«Последнее брюссельское предупреждение» по поводу готовности (точнее, неготовности) Болгарии к вступлению в ЕС, намеченному на 1 января 2007 года, было сделано в минувшем октябре. До апреля нынешнего года стране предстояло продемонстрировать впечатляющий прогресс в борьбе с коррупцией и организованной преступностью — сфере, в которой отмечается наибольшее несоответствие болгарских реалий европейским стандартам. Тогда же оппонентами пятой волны расширения Евросоюза вполне резонно задавался вопрос о том, какие именно «впечатления» можно успеть произвести за столь короткий срок после полуторадесятилетнего топтания на месте. Достаточно убедительный ответ был получен 11 апреля — в день, на который был назначен визит министра внутренних дел Болгарии в Брюссель с отчетом о проделанной работе. Правда, для многих этот ответ оказался неожиданным.
Визит пришлось в срочном порядке отменить — по причине получения министром Руменом Петковым анонимных угроз. Пренебречь этими угрозами вряд ли было бы благоразумно — и сами болгары, и европейская общественность еще не отошли от шока, вызванного «показательным» убийством Эмила Кюлева. Одного из самых богатых людей в Болгарии, чей бизнес, как подчеркивалось в прессе, в последнее время стал вполне легальным и чью кандидатуру на пост премьер-министра считали одной из немногих, способных получить поддержку наиболее широких кругов в парламенте, расстреляли в утренний час пик на оживленном бульваре в центре Софии. Произошло это на следующий день после обнародования осеннего заключения Еврокомиссии, в котором говорилось о необходимости победы над организованной преступностью, и непосредственно во время проведения пресс-конференции, на которой министры юстиции и внутренних дел Болгарии рассказывали журналистам, как они собираются эту победу обеспечивать.
Болгария уверенно перебирает на себя славу страны «победивших мафиози». Собственно, разгул организованной преступности отмечался практически во всех посткоммунистических странах, однако в большинстве из них его пик приходился на 1990-е годы. В Болгарии же только с 2000 года было совершено 157 резонансных заказных убийств, по которым лишь в последнее время инициированы три судебных разбирательства. На каждые сто человек населения приходится четыре зарегистрированных «ствола». О масштабах распространения незарегистрированного оружия свидетельствуют достаточно частые перестрелки на людных улицах болгарских городов. Сращение криминалитета с полицией и властями всех ветвей и уровней давно приобрело угрожающий размах. Контрабанда наркотиков, торговля людьми (в отношении молодых женщин и новорожденных этот бизнес и вовсе поставлен на конвейер) и оружием, подделка денег занимают в болгарской экономике немалую долю (по мнению экспертов, та треть болгарской экономики, которая находится в «тени», сводится отнюдь не только к разворовыванию бывшей государственной собственности).
Меры, необходимые, с точки зрения Еврокомиссии, для обуздания организованной преступности, понятны и очевидны. Это и реформа законодательства, и налаживание эффективных контактов между всеми правоохранительными структурами, и обеспечение реальной независимости судебной системы. Определенные усилия в этих направлениях прилагаются. Правда, то, как это делается, каждый раз подливает масла в огонь общеевропейской дискуссии на тему, чем именно является для Болгарии стремление к вступлению в ЕС — самоцелью или инструментом достижения европейских стандартов жизни. Так, например, принятие нового уголовного кодекса, в основном отвечающего европейским нормам, — дело, безусловно, нужное. Вот только западной прессой не был оставлен без внимания тот факт, что вступил в силу этот документ… за 20 минут до прибытия в Болгарию Олли Рена, еврокомиссара по вопросам расширения.
Важной проблемой остается и депутатская неприкосновенность. Только в течение последних недель новый генеральный прокурор Болгарии потребовал снятия ее с семи депутатов национального парламента. Несколько депутатов добровольно отказались от своей неприкосновенности, заявив, что хотят добиться полного оправдания в суде (например, как Владимир Кузов, обвиняемый в педофилии).
Наибольший резонанс в последние дни получил инцидент с участием Павла Чернева, представляющего в парламенте националистическую коалицию Атака. Джип, в котором находился народный депутат, получивший благодаря своей колоритной внешности приглашение на роль гангстера в фильме Стивена Сигала, столкнулся с древней малолитражкой, на которой 22-летний парень вез отца в больницу. Избив парня на глазах беспомощного старика, Чернев сам же и обратился за помощью в правоохранительные органы, заявив, что это было покушением на его жизнь.
Конечно, утверждать, что в государстве вообще отсутствует прогресс в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, было бы несправедливо. В Брюсселе министр Петков собирался рапортовать о том, что только с начала нынешнего года было обезврежено пять банд, специализирующихся на торговле женщинами и новорожденными, и одна банда, занимающаяся подделкой дензнаков (плюс к восьми, задержанным в прошлом году). Однако причина, по которой он не смог «похвастаться» в Брюсселе своими успехами, говорит сама за себя. Тем не менее, недавно граждане выступили с массовыми протестами против установки в Софии 107 камер непрерывного видеонаблюдения. Преступников, по общему мнению, преимущественно и так все знают в лицо, а вот в чьи руки попадет и в каких целях будет использоваться полученная видеоинформация, вызывает у болгар большие опасения.
Окончательное решение относительно сроков вступления в ЕС Болгарии и Румынии Еврокомиссия будет принимать 16 мая. Брюссель и не скрывает своего опасения, что болгарская преступность наводнит Европу. Болгарские же мафиози, по всей видимости, считают по-другому, опасаясь, что под брюссельской «крышей» они и на своей территории станут чувствовать себя менее уверенно.
Еще больше в Еврокомиссии боятся социальной и экономической дестабилизации в регионе в случае переноса на год даты вступления. Поэтому все чаще в западной прессе появляется термин EU light, подразумевающий форму ограниченного членства в этой организации. Механизм реализации этой формулы — сохранение определенных ограничений. В случае с Болгарией они могут заключаться, например, в непризнании решений болгарских судов на территории ЕС. В более широком смысле это будет означать образование внутри организации «второсортного» конгломерата.