UA / RU
Поддержать ZN.ua

АМНИСТИЯ В ЗАКОНЕ

Ровно пять дней осталось до окончания амнистии, приуроченной к первой годовщине принятия Конституции Украины...

Автор: Александра Примаченко

Ровно пять дней осталось до окончания амнистии, приуроченной к первой годовщине принятия Конституции Украины. О первых итогах «ЗН» уже рассказывало читателям. Сегодня слово - представителю прокуратуры, осуществляющей надзорные функции за проведением амнистии.

На вопросы «ЗН» отвечает Александр АЛЕКСАНДРОВ, начальник управления по надзору за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства Генеральной прокуратуры Украины.

-С какими трудностями пришлось столкнуться при проведении нынешней амнистии?

-В этом году закон «Об амнистии» впервые был принят Верховной Радой, а не Президентом. Обычно проекты законов об амнистии обсуждались всеми заинтересованными ведомствами, учитывались их замечания. В этот раз, к сожалению, даже не все наши предварительные предложения были учтены. В результате нарушена целостная структура закона, его отдельные положения выписаны нечетко, что породило на практике целый ряд разночтений и ошибок.

При проведении амнистии возникал ряд вопросов. Например, статья 5 закона гласит: «Освободить от наказания лиц... осужденных впервые за тяжкие преступления». Как это понимать - вообще впервые осужденных, отбывающих наказание за тяжкие преступления, или впервые осужденных именно за совершение тяжкого преступления? Очевидно, что это имеет огромное значение и администрации исправительных учреждений вынуждены были понимать эту статью буквально и предоставлять к освобождению тех, кто впервые был осужден именно за совершение тяжкого преступления, (а не вообще впервые преступил закон.).

Кроме того, например, раньше амнистированный не освобождался от дополнительных мер наказания. Теперь же, вследствие неудачно сформулированного положения закона, мы вынуждены освобождать от дополнительных мер наказания (например, конфискация имущества), если они не были исполнены на момент вступления в действие закона об амнистии. И уже были случаи, в частности, в Киеве, когда нам приходилось возвращать амнистированным изъятое, незаконно нажитое ими имущество.

Подобных мест в законе немало и нечеткость позиций такого рода затруднило его исполнении.

-Как справляются с поставленными задачами суды, функции которых в проведении амнистии значительно расширились?

-Раньше суды участвовали в применении амнистии лишь по делам, находившимся в их производстве. В отдельных случаях санкционировал постановление о применении амнистии прокурор - по представлению начальника учреждения, которое согласовывалось с наблюдательными комиссиями, выполняющими функции общественного контроля. Сегодня вопрос о применении амнистии решают, как правило, суды, и в целом они справились со своей задачей.

-Применение Закона «Об амнистии» осуществляется по представлению начальника исправительно-трудового учреждения. На этом этапе из числа подпадающих под амнистию по формальным признакам, «отфильтровываются» злостные нарушители режима и те, чье «отношение к труду» оставляет желать лучшего. Как реально можно контролировать законность процесса амнистирования на этом этапе?

-Здесь, конечно, возможны злоупотребления. Однако тому, кто стремится получить наживу, используя свое служебное положение, сделать это не так легко, ввиду организованного реального надзора за проведением амнистии со стороны органов прокуратуры. Именно обеспечение законности представления к амнистии отбывающих наказание лиц администрацией ИТУ было одной из основных функций прокуратуры во время проведения амнистии.

На сегодняшний день суды отказали в применении амнистии 4405 осужденным. Как правило, в таких случаях мнения администрации ИТУ и суда совпадали. Расхождения в этом вопросе между позицией ИТУ и судами составляют незначительный процент.

-Речь идет о злостных нарушителях режима?

-Да.

-За десять лет работы в этой должности доводилось ли вам сталкиваться со злоупотреблениями служебным положением при проведении амнистии, скажем, начальником ИТУ?

-Нет, такого не было ни разу.

-По итогам прошлой амнистии к дисциплинарной ответственности привлечено девять должностных лиц. Означает ли это, что они просто-напросто невнимательно читают законы или же плохо понимают их, и что ни о каких злоупотреблениях речь не идет?

-Да, именно так. Бывали просто ошибки, допущенные вследствие невнимательности, незнание закона и отсутствия опыта.

-Сколько нарушений в осуществлении амнистии зафиксировано в этом году?

- Официальные данные будут об этом будут позже. Пока что управлением выявлено два случая незаконного применения закона о нынешней амнистии. Оба связаны с ч.2 статьи 144, которая с 1996 года относится к тяжким преступлениям. Нарушения устранены.

-Вам, наверное, известны случаи предъявления фальшивых справок о возрасте детей, а также, скажем, удостоверений «чернобыльцев»?

-Подлинность всех документов такого рода, полученных по иным каналам, кроме официальных (например, от родственников заключенного), тщательно проверяется. Был единственный случай, когда военкомат выдал в отношении заключенного фиктивную справку о том, что он участвовал в боевых действиях. В результате амнистированный был возвращен отбывать срок в места лишения свободы, а виновные должностные лица понесли соответствующее наказание.

-Каковы функции и полномочия наблюдательных комиссий?

-Их задача - осуществление общественного контроля за правомерностью представления к амнистии администрацией исправительно-трудового учреждения. Такие постоянно действующие комиссии являются совершенно независимым органом, в их состав входят представители трудовых коллективов, общественных организаций.

С участием этих комиссий решаются, в частности, вопросы, связанные с досрочным освобождением от наказания. С ними согласовывают перевод осужденных, допустивших нарушение, в помещение камерного типа, что является наиболее строгим дисциплинарным воздействием в местах лишения свободы.

К сожалению, сегодня в работе таких комиссий слишком уж много проявлений формализма. А совсем недавно в некоторых областях они вообще прекратили свое существование. И лишь через некоторое время их деятельность была возобновлена.

-Направляя осужденного в места лишения свободы, государство «вырывает» его из привычной социальной среды. Далеко не каждого амнистируемого на свободе ждут. Многие из них больше не имеют ни дома, ни семьи. И не имея возможности предоставить амнистируемым необходимых, пусть минимальных условий жизни, не обеспечивая их кровом, работой, общество попустительствует совершению такими людьми новых преступлений. С другой стороны, кто же будет, скажем, устраивать на работу бывшего зека, если сегодня законопослушные граждане с превеликим трудом находят работу?

-Нами совместно с МВД неоднократно ставился перед компетентными органами вопрос о неотложном принятии Закона о социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы. Но пока что вопрос не решен. Сегодня эта проблема стоит очень остро и требует неотложного решения.

* * *

Общество, отторгнувшее преступивших закон, не очень-то ждет их возвращения на свободу. Дело здесь не только в страхе и брезгливости по отношению к бывшим зекам так называемых законопослушных граждан, определенная часть которых только тем и отличается от отбывших срок, что просто не попалась под руку правосудию... Общество не готово принять некогда отвергнутых людей, предоставив им хотя бы минимальные условия, необходимые для того, чтобы вернуться к нормальной жизни (речь, понятно, не идет о тех, кто раз и навсегда избрал для себя особую идеологию преступного мира).

Что ждет амнистированного за воротами тюрьмы? По целому ряду объективных и субъективных причин для многих из тех, кто вышел на свободу, жизнь порой уподобляется замкнутому кругу, где бывает трудно сохранить чистую совесть.