На рубеже XVIII-XIX ст. во многих странах выдвигались всевозможные предложения по улучшению деятельности почты. Особенно преуспела в почтовых реформах Англия. Деревенский учитель сэр Роуленд Хилл в 1837 г. опубликовал проект усовершенствования почты "Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость". В частности, предлагалось отменить привилегии для придворных и членов парламента, бесплатно пользовавшихся услугами почты, унифицировать почтовые сборы и ввести плату в один пенс за письмо весом до ½ унции независимо от места назначения. Оплата должна была взиматься заранее с помощью "маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму".
Официально нововведение именовалось почтовой наклейкой (Post Office Label), а среди народа первая в мире почтовая марка получила название "черный пенни" (за ее цвет и стоимость в 1 пенс). Днем рождения марки считается 1 мая 1840 г., когда почтовые миниатюры с изображением королевы Виктории поступили в продажу. Одновременно с "черным пенни" в почтовом обращении появились конверты (с рисунком и стоимостью 1 пенс), выполнявшие ту же роль, что и почтовая марка. В знак благодарности и за заслуги перед Соединенным королевством Роуленду Хиллу было выплачено 13 360 фунтов стерлингов. Кроме того, он получил дворянский титул баронета, награжден орденом Бани, занял пост секретаря почтового ведомства, а в 1853 г. стал генеральным почтмейстером.
Английская почтовая реформа подвигла и другие государства к реорганизации почты. По примеру Великобритании многие страны и города начали печатать почтовые марки: в Бостоне и Нью-Йорке - в 1842 г., Бразилии и швейцарских кантонах Цюрих и Женева - 1845 г., Австро-Венгрии, Испании, Пруссии, Саксонии - 1850 г.; в 1851 г. почтовую марку ввели Дания, Сардиния, Баден, Вюртемберг и Канада...
1 октября 1869 г. в Австро-Венгрии появилась в обращении "корреспондентская карточка" (открытка) с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Спустя несколько лет на открытках начали печатать изображения, иногда сопровождаемые стандартными пожеланиями. Популярности почтовых карточек во многом способствовало основание 9 октября 1874 г. Генерального почтового союза (с 1878 г. - Всемирный почтовый союз). Именно в честь этого события по решению XVI конгресса Всемирного почтового союза (1969 г., Токио) день 9 октября провозглашен Всемирным днем почты.
По обыкновению в Российской империи с реформами, в том числе и почты, не торопились. Например, первые почтовые ящики в городах появились только в 1848 г., а почтовая марка - 10 декабря 1857 г. Лишь в 1865 г. была учреждена земская почта, обслуживавшая село, где до этого отсутствовали почтовые отделения. Однако корреспондентские карточки, введенные в обращение Российским почтовым ведомством в 1872 г., сразу завоевали симпатии обывателей. Особой популярностью на необъятных просторах империи пользовались иллюстрированные открытки - открытые письма.
Массовому распространению видовых открыток существенно способствовало развитие фотографии. В Киеве первые фотографы появились в 1840-х. О значении новшества говорит тот факт, что разрешение на изготовление дагерротипов в то время выдавала городская управа. Известно, что одно из первых таких разрешений в Киеве в 1845 г. получил поданный Пруссии Карл Шодровицкий. До наших дней дошли фотоснимки с видами Киева, выполненные англичанами Роджером Фентоном в 1852 г. и Джоном Борном в 1853 г. (известное фото Николаевского цепного моста). А в 1858 г. на Подоле, на Александровской улице открылось первое фотоателье Карла-Фридриха Гербста ("фотографический музей искусства и натуры"). Фотография стала настоящим искусством, неотъемлемой частью общей культуры. В 1888 г. при Киевском отделении Императорского российского технического общества был создан V фотографический отдел, а 15 октября 1901 г. утвержден устав Киевского общества фотографов-любителей "Дагерр". Члены этих обществ и стали первыми авторами почтовых фоторепродукций, которых к 1917 г. вышло до 6,5 тыс. разнообразных сюжетов (главным образом - с видами Киева и его пригородов) общим тиражом свыше 30 млн.
Что же писала киевская и столичная (то есть питерская) пресса о развитии почтового дела и фотографии в 1880-1890-х?
Новоизобретенный почтовый ящик итальянской системы аквадро
Это остроумное изобретение, представленное г. Алф.Галлико на усмотрение русского почтового ведомства, заключает в себе полную сохранность писем, вместе с тем контролирующим службу почтальонов. При выезде почтальона за выниманием писем из почтовых ящиков ему вручается парусинный мешок (изображенный на рисунке под ящиком) с железной рамой на открытом конце, которая заперта железною же крышкой с секретным замком. Подъехав к почтовому ящику, почтальон задвигает раму в пазы на дне ящика. Как только рама засунута, автоматически открывается гнездо контрольного аппарата, в котором находится металлическая пластина с цифрою, обозначающею час вынимания писем (на нашем рисунке: 3); почтальон вынимает эту пластину и берет с собою для доказательства, что он действительно был возле какого-то ящика и вынул письма. На место вынутой пластины почтальон вставляет новую, на которой обозначен час следующей затем очереди вынимания. Далее, при нажатии на рычаг, дно ящика и крышка мешка открываются, и письма из ящика падают в мешок. Вынув раму, дно ящика и крышка мешка закрываются.
Нива, 1888 г., №2
Музей почтовых марок в Вене
В Вене, как передает Hamburger Zeitung, открыт недавно музей почтовых марок, принадлежащий собирателю их г. Фридль. Он состоит из трех залов и по своему устройству напоминает собою такую же выставку в Австро-Венгрии в прошедшем году. Между почтовыми особенностями можно упомянуть почтовые штемпельные письма общества воздухоплавания, голубиной и подводной почты, которые находились в применении в 1870 г. во время осады Парижа, а также введенные недавно в Дании телефонные марки. Есть также интересная коллекция поддельных марок в различных видах; очень интересны также редкие экземпляры марок общества пароходства Платтенского озера, почтовые письма людоедов, состоящие из куска дерева, украшенного иероглифами. Имеется также великолепное собрание почтовых штемпельных писем, которые совершили путешествие по всем странам света. Так, одна корреспонденция совершила с пятикрейцеровою (около 4 ½ копеек) маркой путешествие вокруг света во 119 дней. За это кругосветное письмо один собиратель предлагал 1 000 флоринов (около 562 руб. 60 коп.) Музей имеет на три миллиона марок и других почтовых штемпельных писем, из которых некоторые оценены очень высоко. Так, тут есть марка, оцененная в 6 000 флоринов (около 3 375 руб. 60 коп.) и марка с Мыса Доброй Надежды в 1 000 флоринов (около 562 руб. 60 коп.)
Киевлянинъ, 1 августа 1891 г., №167
Льготная оплата корреспонденции
С начала 1892 г. окончательно вводятся новые правила о бесплатной корреспонденции и почтовой гоньбе на лошадях. Служебная корреспонденция казенных учреждений и должностных лиц будет оплачиваться весовым сбором в размере одной копейки за каждые два лота письма и одной копейкой за каждый фунт посылки. Одним учреждениям эта льготная такса будет присвоена на неограниченном, а другим - на ограниченном праве. Первым правом будут пользоваться все министерства, центральные правительственные учреждения, Св. Синод, епархиальное управление, консистория и учебные заведения, содержимые правительством. Учреждения, пользующиеся ограниченным правом, могут сдавать корреспонденцию на льготных условиях только в том случае, если она адресована на имя учреждений, пользующихся неограниченным правом.
Киевское Слово, 10 октября 1891 г., №1356
Собрание киевского фотографического отдела
Во вторник, 8 октября, под председательством профессора В.А.Беца*, состоялось собрание членов фотографического отдела Киевского отделения Императорского русского технического общества. Перед собравшимися членами был демонстрирован электротахископ, устроенный Оттомаром Аншютцем. При помощи этого аппарата получаются так называемые "движущиеся фотографические изображения". Электротахископомразрешена задача слияния для зрителя всех изображений, отдельных моментов движения, получаемых при помощи "сухих пластинок", в одно целое. Прибор этот представляет вращающийся барабан, на окружности которого помещены, в количестве от 24 до 30, проектируемые картинки (диапозитивы на гибких листах). Барабан включен в коробку с прорезом величиною в один диапозитив. Внутри барабана помещена спиральная Гейслерова трубка, соединенная с индукционным прибором. Посредством рукоятки цилиндр вращают, и как только картинка, помещенная на барабане, приходится против самого отверстия коробки, она на мгновение ярко освещается электрическим светом. При достаточно быстром вращении кажется, будто поверхность картинки освещена непрерывно, так как сверкания электричества быстро сменяются. Одна электрическая искра освещает картинку в течение от одной тысячной доли секунды до пяти тысячных. Зрители находятся в темном помещении перед прорезами коробки. Каждое освещенное изображение успевает передвинуться меньше, чем на одну линию. Членам технического общества были показаны движущиеся изображения идущего по улице господина и следуемого за ним шарманщика, летящая птица, лающая собака, лошадь, берущая барьер, марширующие солдаты и проч. Рисунки эти для зрителя являются очень натуральными. Так, у лающей собаки, которая в то же время бежит и машет хвостом, можно заметить, как передвигается шкура на ребрах, как скользит взад и вперед ошейник и проч. При скачке лошади на рисунке видно, как развевается ее грива, взбрасывается песок, поднимается пыль, а всадник немного подпрыгивает вверх и сдерживает узду. На рисунке видны все изменения, происходящие при движении человека, даже изменения в складках одежды. Вообще, прибор производит оптический обман, который только в недавнее время сделался осуществимым.
По окончании демонстрации этого прибора С.О.Дубинским** была демонстрирована так называемая "актиническая свеча", при помощи которой фотографические снимки можно производить в темноте при мгновенном освещении, получаемом от горения магния. Свеча эта представляет цилиндр, имеющий 9 сантиметров в длину и 20 миллиметров в диаметре. Она помещается в особом подсвечнике. В верхней части свечи находится небольшая спиртовая лампочка, которая может гореть непрерывно в течение 1/4 часа. При помощи особой резиновой "груши" на пламя лампочки выбрасывается порошок магния, который, быстро сгорая, освещает предназначенный для фотографического снимка предмет. Из одного заряда резиновой груши может произойти до 20 вспышек магния. Собрание окончило свои занятия в 11 часов вечера.
Киевское Слово, 10 октября 1891 г., № 1356
*Бец Владимир Алексеевич (1834-1894), действительный статский советник, доктор медицины, профессор анатомии, присяжный заседатель. Заведующий кафедрой анатомии медицинского факультета университета св. Владимира, директор анатомического театра. Главный врач Юго-Западных железных дорог. Один из основателей Киевского общества естествоиспытателей. Гласный киевской городской думы (1883–1887). За научную деятельность и уникальную коллекцию гистологических препаратов мозга был награжден медалями на Всероссийской мануфактурной выставке (1871) и Всемирной выставке в Вене (1873).
**Дубинский Стефан Осипович, киевский фотограф, его ателье находилось на улице Лютеранской, 12.
Первая марка Российской империи, введенная в обращение циркуляром Почтового департамента от 10 (22) декабря 1857 г. и первая почтовая марка Великобритании 1840 г. с портретом еще молодой королевы Виктории, в будущем "бабушки всей Европы"