UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗС — КЛОНДАЙК ДЛЯ КОММЕРСАНТА

Для любителей путешествовать автомобилем во все годы независимости Украины остаётся загадкой за ...

Автор: Жанна Попович

Для любителей путешествовать автомобилем во все годы независимости Украины остаётся загадкой за семью печатями: почему на Тернопольщине, в отличие от ее географических соседей - Хмельнитчины, Львовщины, Ивано-Франковщины - всегда более высокие цены на бензин? Причём разница эта колеблется далеко не в пределах пары копеек, а порой доходит до полтинника и выше, в зависимости от вида нефтепродуктов и времени года.

По данным исследований налоговой милиции ГНА области, в прошлом году на Тернопольщину поступило 400 тыс. тонн нефтепродуктов на общую сумму 280 млн. грн. - это легальные данные, отображенные документально.

В большинстве случаев бензин и масла перекупает предприятие посреднической цепи, чтобы затем реализовать непосредственным продавцам - мелким предпринимателям или на АЗС. Таковых сегодня в области зарегистрировано 89 фирм-реализаторов и 161 автозаправка. Именно на данном отрезке зависимо от сезона и потребностей рынка, наценки колеблются от 15% до 30-50% в период острого дефицита.

В прошлом году почти 70% нефтепродуктов, предназначенных для нужд народнохозяйственного комплекса, реализовывались легально, а 30% - через теневые структуры, то есть за наличку. Выручка нигде не учитывается, деньги «крутятся» - оборачиваются вне банка и, естественно, налоги не выплачиваются. Лишь с начала текущего года налоговая инспекция области по фактам уклонения от уплаты налогов фирмами, действующими в сфере реализации нефтепродуктов, завела 16 уголовных дел. Доначислено к выплатам в бюджет 731 тыс. грн., взыскать удалось около 590 тыс. грн., изъято товарно-материальных ценностей на 165 тыс. грн. Конфисковать продукцию или финансовые ценности у неуловимых реализаторов практически невозможно. Как оказалось, согласно документации, оборудование, транспорт, резервуары, где хранятся нефтепродукты, бензозаправки и даже сами кассовые аппараты они, вроде как, берут в аренду у предпринимателей так называемой средней цепи, у которых и закупают бензин, масла, дизтопливо. Так что если контролерам и повезёт «накрыть» зазевавшегося предпринимателя, в миру он гол, как сокол, а пока эти подробности налоговая уточняет, бизнесмен время не теряет и сдаёт автозаправку следующему частнику.

Одновременно, согласно оперативной информации, каждая реализованная тонна горючего давала чистой прибыли 170-200 грн. Весной нынешнего года на одной из АЭС применили метод хронометража. В момент прибытия инспектора ГНА кассовая выручка составила, к примеру, 100 грн. Когда же работу заправщика проконтролировали в течение нескольких дней, общая сумма выручки в несколько раз превышала ранее зафиксированную, а в выходные сбор в десять раз превышал обычную, не проверяемую праздничную или воскресную выручку.

Топливный дефицит и корыстолюбие временами руководят отдельными ловкачами - доморощенными химиками в далеко не праведном направлении: вливая в резервуары химические реактивы, тем самым повышают октановое число бензина, а в результате двигатель авто намного быстрее изнашивается и требует капремонта.

Есть ещё один нюанс секретов нефтебизнеса: 20 л бензина весят 18 кг. Горюче-смазочные материалы оптовики отправляют, визируя в килограммах, реализаторы же продают топливо в литрах.

Не меньше подводных течений приносят и фирмы-импортёры нефтепродуктов. По официальным данным, с каждой тонны ввезённого из-за границы топлива в бюджет не поступает 80-170 грн. плюс налог на прибыль. Вот что, например, стало известно после проверки деятельности украинско-китайского СП «Пейджинговые системы». В июле 1996 г., незаконно используя льготный режим налогообложения, действующий при условиях конверсии и предоставленный Украине американской стороной благодаря ликвидации ядерного оружия, СП ввезло на таможенную территорию 3 тыс. 150 тонн бензина и 482 тонны дизтоплива. Реализовывали ж горючие материалы через сеть фиктивных предприятий, об уплате 90 тыс. грн. НДС и 27 тыс. грн. акциза даже не вспоминали.

Поставка, реализация нефтепродуктов по поддельным документам или через подставные предприятия приобрела широкий размах. Полученные средства переводятся на расчетные счета банков-нерезидентов, конвертируются в валюту, после чего псевдофирмы прекращают своё существование.

Для того, чтобы хотя бы прикрыть кран незаконных поставок, необходимо внести кардинальные изменения в законодательство, например, создать механизм ограничения регистрации фирм предпринимателями, которые уже дважды и более объявляли себя банкротами.