UA / RU
Поддержать ZN.ua

Антикоррупционный «спецназ». Минюст против

Несмотря на то что сама идея утопична в современных украинских реалиях, тема борьбы с коррупцией у нас вот уже который сезон подряд очень модная...

Несмотря на то что сама идея утопична в современных украинских реалиях, тема борьбы с коррупцией у нас вот уже который сезон подряд очень модная. Мало кто из госслужащих высокого ранга публично не сетовал на это бедствие и не клялся «сделать все», чтобы его преодолеть. Однако, когда кто-либо что-либо в этом направлении делает или, скорее, пытается сделать, тут же находятся абсолютные противники идеи. Тогда возникают «непреодолимые обстоятельства», которые заключаются в большинстве своем в схоластично-
демагогических выводах, перечеркивающих инициативу. И кто бы это, думаете вы? Прежде всего Министерство юстиции.

Правительственным уполномоченным по вопросам антикоррупционной политики разработан проект постановления Кабмина Украины «Вопрос предотвращения и противодействия коррупции в органах исполнительной власти» с целью реализации Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». (К детальному анализу нового и довольно неоднозначного антикоррупционного законодательства «ЗН» обратится в одном из ближайших номеров.) Так вот, часть пятая статьи 3 этого закона предусматривает, что субъектами, принимающими участие в предотвращении, выявлении, а в установленных законом случаях — и в осуществлении мероприятий по пресечению коррупционных правонарушений, являются, в частности, уполномоченные подразделы органов государственной власти.

В процессе подготовки проекта постановления был изучен опыт функционирования аналогичных подразделов, созданных в отдельных органах исполнительной власти (Минздрав, Минтранссвязи, Минюст, МВД, Гостаможенная служба, Госпогранслужба, Госкомзем). Для повышения со стороны правительства контроля за деятельностью органов исполнительной власти и эффективности мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции в этих органах предлагается ввести соответствующие подразделы в аппаратах региональных и местных органов исполнительной власти. Такие подразделы осуществляли бы мероприятия по предотвращению, выявлению коррупционных правонарушений, контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства, проводили бы аналитическую, организационную и разъяснительную работу. В проекте указано, что руководитель подраздела органа исполнительной власти назначается на должность и освобождается с нее руководителем этого органа по представлению правительственного уполномоченного по вопросам антикоррупционной политики. За исключением случаев, когда другое установлено законом.

Проект постановления без замечаний согласовали МВД и Госкомзем. Замечания других структур были частично учтены. Проект также одобрил Киевский региональный центр правовых наук Украины. Положительно оценили намерения создать указанные подразделы президент Группы государств Совета Европы против коррупции (GRECO), другие международные организации.

Руководитель подраздела подотчетен руководителю органа исполнительной власти и подотчетен и подконтролен правительственному уполномоченному по вопросам антикоррупционной политики. Руководитель подраздела территориального органа подотчетен руководителю территориального органа и подотчетен и подконтролен руководителю подраздела органа исполнительной власти.

Основные задачи подраздела — участие в реализации государственной антикоррупционной политики, контроль за соблюдением антикоррупционного законодательства. Подраздел, в частности, разрабатывает, осуществляет и контролирует проведение мероприятий, направленных на предотвращение коррупционных правонарушений, организовывает проверку достоверности представленных должностными лицами сведений об имуществе, доходах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом, и своевременно обнародует указанные сведения согласно закону. Подраздел также принимает участие в проведении служебных расследований и проверок в органах исполнительной власти, в рамках своих полномочий совместно с контрольно-ревизионными подразделами принимает участие в проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности органа исполнительной власти. В пределах своих полномочий проводит специальную проверку относительно лиц, претендующих на государственные должности госслужащих, в том числе проверку сведений, представленных лично. Подраздел будет проверять сообщения граждан и юридических лиц, информацию, обнародованную в печатных и аудиовизуальных СМИ, а также полученную от других структурных подразделов органа исполнительной власти, относительно причастности к коррупционным правонарушениям работников такого органа. Подраздел также будет вести учет работников органа исполнительной власти, территориального органа, привлеченного к ответственности за совершение коррупционных действий.

Подраздел будет наделен правом получать от работников органа исполнительной власти, территориального органа исполнительной власти информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на него задач, а также в установленном законом порядке — информацию с ограниченным доступом или содержащую государственную тайну. Имеет право получать от работников органа исполнительной власти устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок и служебных расследований. Подраздел также будет наделен правом беспрепятственного доступа к помещениям и территориям органа исполнительной власти, документам и материалам, касающихся предметов служебного расследования или проверки.

Очевидно, что полномочия, которые планируется предоставить подразделу, — колоссальные. Очевидно, что трудно переоценить роль личности — руководителя новой службы. От его моральных и деловых качеств будет зависеть, станет ли этот орган реальным шагом на пути преодоления коррупции или действенным «карманным» механизмом вытряхивания «отступных» из коррупционеров, пойманных с поличным. Как и в каждом деле, кадры здесь будут решать все. Конечно, наивно было бы рассчитывать, что такую новеллу чиновники воспримут вообще, не говоря уже — с радостью. Но ведь, за исключением Минюста, все ведомства дали свое согласие. Минюст, констатировав, что проект постановления отвечает Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод и практике Европейского суда по правам человека, проект не согласовал. В частности, потому, что проект постановления не отвечает актам законодательства, имеющим высшую юридическую силу. Но эта ли причина является настоящим весомым и непреодолимым препятствием, можно только догадываться. А о настоящих причинах заставляют задумываться, например, такие аргументы Министерства юстиции: «На данный момент ни один закон не устанавливает порядка проверки и обнародования сведений об имуществе, доходах, затратах, обязательствах финансового характера, в том числе за рубежом, предоставленных лицами, уполномоченными на выполнение функций государства». Следовательно, наделение постановлением Кабмина Украины подразделов полномочиями, механизм реализации которых должен определяться законом, противоречит статье 10 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Попутно Минюст отмечает, что на рассмотрении ВР находится проект закона «О мерах государственного финансового контроля публичной службы». Наверняка этот закон также вызовет немало замечаний. Ведь кому он на самом деле нужен?