UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНТИХРИСТЫ

Название этого материала не придумано автором. Просто точно такое же условное наименование носило розыскное дело по фактам краж из церквей, черной волной прокатившихся в прошлом году по Винницкой области.....

Автор: Александр Иващенко

Название этого материала не придумано автором. Просто точно такое же условное наименование носило розыскное дело по фактам краж из церквей, черной волной прокатившихся в прошлом году по Винницкой области...

Наверное, правильнее было бы назвать их святотатцами, ибо обворовывали они исключительно церкви - людские пожитки ночных татей не интересовали. С начала 1994 года прихожане сельских церквей на Винниччине утратили покой. Не раз и не два возмущенным взглядам их, явившихся к утренней службе, представали оскверненные, ограбленные храмы. Действовала шайка дерзко и в воровской своей прыти удержу не знала - бывало, за одну ночь обчищали по две, три, а то и по пять церквей. Такую скорость обеспечивало то, что бандиты были «моторизованы» - выезжали на промысел на двух автомашинах ВАЗ-2106.

Кражи совершались не кое-как, не наобум. В село, намеченное заранее, приезжали загодя. Знакомились с местом, осматривали церковь, ее окрестности, искали пути отхода. В церкви изучали, где какие двери, окна, какие стоят замки, как их ловчее взломать, как быстрее и бесшумнее в церковь проникнуть. Потом исчезали - отсиживались в лесах, посадках, на озерах и речках, изображая из себя рыбаков. Ну, а потом появлялись, как и положено нечисти, после полуночи. И шли в ход ломики и пилы, летели в мешки иконы, чаши, кресты, Библии.

Брали тоже не что попало. В основном старинные иконы, с богатыми окладами, украшенными драгоценными металлами. В старых церквях есть еще такие, пронесенные через годы лихолетья, борьбы с религией на государственном уровне. Отбирали лишь самое ценное, то, на что наверняка найдется покупатель, да такой, который не поскупится. Покупатель, как впоследствии выяснилось, был. Впрочем, об этом ниже...

Следственно-оперативную группу по раскрытию этих преступлений фактически возглавил начальник отделения Управления уголовного розыска УМВД Украины в Винницкой области майор милиции Виктор Кравец. Он и рассказывал мне о том, как угрозыск распутывал этот весьма непростой клубок.

Шайка казалась неуловимой. Еще бы - преступники досконально изучили все дороги области и выискали среди них такие глухие и заброшенные, что никакими постами милиции не перекрывались. Опять же - место совершения преступлений - село. А кто ночью в селе заметит машину, запомнит номер, марку? Надо было искать - откуда эти выродки приходят и где потом прячутся. Потому и начал Кравец с того, что взял карту области и стал отмечать места краж и возможные пути отхода. И большинство краж сводилось к одному району - Черневицкому. А пути отхода оттуда ведут, скорей всего, к Одесской области. Высчитал и наиболее вероятное время краж - четверг, пятница, конец недели.

На дороги, «вычисленные» сыщиком, были выставлены дополнительные посты дорожной милиции. Две недели они простояли - и ничего. Но... Бог все-таки шельму метит. Свою последнюю кражу совершили в Бершади, («взяли» в ту ночь всего одну церковь - очень богатая была, старообрядная, одних икон забрали 18 штук). После этого шайка, как обычно, рванула домой. И в Олегополе работники ГАИ обратили внимание на несущуюся по разбитым колеям машину. Тем более, что сидевшие сзади пассажиры что-то уж очень резко пригнулись. Кинулись догонять - да какая у милиции техника сегодня? Карбюратор «сдох», пока возились, заводили, «шестерка» ушла. Однако номер (большую его часть) гаишники наметанным глазом заметили.

Вот тут и началась оперативная работа. По всей Одесской области (а что машина оттуда - сомнений не было) машин с такими номерами оказалось семь. Опергруппа из Винницы выехала в Одессу и начала их по одной проверять. Не то, не то... И вот «шестерка», вызвавшая подозрения. Начали искать владельца - не найдешь концов! Прописан вроде бы там-то, а живет в квартире одна женщина, да и та в Югославии. Нашли родителей ее - и вот они-то и рассказали про некоего Ангелюка Сергея, бывшего ее мужа. Личность далеко не светлая - выпить не дурак, подраться любит, хулиганит. А что самое интересное - несколько лет назад судим... за кражи из церквей в Одессе.

Найти Ангелюка оказалось непросто. И все-таки в Великомихайловском районе Одесской области он с сообщником был задержан. Отпирались, как умели. Однако стоило оперативникам осмотреть машину Ангелюка - и нашлись ломики, «фомки», ножовки. А на ломиках - следы зеленой краски. А какой краской в церквях двери, как правило, красят?

Потом были признания задержанных, обыски. Вышли и на скупщика краденого - продавца антикварного магазина Валерия Абрамова. Иконы, Библии, кресты шли в антикварный магазин на Дерибасовской, где велась бойкая торговля. Немало изъяли и по домам - у преступников, у скупщика. В общем же краденых церковных ценностей хватило, чтобы, возвращаясь в Винницу, загрузить ими две машины. Неудивительно - в Винницкой области были обобраны 35 храмов, 5 - в Одесской, 2 - в Тернопольской. Всего 42 церкви.

Сыщиков ждал отдых после бессонных ночей в засадах, заслуженное признание, благодарность от руководства областной милиции, Министерства внутренних дел, церковного владыки Макария, поощрения. А преступников ждал суд.

Сейчас и то и другое - позади. Честно говоря, ознакомившись с судебным приговором, я лично почувствовал скорее недоумение, чем удовлетворение. Юрий Сивак и Сергей Ангелюк приговорены к пяти с половиной годам лишения свободы. Виталий Шмырь - к пяти. Еще один из сообщников отделался годом «отсидки». И только-то?

Виктор Кравец недоуменно пожимает плечами: откуда такая мягкость? Нет, он, конечно, не призывает к жестокости, но не породит ли такой приговор новых «антихристов»? Все осужденные нигде не работали, а Ангелюк, как уже упоминалось, судим именно за кражу из церквей... к двум годам условно. Сильно напугал его такой приговор? Или обязательно ждать, пока он сотоварищи распотрошит не сорок, а сто сорок храмов и вдобавок кого-нибудь убьет?

Хищение предметов культа, представляющих художественную и историческую ценность, и «черная» торговля ими являются одним из самых выгодных видов криминального бизнеса во всем мире. Таможенные посты на границах Украины изымали и продолжают изымать бесценные иконы, картины, антиквариат, вывезти за рубеж которые пытаются в основном либо похитители, либо их сообщники. Проблема, безусловно, в слабой технической защищенности, плохой охране большинства тех же церквей, прочих мест, где ценности хранятся. Но не проблема ли и то, что людям, нанесшим своими действиями ущерб на миллиарды карбованцев (не говоря уже об ущербе для морали, культуры, религии), «срок» отмеряется наравне с курокрадами? Не пора ли пересматривать уголовное законодательство и в этой области?

P.S. Кстати, в настоящее время осужденными подана кассационная жалоба. Они считают приговор слишком суровым...