UA / RU
Поддержать ZN.ua

АФЕРА С НОМЕРАМИ

Рассмотрев депутатский запрос о практике закрепления номерных знаков для транспортных средств, и...

Автор: Александра Примаченко

Рассмотрев депутатский запрос о практике закрепления номерных знаков для транспортных средств, имеющих в народе устойчивую и небезосновательную репутацию «козырных», МВД, недолго думая, ответило нижеследующее: «Относительно номерных знаков серий «ІІ» и «ОО», введенных в качестве новых серий для г.Киева, и номерных знаков серии «НН», введенных как общегосударственная серия, позволяющая зарегистрировать транспортное средство в любом регионе Украины независимо от места регистрации физических и юридических лиц, указанные номерные знаки выдавались на общих основаниях по обращениям граждан и юридических лиц». Кроме того, в этом документе за подписью временно исполняющего обязанности министра внутренних дел С.Гусарова указывается, что с введением в действие нового национального государственного стандарта выдача этих номерных знаков прекращена. То есть опоздавших с заявлением на получение их «на общих основаниях» просят не беспокоиться. Проехали.

Олег Зарубинский

У людей, относящихся к участникам дорожного движения не только в качестве пешехода, от такого заявления просто пропадает дар речи. А, обретя его вновь, они выражаются непечатно. Потому что обидно, когда официальная бумага призывает не верить собственным глазам. Для тех, кто предпочитает пешие прогулки, поясним, что, не говоря о правительственных номерах, номерах АП, Кабмина и ВР, более «козырных», пожалуй, не было. И в этом легко мог убедиться любой, понаблюдав за реакцией инспектора ДПС на нарушения, совершаемые водителями таких машин.

Но ответ МВД на депутатский запрос датирован не 1 апреля. Так что, кроме содержания, других оснований для того, чтобы не воспринимать его всерьез, нет — все реквизиты в порядке, и есть надлежащая подпись. А это значит, что погорячились граждане, в свое время воспринявшие как руководство к действию информацию о том, что их «законное право» на получение номера «ОО», «ІІ» или «НН» начинается с суммы 5 тыс. долл. США. То есть, если верить МВД, не верить которому просто невозможно, то всем этим гражданам сегодня следует подойти к зеркалу, внимательно изучить в нем свое отражение и запомнить: так выглядит лох украинский. После этого можно сесть в собственный «Лексус» и нанести визит своим людям из министерства, чтобы узнать, нельзя ли заполучить «на общих основаниях» какой-нибудь новомодный номер.

По прогнозам, в нынешнем сезоне (то есть, по крайней мере, до президентских выборов) в моде будут двойные буквы — «ІІ» (общегосударственный), «АА», «НН». В регионах же с введением новых номеров вообще, пожалуй, ничего не изменится. Насколько известно, там раздачей «неприкасаемых» в пределах области номеров испокон веков занимались лица, занимающие посты не ниже замгубернатора.

Оригинальнее всех в этом плане поступили одесситы. Там во избежание неприятностей инспекторы дорожно-постовой службы должны знать наизусть следующие номера: ОВК — одесский мэр или сотрудник аппарата горисполкома; ОМР — депутат горсовета; ООР — сотрудник аппарата облсовета; ОДА — сотрудник облгосадминистрации. (Кстати, насколько известно, стоимость изготовления одного госзнака ОМР или ОВК составляет 350 американских долларов, а номера машин горисполкома оплачены из бюджетных средств). Какая замена номеров способна повлиять на подобные устоявшиеся традиции?

Таким образом очевидно, что всеобщего равенства участников дорожного движения нашумевший указ Президента «О мерах по упорядочению проезда автомобилей, оснащенных специальными устройствами, и введении государственных номерных знаков единого образца» не принесет. Да, он предусматривает, что специальные номерные знаки единой серии отныне будут закрепляться исключительно за транспортными средствами, используемыми для передвижения лиц, в отношении которых осуществляется госохрана, руководителей ВР, Кабмина и т.д. «Закрепление номерных знаков других специальных серий за транспортными средствами любых органов и должностных лиц, а также граждан запрещается», — отмечено в указе. Но, если помните, во время предыдущей кампании по модернизации автомобильных номеров, председатель парламента В.Литвин авторитетно заявлял, что номеров «ВР» будет ровно столько же, сколько народных депутатов, — 450. Погрешность прогноза оказалась значительной — выдали их более трех тысяч.

Народный депутат Олег Зарубинский, первый заместитель председателя комитета по вопросам европейской интеграции:

— 6 февраля 2004 года вышел указ Президента «О мерах по упорядочению проезда автомобилей, оснащенных специальными устройствами, и введении государственных номерных знаков единого образца». Цель этого указа, если судить, в частности, по информационной кампании, развернутой вокруг него, — нивелировать существующее неравенство участников дорожного движения. То есть упразднить, скажем так, льготы, фактически предоставляемые сотрудниками ГАИ обладателям целого ряда номерных знаков.

Этот указ вышел после того, как в СМИ была довольно активно разрекламирована встреча тогдашнего начальника департамента ГАИ полковника Каракая с Президентом, где был жестко поставлен вопрос о борьбе с привилегиями на дорогах. Ключевым моментом этой борьбы стала замена автомобильных номеров: решено было забрать номера «ВР», «КМ», «АП» и, как было сказано, другие «крутые» номера, а вместо них ввести новые номера европейского образца.

В чем заключается «европейскость» новых номеров, уже появившихся на наших дорогах? Ведь в каждой европейской стране есть свои номера. Единственное, что объединяет номера государств, относящихся к Европейскому Союзу, это то, что вместо национального флажка на них изображен символ этой организации — на синем фоне желтые звездочки, расположенные по кругу. Мы не можем сделать такое у себя, поскольку нас в эту организацию не принимают. Тогда в чем заключается соответствие этих номеров «европейскому стандарту»?

И какова тогда истинная причина введения новых номеров? Тут существует несколько моментов. Во время активной «рекламной кампании», предварявшей введение новых номеров, неоднократно указывалось, что, для того чтобы номера не подделывались, обязательно нужно снабдить их голограммой. В то же время, например, у меня нет информации о том, что в европейских странах автомобильные номера оснащены голограммами. То есть в данном случае ссылка на Европу — совершенно некорректный аргумент.

Да и вообще странно говорить о подделке автомобильных госномеров. Это же все-таки не водка. Но, главное, возникает вопрос — кто заинтересован в «голограммизации всей страны»? Очевидно, те, кто имеет соответствующие предприятия.

Кстати сказать, эти новые номера и прочесть-то можно с большим трудом.

Когда люди начали возмущаться грядущим нововведением, появилась информация, что менять поголовно все номера не будут. Сначала, мол, поменяют номера ведомственные структуры, администрация Президента, управделами ВР. То есть частные номера никто не будет насильно забирать и обязывать срочно выложить деньги за новые.

Все мы могли наблюдать, сколь серьезной информационной кампанией сопровождалось это действо. По телевизору все время показывали машины с номерами «ВР», останавливаемые сотрудником ГАИ. Когда речь шла о том, что правила дорожного движения нарушают водители машин с номерами «ВР», всем понятно, что это Верховная Рада. Это народные депутаты, и якобы все проблемы с безопасностью дорожного движения у нас от машин с номерами «ВР». Очевидно, автомобили с номерами «ОО», «ІІ» и «НН» способствуют безопасности дорожного движения, а их владельцы ездят исключительно в правом ряду на минимальной скорости. Ни в одном информационном выпуске я ни разу не видел, чтобы показали, как останавливают машины с номерами, заканчивающимися буквами «ОО», «ІІ», «НН», и объяснили, кому они принадлежат. Какая категория граждан либо структур является владельцами этих номеров? Кому и почему выдаются эти номера? Все ли желающие могут их получить?

У меня есть определенная информация, разумеется, неофициального характера, что это придумано самой милицией, ГАИ. Буквы «ОО» изначально обозначали принадлежность к коллегии МВД. Сначала доступ к этим номерам действительно был достаточно ограничен. Спустя некоторое время киевляне могли наблюдать, сколь огромными темпами растет количество автомобилей с такими номерами, причем явно не министерских, очень дорогих, очевидно, принадлежащих состоятельным украинцам. Сегодня можно наблюдать огромное множество лимузинов с такими номерами, особенно в центральных районах Киева.

Затем появился целый ряд машин с номерами, заканчивающимися буквами «ІІ». В этом случае все также начиналось с МВД. А затем эти номера «расползлись», как и в описанном выше. Видимо, их приобретала категория граждан, обладавшая определенными средствами, необходимыми для получения этих номеров.

Но своеобразной кульминацией был выход серии «НН» с цифрой 28 в левом нижнем углу, обозначающей регион. В соответствии с Конституцией, в Украине есть 24 области, Автономная Республика Крым, Киев и Севастополь. То есть, условно говоря, всего 27 регионов. На номерах «НН» стоит цифра 28. Это что? У меня создается впечатление, что вся эта «номерная» возня — кампания, направленная исключительно на то, чтобы заработать новые деньги проверенным способом.

Мне неизвестно, государственное или частное предприятие занимается выпуском номеров для автомашин. Скорее всего, это частные предприятия, и именно в этом заключается проблема. Ведь несложно представить, сколько реального дохода получит определенный круг лиц, если потребовать от людей заменить номера на новые. Понятно, что это очень серьезные деньги.

Нечто похожее уже было с лентами-отражателями. Тогда владельцев машин обязали приобрести эти ленты. Сотрудники ГАИ останавливали машины и спрашивали водителей, где ленты-отражатели. Затем оказалось, что это, так сказать, не очень обязательно. В конце концов от них отказались. Правда, после того как очень многие люди уже приобрели отражатели и установили на своих машинах. Очевидно, это тоже придумали в ГАИ. Я не готов утверждать, что эти деньги пошли в карман конкретного чиновника министерства. Но доход шел тем предприятиям, которые занимались выпуском лент-отражателей. Фактически это был госзаказ. Но я не слышал о том, чтобы проводились тендеры.

Итак, поставив конкретные вопросы, ответы на них я не получил. Но знаю, что реакция была очень серьезная. Стали выяснять, кто же был инициатором введения новых номеров. Впрочем, само собой разумеется, что ими были люди, зарабатывающие на этом, а не, скажем, Автомобильный клуб Украины. Но, кроме того, существует еще один вопрос. Кто в действительности заинтересован в существовании тех же номеров «ВР»? Думаю, не так депутат, как…сами сотрудники ГАИ, сколь парадоксальным это бы ни казалось.

Не так давно в СМИ была информация о достаточно симптоматичном инциденте. Народный депутат Жовтяк ехал на машине с обычными номерами, к тому же не киевскими. Его автомобиль остановился на красный свет светофора. За ним остановилась милицейская машина и стала сигналить, требуя, чтобы он уступил дорогу, уехал, правда, неизвестно куда. Он не посторонился, как сам он объяснял, сделать это было физически невозможно. Когда загорелся зеленый свет, он тронулся, его обогнала эта милицейская машина и заставила остановиться. Из нее выскочил майор и начал говорить понятно что. Дело чуть не дошло до рукоприкладства. Таким образом, майор серьезно «прокололся», потому что сразу не определил, кто находится в этой машине.

Все мы прекрасно знаем, что наша милиция — не самая прозрачная сфера жизнедеятельности государственного аппарата. И сержанту, несущему службу, будет совершенно ясно, что, остановив машину, в частности, с номером «ВР», не следует прибегать к каким-либо противоправным действиям. Гораздо проще вообще пропустить эту машину и остановить три другие, не облаченные привилегированными номерами, а принадлежащие простым смертным.

Таким образом, несложно прийти к выводу о том, что номера «ІІ», «ОО», «ВР» были созданы отнюдь не для того, чтобы улучшить безопасность дорожного движения.

Отмену ведомственных номеров нельзя рассматривать как самодостаточную. Это символическая составляющая основы реформы, которая должна заставит всех участников дорожного движения придерживаться одних и тех же самых правил. Впрочем, вряд ли сегодня это возможно, поскольку, как видим, и символическая реформа в Украине пробуксовывает.

За последние 10 лет это уже третья замена номеров. Но осуществление реформы в нынешних условиях вряд ли создаст единую систему государственных номеров. Наряду со старыми, еще советскими номерами, у нас появляются новые, псевдоевропейские номера.

Замена номерных знаков как таковая вряд ли сделает более безопасной ситуацию на дорогах. Каждый сотрудник ГАИ знает, что определенные цифры, серия на номерном знаке автомобиля принадлежат определенной категории людей. И простая отмена символических особенностей номера не сделает таких водителей более сдержанными, а дороги — более безопасными. Это действительно так. В свое время у администрации Президента номера начинались тремя пятерками, у Кабинета министров — «333», у Верховной Рады первые три цифры были «777», Национального банка — «444», мэрии — «800». Очевидно, вопрос вовсе не в том, чтобы сделать все номера одинаковыми.

Я считаю, что установление высшего, чем у простых водителей, уровня ответственности должностных лиц, а не предоставление им льгот, и повышение правовой культуры работников ГАИ позволит в значительной степени решить вопрос безаварийности.