UA / RU
Поддержать ZN.ua

БИЗОНЬИ ВОЙНЫ — УДАР ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА

Говорят, что разбитые армии хорошо учатся… Тогда у украинского правительства была чудесная возможность для учебы — его самое резонансное поражение в прошлом году пришлось именно на рынок нефтепродуктов...

Автор: Игорь Маскалевич

Говорят, что разбитые армии хорошо учатся… Тогда у украинского правительства была чудесная возможность для учебы — его самое резонансное поражение в прошлом году пришлось именно на рынок нефтепродуктов. По иронии судьбы, тогда наступление на СП с иностранными инвестициями также начиналось в январе-феврале.

Вообще, если посмотреть, как развивались события год назад, можно найти массу параллелей, начиная от выступления официальных лиц и статей в прессе. Даже контраргументация самих СП абсолютно такая же. Разве что слово «Бизон» за прошедший год стало нарицательным названием всех СП, имеющих налоговые льготы. Конечно, прошлогодний замах был куда масштабнее. Тогда поначалу били по разным направлениям, плодом чего явился знаменитый «список 37-ми». Нынче удар направлен на относительно узкий сегмент отрасли нефтепродуктов, где пасется совсем немного «травоядных», всего с десяток штук… Впрочем, по мнению властей, и это количество исхитряется умять поразительно большое количество «зелени».

Так, на состоявшемся 3 февраля заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины сумма недополученных с августа 1998 года налоговых поступлений оценивалась в 3043,8 млн. грн.

>

Цифра достаточно впечатляющая, но так сказать, виртуальная. Она отражает сумму, которую они заплатили бы, взбреди им в голову работать в режиме отечественного импортера.

И, пожалуй, самое важное — не сумма, а дата. Именно летом 1998 года правительство наступило на очередные грабли. Тогда, не без подачи МВФ, ему в голову пришла замечательная мысль: резко повысить ставку акцизов за нефтепродукты, до 100 экю за тонну. Тогда это сочли простым и верным способом повышения поступлений в бюджет.

Ну а дальше сработала универсальная формула «хотелось больше, а получилось как всегда». Единственное, чего действительно достигли, — практически убили конкуренцию среди импортеров. До введения новых ставок акцизов это был нормальный, высококонкурентный рынок. Количество фирм, завозивших нефтепродукты, превышало полсотни. Роль «бизонов» на нефтерынке была совсем небольшая. Они работали на общих правах и промышляли больше по «ножкам Буша» и «шмоткам».

Но введение пошлины перевернуло рынок с ног на голову— все схемы, кроме «бизоньих», автоматически стали невыгодными. А сами СП, к тому времени уже имевшие опыт успешной борьбы с таможенными органами, сразу перенесли применяемую технологию на рынок нефтепродуктов.

Схема работы выглядела просто до изумления. СП ввозило партию нефтепродуктов. Таможня заявляла, что товар подакцизный и за него нужно платить. В ответ СП заявляло, что согласно закону «Об иностранных инвестициях» имеет льготы по ввозу. Тем не менее, оно платило деньги, растаможивало продукцию и тут же подавало в суд на таможенный орган или налоговую за незаконное удержание сборов. Выиграв суд, СП получало деньги обратно и процесс повторялся. В принципе, у ее оппонентов, как у собачки Павлова, вырабатывали условный рефлекс— не трогать. Дело было нелегкое и количество процессов измеряется сотнями. Только одно ООО «Бизон» за последние три года судилось около 90 раз. Точнее, одновременно шли десятки процессов. Причем СП выигрывали практически все. Дело в том, что разработчики закона 1992 года встроили в него мощную технологию «защиты от дурака». В роли последнего прозорливо подразумевалось именно украинское правительство. Так, законом гарантировалось, что в течение 10 лет изменений в налоговом законодательстве не будет.

Это было бы замечательно, если бы при этом сам закон не был таким сырым. В нем никак не связывались размер предоставляемых льгот и размер инвестиций. В итоге, благодаря 23,5 тыс. DM, внесенных немецким «Мобитекс» в уставной фонд АО «Буртекс», оно получило льгот на сотни миллионов долларов. Аналогичная картина и у других СП.

Пока государство героически боролось с выпущенным им на свободу джином, рынок приспосабливался, как мог. Фактически произошла его монополизация, три четверти бензина и более половины дизтоплива завезли четыре фирмы. По словам главы СБУ Леонида Деркача, количество импортеров упало с 52 до 6.

Сама схема реализации, по данным ГНАУ выглядела так: горючее приобретается в России или Литве по минимальной цене, на таможне декларируется по завышенной. По словам руководителя ГНАУ Николая Азарова, «им все равно, по какой, ведь они ничего не платят», а потом его перепродают «не льготным» нефтетрейдерам. Причем иногда по цене ниже указанной на таможне, т.е. формально себе в убыток. К примеру, дочернее предприятие «Актив» ООО «АРИ» завезло в 1999 году 36% импортного бензина и 31% дизтоплива. При этом сама материнская компания оказалась убыточной… Впрочем, это перебор— лучше показать небольшую прибыль. С учетом того, что СП часто регистрируются в удаленных сельских районах и даже небольшие суммы отчислений составляют весомый вклад в их экономику, нейтралитет с их стороны (заключением налоговой) предпринимателям обеспечен.

Фактически СП перешли на режим «дырка в границе» организовав своего рода «параллельную таможню» с пониженными расценками. По словам вице-премьера Юлии Тимошенко, стоимость ввоза нефтепродуктов через «бизонов» обходилась минимум в 20 долларов. В сравнении со 100 экю (позже снизили до 40), это по-божески.

Прошлогодний «наезд» на СП провалился по двум причинам: правительство явно недооценило противника. Сказалась привычка к «ручному» управлению, и оно просто не понимало, как могут суды принимать «не те решения». Между тем суды, не потеряв лица, «те решения» просто не могли принять. Да и точка зрения правительства за пару лет перевернулась — еще в 1997-м оно героически защищало их от парламента. Наверное, цитаты того периоды мы еще увидим в прессе. И все же самый главный фактор не это — суды, может, и «уломали» бы. В конце концов работа СП несколько месяцев была сильно затруднена. Но тут вмешался внешний фактор— начали резко расти цены на нефть. В Украине доля импортных нефтепродуктов составляет 40%. Еще 60% изготовляется на местных НПЗ. Но и на заводах 65% импортной нефти. Так что более чем двукратный рост цен на нефть резко повысил стоимость и вырабатываемых нефтепродуктов. Более того, резкое повышение мировых цен сделало выгодным экспорт нефтепродуктов. Как итог: Украина в прошлом году экспортировала полмиллиона тонн солярки и около 62 тыс. тонн бензина. А мазута вообще вывезли более половины от произведенного. На этом фоне перекрытие канала для СП тоже сыграло свою роль. Высокий спрос на нефтепродукты и валюту на их приобретение взвинтил более чем в два раза цены и обвалил курс гривни.

Отступление правительства носило панический характер — все завоеванные за первое полугодие позиции по отмене налогов были сданы. В этой ситуации было не до жиру и подписывались невыполнимые контракты на поставку нефтепродуктов с Азербайджаном и Грецией. А из прихода очередного парома с нефтью из порта Поти радио и телевидение в августе делали событие дня.

В общем, на таком фоне вопрос об ограничении льгот «бизонов» как-то не стоял. И только осенью маленько оклемавшись правительство возобновило давление, но без особого успеха.

Пожалуй главной особеностью очередного наката станет то, что теперь «бизонов» будут бить с двух сторон. Во-перых их попробуют уровнять в правах с другими участниками. Впрочем, правительство явно изменило точку зрения относительно того, как это будет сделано. Еще недавно оно предполагало расширить льготы, перенеся их и на других участников. В частности, предполагалось отменить уплату импортерами нефти и нефтепродуктов акциза на импорт нефти и нефтепродуктов, таможенного сбора и пенсионного сбора до 1 мая. Кроме этого, до той же даты предполагалось, чтобы НДС взимался по кассовому методу. В начале недели стало известно, что эта идея не прошла. Набор «пряников» будет носить более ограниченный характер— временно отменят только взымание таможенной пошлины и пенсионного сбора.

А вот набор «кнутов» значительно расширен. В частности, по СП ударят при помощи нового Закона «Об уничтожении дискриминации налогообложения предприятий, созданных с использованием отечественных средств». Устанавливается исключительно национальный режим валютного регулирования и налогообложения для всех видов предприятий. Причем, ко всем «субъектам предпринимательской деятельности, либо другим юридическим лицам, их филиалам, отделениям, включая постоянное представительство нерезидентов, созданных при участии иностранных инвестиций». И все это — «независимо от форм и времени их внесения, а также предприятий, созданных без участия иностранных инвестиций». Другими словами, перекрывается весь диапазон. Этим же законом предусматривается отмена закона «Об иностранных инвестициях» и всех последующих декретов и постановлений.

Вопрос только, насколько эти меры будут эффективными. В частности, СП наверняка оспорят эти действия в судебном порядке. Впрочем, согласно новому указу Президента от 15.02.2000, то же самое следует сделать государственным структурам. В течение недели они «должны обратиться в суды с исками об отмене льгот для предприятий с иностранными инвестициями, которые утратили связь с иностранным инвестором-учредителем». Так что судам скоро будет жарко.

Но все-таки вопрос будет решаться не здесь. Вся эта борьба идет в очень сложный период. Последние месяцы прошлого года характеризовались катастрофическим сокращением поставок нефти и нефтепродуктов. Большинство НПЗ последние два месяца просто стоят. Одновременно снизился и завоз импортных нефтепродуктов, особенно дизтоплива. В итоге запасы топлива беспрецендентно низки. По одной очень оптимистической докладной, при условии что в первые четыре месяца поставка нефти на НПЗ составит 3,2 млн. тонн., в стране возникнет дефицит солярки в 450 тыс. тонн. Между тем только для посевных требуются 1,18 млн. тонн бензина и солярки. И специалисты АПК уже серьезно прогнозируют, что, возможно, не будет вспахано до 7 млн. гектаров. Вряд ли эти прогнозы сбудутся— очевидно горючку для села найдут. Но именно методом «где угодно и по любой цене». Пока единственным резервом видится возобновление азербайджанского и греческого контрактов. Хотя даже в прошлом году такое топливо из за высоких цен спроса в Украине не нашло и было частично реэкспортировано. Кстати, уже известно, что такая солярка будет стоит примерно на четверть дороже местной— на уровне 300 долл. за тонну. Не исключают роста цен на горючее в первом квартале, как минимум, на 18 %. При возникновении дисбаланса — на 40—50 %. Причем это достаточно умеренная оценка: в прошлом году цены взлетели вдвое фактически за пару недель.

Сугубо организационный момент. Последние два года схема налаживалась именно на работу через СП. И любая ее реорганизация на какое-то время дезорганизует рынок. Сколько это будет длиться сказать трудно, может месяц, может два, т. е. как раз на период уборочной…

Интересно, что, в парламент уже подан законопроект об... увеличении ставки акцизов до 60 евро. Конечно, сейчас о нем не говорят, но не всплывет ли он после посевной? На всякий случай напоминаем, что уже в июле начнется уборочная.

Вообще складывается впечатление, что правительство все же больше волнуют переговоры с МВФ, возможный мартовский дефолт и долги за газ.

Реорганизацию рынка нефтепродуктов невозможно провести одним махом, это уже пробовали. Предстоит долгая и кропотливая работа. Все-таки, пора учиться на своих ошибках…