовной ответственности привлекается 12. Удивительная склонность к «округлению», не так ли?
В целом же подавляющее большинство вопросов просто проигнорировано. Более того, приходится констатировать, что официальные лица МВД прибегают к откровенной лжи. В частности, утверждая, что причастные к раскрытию дела «оборотней» были повышены по службе.
В ответе за подписью временно исполняющего обязанности министра внутренних дел В. Жука отмечено: «…бывшие руководители управления и отдела борьбы с организованными группами и преступными организациями, их лидерами, принимавшие непосредственное участие в разработке и сопровождении оперативно-розыскного дела по обезвреживанию преступной организованной группы «оборотни», перемещены выше по службе». На самом же деле тех, кто стоял у истоков этого дела, понизили в должностях, уволили из органов внутренних дел. Генерал Астион, тогдашний руководитель столичного УБОП, в результате «повышения» сейчас проходит службу на полковничьей должности. Его заместитель С. Хомула понижен в должности, ныне он находится за штатом. Корнич понижен в должности с первого заместителя начальника УБОП Киева до оперуполномоченного МВД Украины. Очевидно, не выдержав такого счастья, он уволился из органов внутренних дел. Касьян и Кошмаков понижены в должностях с заместителей начальника отдела до оперуполномоченных. Тоже характерный для этого дела «карьерный взлет». Что может означать эта демонстративная расправа, да еще и на фоне таких широко освещенных в прессе фактов, как царская раздача милицейских погонов даже за выразительное чтение приказа со сцены?
Очевидно, генерал Жук искренне считает, что нельзя лучше поощрить человека, чем сделав его опером после того, как он занимал должность заместителя руководителя управления. Что ж, история иногда тоже проявляет специфическое чувство юмора. Не исключено, что и генерал Жук когда-то радостно и шумно будет «обмывать» свое новое назначение, например, рядовым патрульно-постовой службы.
В. Жук поставил подпись под лживой бумажкой в ранге «временно исполняющего обязанности министра». А сам «временно неисполняющий обязанности министра» Н. Билоконь недавно обнародовал и свою собственную позицию относительно чистоты милицейских рядов, «оптимистично» заявив, что «оборотни в милиции были, есть и будут». Так что означает зловещее пророчество министра? Что означает фактическое уничтожение подразделения, поименованное его «усилением»? Все это может свидетельствовать только об одном. О настоящей — принципиальной и непоколебимой — позиции в этом деле министерства, которое упорно ведет себя так, будто неинформированные сотрудники случайно раскрыли не банду «оборотней», а тщательно подобранную и подготовленную секретную спецгруппу, и потому генералам из-за этого очень обидно. Иначе чего бы это нынешнему руководству МВД так переживать за чистоту милицейских мундиров, запятнанную еще при Ю.Кравченко? Из материалов дела следует, что бурная деятельность банды началась еще во времена руководства министерством именно им.
Но и сегодня МВД уже в который раз уклоняется от ответа на краеугольные вопросы по этому делу. Был ли законным и обоснованным приказ тогдашнего начальника ГУ МВД Киева П. Опанасенко о снятии руководства отдела и увольнении ряда сотрудников, если учесть, что часть их уже восстановилась на работе по решению суда? По какой причине личный состав 7-го подразделения УБОП, раскрывшего это дело, в том же году был обновлен почти на 90%? По этому поводу милицейские чиновники сообщают, ссылаясь на указ Президента от 6.02.2003 года, якобы «в отделе борьбы с организованными группами и преступными организациями, их лидерами прошла реорганизация, направленная на укрепление данного подразделения». Но ведь приказ вышел уже после того, как из подразделения уже вовсю летели «пух и перья»! И зачем было «усиливать» состав подразделения, который в течение года раскрыл беспрецедентное количество умышленных убийств по уголовном делу, не имеющему аналогов?
В связи с чем Киевским ГУВД не регистрировались особо тяжкие преступления (убийства, вымогательства, захват заложников) немедленно после их выявления?
Весьма красноречиво и показательно отсутствие у МВД ответа на вопросы депутатского запроса, касавшиеся роли управления внутренней безопасности МВД в раскрытии преступной деятельности банды, состоявшей из действующих офицеров милиции. УВБ, созданное для предотвращения правонарушений со стороны работников органов МВД, не только допустило существование беспрецедентной группировки, но и, судя по всему, не приложило усилий для ее ликвидации. Насколько известно, ни один из сотрудников УВБ не входил в состав следственно-оперативной группы, и в то же время УВБ приложило немалые усилия для фактической ликвидации отдела УБОП, который раскрыл банду.
Народный депутат Григорий Омельченко: «Если обобщить опыт деятельности правоохранительных органов за годы независимости, можно однозначно утверждать, что это абсолютно беспрецедентный случай, когда была раскрыта организованная преступная группировка, банда, в состав которой входили действующие работники милиции. Сотрудники, занимавшие ответственные должности в системе МВД, в том числе в подразделениях по борьбе с организованной преступностью. По этому делу обвиняется большое количество работников милиции, создавших вместе с ранее судимыми лицами банду, которая похищала людей, издевалась, занималась вымогательством, убивала.
Я долгое время работал следователем МВД. И если предположить, что в советское время возникла бы аналогичная ситуация, то с руководителей МВД погоны «полетели» бы мгновенно. Возможно, еще до ареста преступников. Такое бывало и за несравнимо менее тяжкие нарушения закона. Что же происходит сегодня? Почему никого не волнует моральная, наконец — политическая сторона этого дела? Вдумайтесь: в столице, в Министерстве внутренних дел действовала организованная преступная группировка, которая похищала и убивала людей.
Предположим, в какой-то из цивилизованных стран Европы, мира была выявлена такого рода преступная группировка, возглавляемая работниками милиции, старшими офицерами, которые занимали ответственные должности в Министерстве внутренних дел. Даже если бы об этом еще не стало известно широкой общественности, руководители министерства, которые отвечали за этот участок работы, сами бы немедленно обратились с рапортами о своей отставке. Президент, если он действительно является гарантом Конституции, немедленно должен отправить в отставку руководство Министерства внутренних дел, а в Генеральную прокуратуру незамедлительно должны быть направлены соответствующие материалы уголовных дел для привлечения этих лиц к уголовной ответственности. В цивилизованной стране, в демократическом, правовом, наконец, просто нормальном обществе это должно было произойти в считанные дни.
Кстати, я все-таки хотел бы отдать должное Н. Билоконю, который, несмотря на все его недостатки и ошибки, в отличие от своих предшественников, предпринимает шаги по наведению порядка внутри органов внутренних дел. Нельзя забывать, что он заложник системы, существующей в стране, и за этот круг выйти не может. О том, что это за система, красноречиво свидетельствует такой факт. Если помните, в прошлом году перед Днем независимости Президент говорит о большой работе по укреплению законности, борьбе с организованной преступностью министра внутренних дел Ю. Смирнова и награждает его орденом «За заслуги» третьей степени за особые личные заслуги в борьбе с преступностью, за укрепление законности и правопорядка в государстве. А буквально через несколько дней после этого награждения тот же человек — Л. Кучма — в пух и прах разносит деятельность милиции. Он говорит, что милиция не только покрылась метастазами коррупции и разнообразных злоупотреблений — она почти полностью криминализирована и срослась не только с бизнес-структурами, но и с уголовным миром. Что ж, с этим выводом нельзя не согласиться. А страшным примером, который его подтверждает, является уголовное дело, которое окрестили в прессе «делом оборотней».
Особо хочу отметить вот что. Следует отдать должное моим коллегам из милиции, которые непосредственно занимались ликвидацией этой банды. Кто может себе представить, насколько рискованно и психологически тяжело заниматься расследованием дела, подозреваемые по которому — люди, условно говоря, сидящие в соседних кабинетах? Те, кто раскрыл эту банду, заслужили награды.
— Чем же вы объясняете тот факт, что с ними фактически расправились?
— Я считаю, что причина — пресловутая честь мундира. Ложное понимание того, что, дескать, нельзя выносить «сор из избы». Надеюсь, что теперь, когда досудебное следствие по делу завершено, Министерство внутренних дел отдаст должное этим офицерам и использует их опыт на соответствующих должностях. Более того, я уверен, что, сделав такое дело, реально рискуя своей жизнью, благополучием своих семей, они заслужили благодарность государства и достойны боевых наград».
Что ж, если награждать у нас принято так же, как и «повышать» по службе, то «оборотни» в милицейских рядах у нас действительно будут. Потому что вряд ли еще у кого-то на них поднимется рука.