О единой службе экстренной помощи в Украине говорят давно. Подготовительные работы по созданию такой службы предусматривалось еще правительством Януковича. Распоряжением от 4 марта 2004 года №109-р оно поставило перед МинЧС задачу модернизации операторских центров диспетчерских служб 01 с последующим созданием на их базе службы экстренной помощи населению, с присвоением ей общеевропейского индекса 112. В 2005 году номер «112» заработал в Харькове, в 2007-м — во Львове.
В конце 2007 года президент Виктор Ющенко призвал активизировать подготовку украинской «службы 112». Согласно требованиям УЕФА, к началу Евро-2012 этот единый с Европой телефонный номер должен функционировать во всех крупных городах Украины. По нему жители и гости страны будут иметь возможность вызвать любую экстренную службу — от милиции, скорой помощи и пожарных, до лифтера и водопроводчика.
С целью качественной подготовки к проведению ЧЕ-2012 Юлия Тимошенко 22 февраля 2008 года подписала постановление №07 об утверждении целевой программы подготовки и проведения ЧЕ-2012, в котором МинЧС поручено развертывание программно-технических комплексов дежурно-диспетчерской службы помощи населению по единому телефонному номеру 112. 28 мая 2008 года премьер своим распоряжением возложила на МинЧС ответственность за создание и внедрение системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112. А также поручила организовать работу межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по определению необходимых нормативно-правовых и организационных основ ее создания.
Однако не исключено, что провалится и этот проект. Дело в том, что вместо четкого выполнения распоряжения правительства Украины чиновники развернули настоящую войну за государственное предприятие «Украинские специальные системы связи», которому министерство официально поручило реализацию создания службы 112.
31 октября появился приказ министра по делам чрезвычайных ситуаций Владимира Шандры об увольнении генерального директора «Украинских специальных систем связи» Роберта Дзюбаренко. Со странной формулировкой: «на основании окончания контракта и согласования увольнения с заместителем министра В.Третьяковым». При этом в момент подписания приказа В.Шандра находился с рабочим визитом в Беларуси. И.о. директора «УССС» был назначен генерал СБУ в запасе Владимир Полищук. 3 ноября весь коллектив предприятия в знак протеста против увольнения руководителя написал заявления об увольнении по собственному желанию.
Попытка сменить руководство «Украинских специальных систем связи» не первая. В пятницу, 13 июня 2008 года, в офис фирмы явилась целая делегация в составе начальника управления связи и оповещения МинЧС Виктора Скомаровского, сотрудника отдела управления внутреннего контроля министерства, также гражданки Оксаны Куприяновой, которая представилась адвокатом и т.д. Их сопровождала группа сотрудников аварийно-спасательного отряда МинЧС, которым, видимо, приказали оказывать силовую поддержку начальству.
Визитеры потребовали отдать им всю документацию предприятия, его печать, а также созвать общее собрание трудового коллектива. Основание — два приказа министра: № 438 от 3 июня 2008 года, которым и.о. гендиректора «Украинских специальных систем связи» назначался Владимир Иванов, а также №449 от 10 июня 2008 года, которым предыдущий приказ отменялся (юристы министерства сообразили, что смена гендиректора госпредприятия не входит в их компетенцию), и назначался исполняющий обязанности уже совета директоров предприятия Михаил Мосин. Это при том, что такой орган, как совет директоров, уставом «УССС» не предусмотрен. Тем не менее специальным пунктом приказа №449 предписывалось передать печать и оригинал устава предприятия его новому руководителю.
Не обошлось и без рукоприкладства — сотрудник внутреннего КРУ МинЧС нецензурно обругал и толкнул женщину, руководителя отдела «Украинских специальных систем связи».
Исполняющим обязанности генерального директора в тот момент был его заместитель Юрий Васильев. Он официально отказался отдать устав и печать, о чем был подписан соответствующий акт. Он также предупредил В.Скомаровского о том, что приказ министра будет обжалован в суде. Трудовой коллектив также стеной встал на защиту своего руководителя: работники отказались проводить собрание и все как один написали заявление об уходе по собственному желанию.
Тем не менее новую редакцию устава «Украинских специальных систем связи», предусматривающую управление предприятием советом директоров и подчинение его МинЧС, удалось... зарегистрировать в Шевченковской районной администрации города Киева. При этом оригинал устава, который чиновникам министерства получить не удалось, предоставлен не был — якобы он был утерян. Таким образом, орган государственной власти был введен в заблуждение.
Позже гендиректор «УССС» Роберт Дзюбаренко оспорил в суде приказы МинЧС, касающиеся кадровых назначений и переподчинения предприятия. 28 августа 2008 года суд Киева принял решение в порядке обеспечения иска приостановить действие «нового» устава предприятия.
Через некоторое время после описываемых событий Михаил Мосин пришел к выводу, что лица, заинтересованные в установлении контроля над «Украинскими специальными системами связи», используют его втемную. Он решил обнародовать беспрецедентный документ, к которому, судя по всему, приложили руку настоящие профессионалы в нелегком рейдерском труде — пошаговый план мероприятий по захвату предприятия (копия документа прилагается к статье). Он предполагал два варианта развития событий — силовой и мягкий.
— В этом плане расписаны благоприятные и неблагоприятные для захвата факторы, — говорит Михаил Мосин. — В числе благоприятных часто упоминается административный ресурс. В числе неблагоприятных — поддержка прессы и телевидения. Кроме того, отдельной графой проходили финансовые расходы, в том числе взятки сотрудникам милиции и судьям. Общая сумма взяток — 61 тыс. долл. По сути, именно в такую сумму рейдеры оценили это наукоемкое предприятие с уникальным интеллектуальным потенциалом.
И здесь просматривается интересная аналогия: Владимир Иванов — Михаил Мосин и, наконец, Владимир Полищук.
Генерал Владимир Полищук — грамотный «технарь», который основную часть своей жизни посвятил делу защиты интересов государства. И когда ему предложили занять должность генерального директора на госпредприятии, обрисовав, вероятно, значимость деятельности «Украинских специальных систем связи», он, наверное, с радостью согласился. Предполагая продолжить свою деятельность для пользы державы. Он ошибается. Те, кто организовал «наезд» на предприятие, скорее всего, используют его втемную, рассчитывая использовать его бывшую службу в СБУ как прикрытие. А то и «подставить» его потом перед компетентными органами.
Немного о цене вопроса. На реализацию вышеупомянутой Комплексной программы развития системы связи, оповещения и информатизации МинЧС на 2004—2010 годы, в рамках которой создается «служба 112» государственный бюджет выделяет не такие уж малые деньги: в 2006 — 11 млн. грн., в 2007 — всего 9,7 млн. грн., а в 2008 году — уже 36,4 млн. грн. Проектом госбюджета на 2009 год предусмотрено выделение на эти цели целых 151 млн. грн. Всего же министр Владимир Шандра оценил стоимость проекта «службы 112» в 650 млн. грн., которые необходимо вложить до 2012 года. Головным предприятием по разработке технических решений в рамках Комплексной программы, напомним, являются «Украинские специальные системы связи». В общем, побороться есть за что.
Еще одна причина, по которой чиновники заинтересованы в установлении контроля над предприятием. После того как на базе технических решений, разработанных в «УССС», были развернуты первые региональные диспетчерские центры «службы 112» в Харькове и во Львове, начали раздаваться голоса, что лучше закупить аналогичный зарубежный комплекс. Где-то с середины 2007 года в МЧС начала обсуждаться альтернативная концепция «службы 112» — техническое решение (аппаратное и программное обеспечение), разработанное компанией Ericsson специально для аналогичного проекта в Румынии. Много говорилось о том, что этот проект являет собой новейшую «технологию пятого поколения», принятую в «развитых европейских странах». Хотя даже в Румынии (и в Болгарии, которая также решила закупить данный продукт) эта программа реализована не до конца.
Нужно ли говорить, что стоимость шведской системы в несколько раз выше: только закупка программного обеспечения оценивается в 4 млн. евро, тогда как отечественное стоит около миллиона гривен. Отечественные специалисты отмечали и другие аспекты. Например, выход в сети общего пользования при слабой защите от несанкционированного проникновения. А также экстерриториальный принцип расположения колл-центров: один на семь с половиной миллионов жителей (шесть на всю Украину), в результате чего, например, звонки с просьбами о помощи из Крыма предполагалось обрабатывать в Одессе.
Несмотря на протесты начальника управления связи МинЧС Владимира Писаревского и его заместителя Юрия Васильева (которых, в результате, в августе минувшего года уволили), руководство министерства приняло решение о монтаже «румынского» call-центра на территории главного управления МинЧС в Киеве. Интегратором проекта стало ООО «Евроцентр СОС 112». В министерстве его называют инвестором, хотя своих средств в систему предприятие не вкладывает.
И это еще не все. Летом увидели свет приказы по министерству, которыми госпредприятие «Украинские специальные системы связи» определено как главное в тематике создания всеукраинской «Службы 112» и одновременно — в подключении коммерческих пультов противопожарного наблюдения к действующей службе «01».
Руководителям областных управлений МинЧС хорошо известны названия фирмы ООО «Киев 112». По странному совпадению по времени с последней сменой руководства министерства эта фирма стала активно продвигаться как посредник в ретрансляции сигналов с коммерческих пультов пожарной сигнализации на государственные пульты «01». Ссылаясь при этом на устное распоряжение руководства МинЧС. С технической точки зрения такие посредники в пожарно-сигнализационном бизнесе не нужны, поэтому появление этих фирм было воспринято без энтузиазма. Но не беда: «Украинские специальные системы связи» получили распоряжение замминистра Валерия Третьякова об обеспечении технического сопровождения задачи сопряжения систем аппаратно-диспетчерского управления с ретрансляционным оборудованием. По мнению специалистов фирмы, следующим шагом стало бы аннулирование лицензий всех фирм, устанавливающих пожарную сигнализацию, кроме ООО «Киев 112». Это принесло бы их собственникам от 10 до 25 миллионов гривен поступлений в месяц.
— По сути, руководители МинЧС в лице замминистра Валерия Третьякова и начальника управления связи Виктора Скомаровского, планирует создать собственный бизнес, — говорит председатель совета директоров Михаил Мосин. — Их интересует и «освоение» бюджетных средств в рамках Комплексной программы «своими» фирмами на закупку дорогого импортного оборудования, и монополизация рынка пожарной сигнализации. Нужно упомянуть и зятя Третьякова, Владимира Бурбело, который, по нашим данным, является «мозговым центром» всей этой коммерции. Он, кстати, в непонятном статусе, присутствует на совещаниях в МинЧС. Опасаюсь, что если им удастся установить контроль над «Украинскими специальными системами связи», то предприятие из научно-производственного центра превратится в одно из звеньев по отмыванию бюджетных средств.
В связи с конфликтом вокруг «Украинских специальных систем связи» коллектив предприятия неоднократно обращался с письмами, адресованными Кабинету министров, персонально премьеру Ю.Тимошенко, а также СНБО Украины. К сожалению, высшие органы власти ограничивались формальными отписками, поручая разобраться в ситуации главе МЧС Владимиру Шандре. Тот, в свою очередь, «спускал» документ «вниз» — Третьякову и Скомаровскому.
Фактически все лето, после выхода кадровых приказов МинЧС, работа предприятия «Украинские специальные системы связи» была дезорганизована. Тем не менее его сотрудники продолжали выполнять поставленные перед ними задачи, в частности разработку концепции единой «Службы 112», и достигли реальных результатов на этом направлении. Однако их воплощение в жизнь, в силу субъективных факторов, остается под большим вопросом.