UA / RU
Поддержать ZN.ua

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

«Дело детей» близится к завершению После временного затишья пресса вновь громко заговорила о так называемом «деле детей»...

Автор: Василий Михайлович

«Дело детей» близится к завершению

После временного затишья пресса вновь громко заговорила о так называемом «деле детей». Правда, на юридическом языке оно квалифицируется как дело о незаконном усыновлении детей иностранными гражданами, а в просторечии его называют более точно и емко - продажа детей за границу.

О фактах продажи детей во Львове несколько месяцев назад уже сообщалось в нашей газете. Скандальная история приобрела международный масштаб. На запах «жареного» во Львов устремились представители иностранных информационных агентств, разных изданий. Журнал «Шпигель» провел собственное расследование и создал телефильм, фрагменты из которого недавно демонстрировались по Львовскому телевидению.

Однако после первой вспышки шум вокруг скандала несколько поутих. Допустившие «утечку» информации правоохранительные органы, очевидно, сами испугались такого широкого резонанса. Как часто бывает в подобных случаях, в «интересах следствия» перед прессой поставили шлагбаум. Но, как говорится, слово - не воробей...

И вот занавес о незаконных действиях некоторых представителей власти и медиков (позже назовем их поименно) в деле детей приоткрыл на пресс-конференции, организованной Львовской областной организацией УРП, начальник регионального отделения Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины Игорь ПИЛИПЧУК.

Вначале кратко напомним суть дела. Вскоре после провозглашения независимости Украины, когда открыли границы и для дальнего зарубежья, разные западные международные агентства, религиозные организации, коммерческие фирмы, корпорации развернули активную посредническую деятельность по усыновлению детей иностранными гражданами. Прикрывая свою деятельность фиговым листком милосердия, они вывозили за границу будто бы больных и немощных младенцев, которым обещали обеспечить в чужих семьях счастливую и полноценную жизнь.

Чем вызван такой интерес к детям? Ларчик открывается просто. На Западе и в Америке процедура усыновления детей намного сложнее, чем у нас, требует больших финансовых затрат. А у нас младенца можно было купить дешевле. По данным «Шпигеля», американцы платили за малыша от тридцати до пятидесяти тысяч долларов. Примерно десять тысяч из этой суммы шли на различные накладные издержки, проще говоря на подкуп разных должностных лиц, причастных к оформлению документов. Солидные барыши наживали сами торговцы. Вот и ринулись коммерсанты за живым товаром. Был спрос - нашлось и предложение...

В мае 1993 года тогдашний вице-премьер Николай Жулинский направил в областные госадминистрации письмо, в котором высказал озабоченность правительства Украины таким состоянием дел и предложил прекратить оформление документов на усыновление детей иностранцами, пока не будет принято новое законодательство о браке, семье и правах ребенка. Позже допрошенный в качестве свидетеля тогдашний президент Леонид Кравчук подтвердил, что письмо имело директивный характер и не требовало дублирования президентским указом.

Но, увы, хотя письмо было и директивного характера, оно не возымело надлежащего действия. Запущенная машина продолжала работать.

Как выявила оперативно-следственная группа, после высоких директивных указаний иностранными гражданами было усыновлено 800 украинских детей. И Львовская область, откуда началось шумное дело, не была лидером. Пальму первенства завоевала Одесса, на втором месте - Тернопольская область. А Львовщина, откуда после директивы сверху вывезли за границу 130 детей, - на третьем. Одна только Кировоградская область оказалась законопослушной и сохранила всех своих новорожденных граждан.

Нарушали директивные указания во всех звеньях власти - районном, областном, центральном. Даже сам автор письма не всегда выдерживал мощный нажим местных органов власти, народных депутатов. На их слезных ходатайствах о необходимости создать счастливую жизнь за границей тому или иному новорожденному младенцу с множеством приписанных ему болезней накладывал визу: «В порядке исключения...»

Следствие выявило факты, когда усыновление детей иностранцами проводилось без ведома родителей. Были случаи, когда матерям сообщали, что ребенок родился мертвым, а на самом деле он становился предметом купли-продажи предприимчивых дельцов. В этих преступных операциях врачи выступали как исполнители. Организаторами были представители власти, разные должностные лица.

Можно только удивляться, в каком высоком темпе работала наша сложная бюрократическая машина. Оформлялось усыновление детей - с многими визами, решениями, заключениями медкомиссий, должностных лиц, опекунских советов в районных, областных и центральных инстанциях - за несколько дней. Даже в выходные дни пунктуальные чиновники из Кабинета министров, руководствуясь высоким сознанием, выходили на работу, чтобы решить судьбу несчастного младенца. А главврач Львовского перинатального центра Владимир Дорошенко не только проявлял личную заботу об оформлении виз, фотографировании к документам, но и провожал детей к трапу самолета в Шереметьево. Благодаря прозрачным границам, часть усыновленных младенцев оформлялась через посольство США в Москве, и оттуда без проблем транспортировалась за океан.

Нужно заметить, не всегда качество живого товара удовлетворяло заказчиков. Так, вскоре Галицкий суд г.Львова по ходатайству одной семьи из США будет рассматривать щекотливое дело об отмене усыновления. Ребенок, от которого в свое время отказалась мать-одиночка, усыновленный заокеанской семьей, оказался в самом деле больным, и на его лечение приходится тратить значительные средства. Практичные американцы, кстати, юристы по специалности, решили, что выгодней его вернуть на родину, чем тратиться на лечение. Факт свидетельствует о том, что вовсе не из гуманных побуждений усыновляют младенцев иностранцы. Но здесь есть одна любопытная деталь. Ребенок родился 1 декабря 1992 года, через неделю оформили его усыновление, еще через несколько дней он оказался в США.

Ныне Владимир Дорошенко, а также главврач областной клинической больницы Богдан Федак, заместитель главврача Каменко-Бугской райбольницы Людмила Орнст пребывают в следственном изоляторе. В их компании должен был находиться и главврач Каменко-Бугской райбольницы Юрий Великий, однако его пока спасает мандат депутата районного Совета, а последний не считает нужным отдавать своего коллегу в руки правосудия.

И еще один любопытный парадокс нашей действительности. Судьба свела руководителя оперативно-следственной группы Игоря Пилипчука и подследственного Богдана Федака не только по «делу детей»: оба стали претендентами в парламент по Лычаковскому избирательному округу. На предыдущих выборах Игорь Пилипчук уже здесь баллотировался, и избиратели отдали ему предпочтение. Он вышел во второй тур голосования и по количеству голосов опередил соперника. Но выборы признаны несостоявшимися: больше половины избирателей не участвовали в выборных баталиях. А что касается Богдана Федака, то мотивы выдвижения его претендентом в парламент вполне очевидны: «подельники» пытаются увести его от судебной ответственности.

Ряд должностных лиц, причастных на Львовщине к незаконному усыновлению детей иностранцами, допрошен как свидетель. Бывший представитель Президента по Львовской области Степан Давымука превышал свои властные полномочия и давал разрешение на усыновление без соответствующей визы сверху. Заместитель председателя облгосадминистрации Юрий Зима тоже нередко брал на себя функции, превышающие его должностные полномочия. В начале следствия, когда уже были выявлены факты нарушений в Каменко-Бугской райбольнице и установлено, что к ним причастен Владимир Дорошенко, именно Юрий Зима настоял на том, чтобы включить Дорошенко в комиссию по их проверке.

Или такой факт. В Кабинете министров под №404 находится разрешение на усыновление, подписанное председателем Галицкой райгосадминистрации Зиновием Урсулом. А на месте под этим номером числится распоряжение Зиновия Урсула о предоставлении Юрию Зиме земельного участка под гараж.

Подобных фальсификаций оперативно-следственная группа обнаружила немало. Действия должностных лиц она квалифицирует как «злоупотребление служебным положением» и «превышение властных полномочий», подпадающие под статьи уголовного кодекса.

Впрочем, окончательно точки над «і» расставит суд и, надо полагать, воздаст всем должное. Для проверки отдельных фактов оперативно-следственная группа вылетает за океан, и после ее возвращения «дело детей» будет передано в судебные инстанции.