UA / RU
Поддержать ZN.ua

Американские горки насильственной преступности

Стойкая тенденция к сокращению количества насильственных преступлений начала регистрироваться ...

Автор: Оксана Приходько

Стойкая тенденция к сокращению количества насильственных преступлений начала регистрироваться в Америке с 1992 года, в результате чего в 2004 году было достигнуто наименьшее за последние три десятилетия значение этого показателя. Однако в 2005 году, по данным предварительного доклада ФБР, был отмечен внезапный скачок, поднявший его на уровень 15-летнего максимума. Причин, объясняющих это явление, в американской прессе приводится более чем достаточно, однако ни одна из них не вызывает абсолютного доверия у экспертов. Как, впрочем, и объяснения причин внезапного сокращения количества изнасилований.

В целом по стране в 2005 году зафиксировано на 2,5 процента больше убийств, грабежей и разбойных нападений, чем в предыдущем году, причем произошло это впервые в 2001 году. Особенно интригующей выглядит ситуация в округе Колумбия. В результате скачка количества грабежей почти на 15 процентов общий уровень вырос на пять процентов, несмотря на некоторое падение количества убийств и разбойных нападений и достаточно ощутимое — на 24 процента — сокращение изнасилований. Наибольший рост количества насильственных преступлений — на 22 процента — зафиксирован в городе Александрия.

Среди причин, объясняющих этот внезапный скачок, эксперты чаще всего называют отсроченные последствия теракта 11 сентября 2001 года, после которого усилия правоохранительных органов были переориентированы преимущественно на борьбу с терроризмом. Это привело к сворачиванию части других правоохранительных программ, в первую очередь в средних и малых городах. Именно там сейчас и наблюдается максимальный расцвет насильственной преступности, причем совершают их не одиночки, а вновь поднявшие голову бандформирования. Зато в городах с населением свыше миллиона человек, где антитеррористические силы проявляют особую активность, рост насильственных преступлений не зарегистрирован (за исключением разве что Феникса и Хьюстона). Там рост преступности фиксируется в пределах 9—23 процентов, но и это еще ничто по сравнению с «достижениями» Милуоки и Кливленда (соответственно 40 и 38 процентов).

Особое беспокойство вызывает рост подростковой преступности. Так, в округе Колумбия четверо из десяти арестованных являются несовершеннолетними. И в этом году тенденция к росту подростковой преступности сохраняется.

Аналитики ФБР готовили предварительный доклад на основании докладов 12 тысяч полицейских управлений и других правоохранительных учреждений по всей стране. Окончательные выводы будут известны лишь осенью. Поэтому ни министерство юстиции США, ни прокуратура особого беспокойства в связи с полученными результатами не проявила. Тем более что по количеству преступлений на душу населения Америка приближается к историческому минимуму.

Примечательно, что еще более недоверчиво американские эксперты восприняли информацию о резком падении количества изнасилований — на 85 процентов по сравнению с 1970-ми. Если в 1979 году на тысячу населения регистрировалось 2,8 изнасилования, то в 2004-м — лишь 0,4. Правда, в эту идиллию не верят не только адвокаты жертв преступлений, но и сами правоохранительные органы. Ведь чаще всего об изнасиловании просто не сообщают в полицию. С другой стороны (и в этом отношении зарегистрирована некоторая положительная динамика), если в 1996 году незафиксированными оставались, по оценкам министерства юстиции, 69 процентов изнасилований, то в 2004-м — 61 процент. Этот пусть скромный, но достоверный прогресс стал возможным благодаря воспитательной работе, проведенной среди сотрудников полиции (теперь они демонстрируют гораздо больше сочувствия по отношению к предполагаемым жертвам), запрет на идентификацию личности жертвы и сообщение деталей преступления в обществе и особенно в СМИ, активизацию правозащитных организаций. При этом в качестве потенциальной жертвы сексуального насилия начали рассматривать и мужчин.

С другой стороны, девушек и женщин обучают правилам безопасного поведения, а мужчин — привыкать к беспрекословности отказа. Хотя и здесь отмечена все та же тревожная тенденция: рост количества изнасилований, совершенных молодежными бандами.