Наш собеседник — народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, кандидат юридических наук Сергей ПЕРЕСУНЬКО.
— Сергей Иванович, в чем заключается суть вашей концепции правовой реформы?
— Она представляет собой ряд мер по реформированию украинского правового поля, того массива законодательных актов, благодаря которому должен эффективно функционировать государственный аппарат, должны развиваться предпринимательство и социальное обеспечение, формироваться и регулироваться новые сферы деятельности. Среди основных задач, поставленных концепцией, можно назвать одновременную разработку законодательной базы, основанной на демократических ценностях и ориентированной на создание рыночной экономики; сближение законодательства Украины и государств Европейского союза; систематизацию норм права по отраслям. Вышеперечисленные задачи предполагается решить одновременно путем учреждения Национального законотворческого центра — института правовых исследований, в рамках которого будут разработаны и согласованы между собой проекты более чем 60 кодексов и 200 законов.
Концепция правовой реформы — это новая оригинальная технология создания законодательной базы. Если удастся ее реализовать, Украина не только сама извлечет выгоду из результатов, но и сможет стать образцом для других государств: добиться высокого качества в ограниченные сроки при реальной экономии средств — это достойно подражания.
Единственная цель, которую мы преследуем, претворяя в жизнь концепцию правовой реформы, — это ускорить создание правовой базы в Украине. Мировая практика и международный опыт говорят о том, что создание законодательной базы при нормальных условиях развития общества длится более ста лет. В качестве примера можно привести Великобританию, где законодательство начало интенсивно формироваться еще в XI веке. Законодательство США также имеет более чем полуторавековую историю и представляет собой переработанную, а местами просто скопированную законодательную практику развитых государств того времени — Франции и Англии. Сегодня мы с вами находимся у колыбели украинской государственности. У нас есть все составляющие: территория, народ, власть… но у нас нет «правил игры», нет норм, которые регулировали бы отношения между этими элементами и одновременно удовлетворяли бы каждый из них по отдельности. Предстоит установить эти «правила игры», желательно без революций и социальных потрясений.
— Каким образом можно это сделать?
— Мы предлагаем путь рецепции правовых норм. Мировая практика в области законодательства насчитывает многие тысячи лет, так почему же мы не можем воспользоваться опытом наших соседей, добытым столь дорогой ценой? Римляне не испытывали неудобства или стеснения, воспринимая правовые нормы народов Средиземноморья, в свою очередь и европейцы не побрезговали правовым наследием античных цивилизаций. Многие сегодня убеждены в том, что необходимо строить свой украинский правопорядок, и я с этим абсолютно согласен. Да, он должен быть. Однако украинский правопорядок не может развиваться по абсолютно никому не известным правилам, подчиняться кардинально новой логике развития. Он обязательно должен быть совместим с законодательной базой большинства стран мира. Иначе каким образом мы сможем привлечь инвесторов и поднять экономику? Наша задача состоит в том, чтобы создать украинский национальный правопорядок, используя опыт и достижения других государств, прецеденты уже существуют.
В нашей концепции правовой реформы предусмотрено создание специального института — Национального законотворческого центра, который соберет лучших юристов Украины. Предполагается, что концентрация всех ученых умов под одной крышей также будет способствовать экономии времени. Центр предназначен для экспериментальных работ, в его рамках члены научных групп смогут проиграть все возможные ситуации, выработать наиболее совершенные подходы к решению реальных проблем и уже после подробных обоснований создавать проекты законов.
Национальный центр будет одновременно решать три важнейшие задачи: изучение законодательства развитых стран и выбор правовых норм и институтов, которые необходимо перенести на украинскую почву; адаптация рецепированных норм к национальным обычаям и традициям, особенностям мышления; классификация норм права по отраслям. Разумеется, адаптация будет применяться в разумных пределах, поскольку весьма сложно себе представить, каким образом можно адаптировать к национальным особенностям, например, нормы налогового или банковского права. Тем более что Европа все больше склоняется к унификации правовых норм, регулирующих экономические отношения. Большое внимание будет уделяться кодификации законодательства по отраслям. Всего предусмотрено создание до 60 кодексов. Кодификация призвана облегчить жизнь как юристам, так и представителям других профессий. К тому же одновременная разработка и внедрение огромного законодательного массива предоставляют такую возможность.
В рамках Национального центра будут созданы специализированные рабочие группы, в состав которых войдут специалисты в различных отраслях права. Предполагается, что их задача будет состоять не только в разработке нормативного акта, но и в согласовании его положений с положениями других актов, а для этого понадобятся совместные усилия. Национальный законотворческий центр будет носить временный характер и с выполнением основных задач, стоящих перед ним, самоликвидируется.
— Вы говорите, что идея правовой реформы занимала вас еще в годы перестройки. Почему именно сейчас вы решили воплотить ее в жизнь?
— Да, эти идеи появились у меня давно, я пытался быть услышанным: выступал, писал статьи в газеты. Но приступить к их реализации смог лишь сегодня, потому что занял определенное место в обществе, нашел поддержку, денежные средства. Согласитесь, что с трибуны Верховной Рады говорить о высоких материях можно намного свободнее, чем из судейского кресла.
К сожалению, ни один премьер не понимал простой, но очень важной истины. Экономических реформ не существует в природе и не существовало никогда. Это абсурд. Во всех странах и во все времена проводилась только правовая реформа. Изменяя законы, регулирующие экономику, конституционное строительство, административную политику, мы можем в той или иной мере влиять на сложившуюся ситуацию. Экономика будет создана всего за несколько лет, и создадут ее обыкновенные люди, которые будут заниматься бизнесом. Задача любого правительства — дать возможность нормально работать.
Верховная Рада, и так работающая в качестве авральной команды, не успевает латать все новые и новые нормативные дыры, ведь общество не стоит на месте. В итоге — расцвет коррупции и мошенничества, ярчайшим примером которых является приватизационная кампания. Грех не воспользоваться прорехой в законе, а тем более его полным отсутствием. Принимая во внимание ущербность законодательного регулирования, исполнительная ветвь власти поставлена перед необходимостью применять авторитарные методы управления. Естественно, что это приводит к злоупотреблению служебным положением, поскольку нигде не зафиксированы пределы полномочий и не очерчена компетенция. И так будет продолжаться до тех пор, пока четкие и всеобъемлющие положения законодательных актов не урегулируют все сферы жизни общества.
— Но принятие закона или иного нормативного акта вовсе не означает, что все ринутся его исполнять. Как вы заставите законы реально работать?
— Действительно, многие законы не функциональны, они не регулируют должным образом тот круг общественных отношений, для регулирования которых, собственно, и были созданы. Этому есть объяснение. Верховная Рада слишком много внимания уделяет подковерной возне, чтобы издавать качественные законы, у депутатов просто нет на это времени. В итоге законы разрабатываются заинтересованными лицами: закон о предпринимательстве пишут сами предприниматели, закон о милиции пишет сама милиция, закон о прокуратуре пишет сама прокуратура и так далее. Вот и получается, что в каждом законе есть лазейка, которая блокирует весь механизм. А несовершенный механизм одного закона не дает работать другому, третьему, что приводит к блокированию всего правового поля государства.
— Кто будет финансировать реализацию проекта?
— Прекрасно отдавая себе отчет в том, что государственный бюджет не в силах выделить необходимую для проведения работ сумму, общественная организация «Законотворческий центр «Европейский выбор» обратилась за помощью к международным фондам, организациям и частным лицам. Сегодня мы получили достаточно положительных ответов, чтобы надеяться на успех нашего предприятия.
Подготовил Игорь КОНИН