Судебное рассмотрение первого в истории демократической Украины уголовного дела по статьям 157 и 158 УК Украины соответственно «Препятствование в осуществлении избирательного права» и «Подлог избирательных документов» грозит захлебнуться — на суд оказывается давление с целью вернуть дело на доследование, что равносильно его «похоронам».
Напомним, беспрецедентное уголовное дело по обвинению председателя избирательной комиссии 107-го избирательного округа (Луганская область) Юрия Луничева в служебном подлоге и незаконном снятии с регистрации кандидата в народные депутаты доктора экономических наук, профессора Валерия Коломойцева-Рыбалко имеет значительный международный резонанс. Ведь справедливый приговор по делу, вынесенный на основании проведенных экспертиз, показаний свидетелей, укрепит в глазах международной общественности имидж Украины как демократического государства, в котором судебными органами отстаиваются конституционные права граждан. Имеет шанс укрепить свой положительный имидж и Президент Леонид Кучма — имидж реального гаранта конституционных прав граждан Украины. К сожалению, похоже, происходит наоборот.
В последнее время обвиняемый и его защита высказывают подозрительно твердое убеждение, что дело будет отправлено судом на доследование. Причем мотивируют они свое убеждение тем, что вопрос этот решен: Президентом Украины якобы дано соответствующее указание. Согласитесь, что-то в этом не так: дело возбуждено по статье, призванной гарантировать основу демократии в стране — право избирать и быть избранным, а сам гарант Конституции и демократии позволяет тем, кто призван непосредственно защищать закон, не доводить дело до торжества правосудия…
Справедливости ради нужно отметить, что первый в истории Украины обвиняемый в собственноручном удушении основ демократии Юрий Луничев, вероятно, сам является жертвой закулисных игр, имеющих целью не допустить неугодного кандидата в Верховную Раду. Скорее всего, снимая с регистрации Валерия Коломойцева, он выполнял приказ тех сил, с которыми опальный политик боролся в течение восьми лет, будучи народным депутатом Украины. И представители этих сил наверняка обещали Луничеву «прикрыть» его в случае, если всплывут неизбежные при этом нарушения. Пока прикрывают. Однако признание им своей вины превратило бы его из обвиняемого в свидетеля по делу об еще более громких нарушениях законодательства руководителями?
В двух словах напомним предысторию. Профессор-экономист Валерий Коломойцев за свои два депутатских срока зарекомендовал себя как один из наиболее непримиримых борцов против коррупции в угледобывающем Луганском регионе. С его помощью комитет ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, который тогда возглавлял Юрий Кармазин, вышел на многочисленные факты нарушений законодательства в работе угледобывающих предприятий. Так, было доказано совмещение губернатором области Александром Ефремовым государственной работы и коммерческой деятельности — вхождения с 1997 по 1999 годы в состав учредителей ЗАО «Фонд». Были вскрыты схемы, согласно которым ЗАО «Фонд» поставляло на шахты ГХК «Краснодонуголь» газ по завышенным ценам, забирая в качестве оплаты добытый там уголь. В результате ликвидации этих цепочек с начала 1999 года голодные шахтеры «Краснодонугля» начали регулярно получать зарплату (до этого один из них сжег себя на площади перед зданием губернатора Ефремова, а другие массово резали вены в лавах). Были возбуждены уголовные дела, в которых фигурировал «Фонд», — по ОАО «Лугансктепловоз», ОАО «Первомайскуголь».
Являясь членом бюджетного комитета ВР, Валерий Коломойцев добился включения в госбюджет средств на достройку шахты «Самсоновская-Западная», чем создал новые рабочие места. В результате обращения Коломойцева господдержка для ГХК «Краснодонуголь» тогдашним премьер-министром В.Пустовойтенко и министром Минуглепрома С.Тулубом возросла с 38 до 106 млн.грн., что дало возможность увеличить суточную добычу угля с 5 до 14 тыс. тонн. Как отмечает сам Валерий Коломойцев, в то время Президент Украины Леонид Кучма помог ему решить многие из этих вопросов. Например, по указанию Л.Кучмы средства на достройку шахты Самсоновская-Западная, которая строилась с 1965 года, были полностью перечислены, и шахта в 1999 году на День шахтера была запущена в работу. Помог Президент и в выделении средств на постройку сотен квартир для военнослужащих на территории избирательного округа В.Коломойцева.
С разъяснениями действия различных механизмов экономики Украины и предложениями по их улучшению, с требованием положить конец коррупции, которая губит шахтеров, Валерий Коломойцев выступал на парламентском комитете по борьбе с коррупцией, на парламентских слушаниях по борьбе с коррупцией, на страницах «ЗН». В общем, высокопоставленных врагов себе он нажил достаточно.
На выборах-2002 Валерий Коломойцев был зарегистрирован кандидатом в народные депутаты по 107-му избирательному округу, и сразу столкнулся с противодействием. Сначала в округе были зарегистрированы два кандидата-двойника с фамилией «Коломойцев» — для «отстройки» от них нардеп добавил к своей фамилии фамилию геройски погибшего на войне деда — Рыбалко. Перед запланированным выступлением по телевидению его кандидатура была снята с регистрации — нардеп оспорил это решение в Центризбиркоме. Наконец, в пять часов утра 31 марта 2002 года, в день выборов, Валерию Коломойцеву-Рыбалко сообщили, что его кандидатура была вновь снята с регистрации. По заявлению Ю.Луничева, решение об этом было принято на заседании 30 марта. Согласно законодательству, кандидат имел право обжаловать его 30 марта до 24 часов. Однако, как выяснилось позже, постановление о снятии Коломойцева с регистрации было принято в половине первого ночи 31 марта — когда по закону он уже не мог влиять на ситуацию. А постановление о снятии с регистрации Луничев подписал и отдал В.Коломойцеву-Рыбалко только в 5 утра 31 марта.
Тот факт, что решение о снятии кандидата с регистрации было принято именно ночью 31 марта, был установлен следствием в результате допросов многочисленных свидетелей. Кроме этого, в Киевском НИИ судебных экспертиз были проведены две экспертизы — криминалистическая (материалов звукозаписи) и экспертиза компьютера, на котором готовился текст решения. Следствие пришло к выводу: «Юрий Луничев, являясь в период проведения очередных выборов народных депутатов Украины 2002 года председателем окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №107, то есть должностным лицом, который временно исполнял функции представителя власти, используя власть и служебное положение, путем подлога избирательных документов совершил преступление против избирательных прав и свобод Коломойцева-Рыбалко Валерия Эдуардовича, чем неправомерно повлиял на результаты выборов народных депутатов Украины в одномандатном избирательном округе №107». Луничеву было предъявлено обвинение по статьям 157 ч.3 «Препятствование в осуществлении избирательного права» и 158 ч.3 «Подлог избирательных документов».
Учитывая важное общественное значение дела о нарушении избирательного права, а также потому, что, по мнению потерпевшей стороны, в рассмотрение дела могли вмешаться высшие должностные лица Луганской области, по просьбе Генпрокуратуры Верховный суд Украины направил его на рассмотрение в Донецкую область.
Сначала обвиняемый и его защитник избрали традиционную тактику затягивания рассмотрения дела. Однако ближе к концу года в их поведении произошел перелом. Обвиняемый и его защитник перестали избегать встреч с правосудием и обрели уверенность во взгляде и слове. По словам В.Коломойцева, в разговорах перед одним из заседаний Юрий Луничев сообщил, что его вопрос «решен» на самом высоком уровне — якобы сам Президент Украины дал в Генпрокуратуру и в суд «команду» отправить дело на доследование, чтобы позднее закрыть.
Ходатайство о направлении дела на доследование на судебном заседании 31 января должен был заявить… гособвинитель — представитель прокуратуры — того органа, который возбудил, расследовал и передал уголовное дело в суд. Не сделал он этого лишь потому, что был объявлен перерыв в связи с опозданием обвиняемого. Почему государственный обвинитель — прокуратура, — которая возбуждала дело, расследовала его, предъявляла обвинение, собирала доказательства по делу, организовывала проведение экспертиз, опрос свидетелей, поддерживала обвинение в суде — теперь намерена забрать дело из суда и отправить его на доследование? Неужели обвиняемый прав, и Президент действительно дал соответствующую команду, и эта незаконная команда теперь выполняется?
Получается, что прокуратура «подставляет» своих же следователей: ведь, согласно статье 281 ч.1 УПК, возвращение дела на дополнительное расследование по мотивам неполноты или неправильности досудебного следствия возможно лишь в случае, когда эта неполнота и неправильность не может быть устранена в ходе судебного заседания. В случае направления дела на доследование прокуратура должна применить по отношению к следователям (которые работали под контролем Генпрокуратуры!) дисциплинарные взыскания. Кроме того, направление дела на доследование возможно только на судебном заседании с участием всех сторон, которые должны высказать к этому свое отношение.
Подвергся давлению и судья Михаил Гиенко. В настоящий момент этот опытный судья ждет продления Верховной Радой своих полномочий. Тем временем в Высший совет юстиции направлено представление о возбуждении против него дисциплинарного производства. Представление направил… народный депутат Виктор Кириллов, избранный по 107-му округу. То есть тот, чьи депутатские полномочия находятся в прямой зависимости от решения вышеупомянутого судьи.
Все эти вопросы не раз задавались народными депутатами, бывшими коллегами Валерия Коломойцева в многочисленных депутатских запросах на имя генпрокурора, председателя Верховного суда, председателя Высшего совета юстиции и других высокопоставленных лиц. А группа ветеранов войны Луганской области — представителей 900 тысяч избирателей-ветеранов, написала по этому поводу открытое письмо Президенту Украины Леониду Кучме. Фактически, в каждой семье луганских избирателей есть ветеран, и резонанс по этому делу — в зависимости от того, давал или нет Леонид Кучма команду идти на нарушение закона, будет очень большой. Среди подписавших письмо — кавалер двух орденов Отечественной войны, двух орденов Красной Звезды и ордена Богдана Хмельницкого Евгений Грабов, кавалер пяти (!) орденов Отечественной войны, орденов Красной Звезды, Боевого Красного Знамени и Богдана Хмельницкого Борис Порохня, кавалер двух орденов Отечественной войны, орденов Александра Невского, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды Борис Смышляев, а также орденоносцы — участники боевых действий С.Демидов, В.Денисенко, И.Лапин, Н.Игнатенко. Их ордена заработаны кровью в боях. Письмо подписали также члены избирательной комиссии, видевшие, как происходило снятие кандидатуры Коломойцева с регистрации — например, Владимир Зяблов и Андрей Черняков. «Мы знаем, почему расправились с нашим депутатом. Два созыва мы избирали его в ВР, и он честно выполнял свой долг перед избирателями», — говорится в обращении ветеранов. «Сегодня представители обвиняемого заявляют, что якобы Вы, Леонид Данилович, дали команду в Генпрокуратуру и в суд отправить это уголовное дело на доследование с тем, чтобы его закрыть… Скандал с делом Гонгадзе, обвинения по «Кольчугам» — получат оценку истории, и мы, ветераны, не знаем, что там было на самом деле. Но в вопросе о недопущении к выборам нашего депутата Валерия Коломойцева-Рыбалко мы твердо знаем истину, поскольку сами наблюдали развитие событий, и закон был нарушен на наших глазах… Мы, ветераны Луганщины, уверены, что справедливый приговор по этому делу подтвердит… гражданам Украины и мировой общественности, что в Украине строится правовое государство, а Президент — глава этого государства — является реальным гарантом конституционных прав граждан Украины… Ответом на наше письмо станет справедливое решение суда». Остается только подписаться под этими словами…