UA / RU
Поддержать ZN.ua

Белорусский «автостоп»

В данном материале мы попытаемся рассмотреть лишь несколько случаев (хотя их в действительности н...

Автор: Юрий Волошин

В данном материале мы попытаемся рассмотреть лишь несколько случаев (хотя их в действительности намного больше), когда появление граждан Украины на территории Беларуси за рулем автомобиля грозит им лишением этого транспортного средства. Эти случаи не связаны между собой, пострадали также жители разных мест Украины, но результат был один — конфискация авто.

Василий Голиней, проживающий в поселке Ланчин на Ивано-Франковщине, работает вальщиком леса в поселке Краколье в Ленинградской области, куда он и направлялся на принадлежащем ему автомобиле Mercedes-Benz —310. Въехав в Беларусь и оформив надлежащим образом режим временного ввоза, он смог доехать лишь до деревни Заболотье Толочинского района, где в связи с сильными морозами у автомобиля вышел из строя топливный насос. Его пришлось отправить на ремонт в Санкт-Петербург. По пути Василий заехал на таможенный пост в районе г. Невель. Работник таможни «обрадовал» его тем, что не может продлить режим временного ввоза, если он не притащит на буксире автомобиль в таможню. Сделать это в дикие морозы было, естественно, нереально, и Василий понадеялся, что успеет отремонтировать насос и приедет к таможенникам уже на работающем автомобиле, поскольку имел право пребывать в Беларуси (со дня въезда) три месяца. Но хотя он опоздал буквально на один день и при этом представил суду не только показания свидетелей, но и справку от ООО «ГрузАвтоСервис», которое производило ремонт насоса, вместо «Мерседеса» ему осталась лишь квитанция об уплате штрафа (почти 800 долларов), который пришлось выплатить по решению суда.

Другой Mercedes-Benz-C180 потерял своего хозяина при еще более странных обстоятельствах. Киевлянин Вячеслав Гусаров при прохождении таможенных процедур на посту «Каменный лог» предъявил все имеющиеся у него документы. В том числе и счет-справку о покупке автомобиля и дарственный договор Главного управления труда и социальной защиты населения Украины, согласно которому автомобиль предназначался для передачи инвалиду Великой Отечественной войны 1-й группы Ивану Гусарову в качестве подарка к 60-летию Великой Победы. А Вячеслав Гусаров являлся просто перевозчиком этого автомобиля. Но именно такая полнота документов вызвала у белорусских таможенников тревогу. Они позвонили в нотариальное бюро г.Каунас, где покупался автомобиль, и им ответили, что договор дарения в данной конторе не регистрировался. И хотя в этом не было необходимости, поскольку сам счет-справка является достаточным документом, автомобиль был задержан. Дело передали в суд, который вынес постановление о конфискации автомобиля и наложении на Гусарова штрафа в размере около 700 долларов США.

Совсем не престижный «ВАЗ-2103» также стал жертвой местной Фемиды, причем по смехотворным обстоятельствам. Виктор Гырла из села Тридубы Николаевской области оформил этот автомобиль в режиме временного ввоза. Затем уже в Беларуси он передал управление г-ну Ясинскому, который и был задержан белорусскими правоохранителями, после чего дело попало в суд. Действительно, по белорусскому законодательству, гражданин, который оформил транспортное средство, не вправе передавать его другому лицу. Но! Как выяснилось на суде, и Гырла, и Ясинский, согласно доверенности, выданной в Киеве (оба граждане Украины), имели право на пользование этим автомобилем. Кроме того, как было видно из справки, выданной Курячевским сельсоветом Николаевской области, они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Иными словами, обвинение не выдерживало никакой критики, но это — если следовать логике и закону. Здесь же решение было однозначным — конфискация и штраф 600 долларов! Что ж, к законности всех приведенных решений мы еще вернемся, а сейчас — самое свежее.

Еще не закончено разбирательство по делу киевлянина Т. (именно потому и не называем фамилию), который решил приобрести в Каунасе белый «Пежо-Партнер». Цена и год выпуска (2002) подходили, он уплатил деньги, оформил документы и поехал транзитом через Беларусь. Прошел все таможенные операции на литовской границе и прибыл на белорусский пункт пропуска. Работник пограничного контроля проверил документы и предложил начать таможенное оформление, осуществить таможенные платежи, т.е. вроде бы все было в порядке. Но, правда, технический паспорт не вернул, сказал, что сам передаст его инспектору таможни. А когда мытарства гражданина вроде бы закончились (вместо положенных 20 минут его продержали четыре часа), Т. объявили, что в техническом паспорте обнаружена подчистка, и автомобиль выпущен не в 2002-м, а в 2000 году. Казалось бы, в чем проблема: верните покупателя в Каунас, и пусть он там все выясняет и приводит документы в порядок. Но нет, дело передается в суд с мотивацией: Т. подал в таможенные органы заведомо фальшивые документы.

Но, во-первых, зачем ему нужно было это делать, если он, по логике, сам накликает беду на свою голову — за более новую машину в Украине нужно платить более высокий таможенный платеж. А во-вторых, как выяснилось в суде, он вообще не подавал таможенные документы — это сделал работник пограничного контроля. Я задал после заседания судье неформальный вопрос: «Если вы пошли в магазин и купили котлеты, которые продавец назвал свежими, а они оказались испорченными, то что вы будете делать — конфисковывать котлеты или наказывать того, кто вас обманул»? Ответа, естественно, не последовало. Вот такая история про белый автомобиль, белые нитки (которыми шито судебное дело), и Белую Русь, 20% бюджета которой составляют поступления от таможенных органов. Вся Беларусь покрыта сетью магазинов, где продаются конфискованные товары: продукты, косметика, всякая мелочевка и, естественно, автомобили и запчасти к ним. Недаром таможенный инспектор Марина Мацкевич на вопрос, зачем она задержала автомобиль киевлянина Т., ответила: «Чего вы хотите, я только что заработала для государства пять миллионов рублей, и горжусь этим»!

Конечно, помощь бедолагам, попавшим в такую ситуацию, оказывает Посольство Украины в Беларуси. На всех процессах присутствовали консул Украины Василий Сердега и сотрудничающий с посольством адвокат Андрей Демидович, которым, к счастью, удалось развалить множество подобных дел. Но, к сожалению, сегодня лишь можно посоветовать тем украинцам, которые пользуются автомобилем или хотят его приобрести: «Избегайте белорусско-бермудского автомобильного треугольника! Себе дороже обойдется».