UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вишневетчина в Заднепровье: между застройкой и музеем

Лубенский горсовет на апрельской сессии утвердил предыдущее решение о выделении земельных участков для участников боевых действий на Востоке Украины под жилую застройку на территории Замковой горы.

Автор: Юрий Рудницкий

Лубенский горсовет на апрельской сессии утвердил предыдущее решение о выделении земельных участков для участников боевых действий на Востоке Украины под жилую застройку на территории Замковой горы.

Между тем, по выводам ученых, на этой местности находится немало памятников археологии разных эпох, от скифских и древнерусских времен до времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

Согласно изменениям к Генплану, принятым на сессии, всем застройкам должны предшествовать охранные археологические исследования. Но местные активисты считают, что музеефикации должна подлежать вся Замковая гора. При этом как перед властью, так и перед авторами альтернативного проекта стоит проблема: нехватка средств для реализации своих проектов.

Археологический Клондайк

Самая большая интрига вокруг Замковой горы, местности, немного отдаленной от основной территории современных Лубен, заключается в том, что на ее территории с конца XVI в. по 1648 г. располагалась резиденция князей Вишневецких. Поиском остатков княжеского дворца, разрушенного в начале восстания Хмельницкого, занимался в 1920-х археолог Игнатий Стеллецкий. Известно, что ему удалось найти развалины фундамента большого здания, которое ученый идентифицировал как дворец князя Иеремии Вишневецкого, а также фрагмент одного из подземных ходов, которых, по утверждениям старожилов, в Лубнах много. Стеллецкий даже проводил экскурсии для местных жителей по местам раскопок. Но о конкретных вещевых находках информации нет, поскольку всю документацию археолог забрал с собой в Москву, а после смерти ученого эта документация исчезла из его квартиры.

До конца 1990-х на Замковой горе стояла воинская часть - 25-я "чапаевская" дивизия. На месте, где Стеллецкий проводил свои раскопки, соорудили ангары. Как рассказывают краеведы со слов офицеров, служивших там, некоторые из ангаров возводились на откопанных развалинах.

С Замковой горой связаны легенды, напоминающие о временах Вишневетчины. Некоторые подтвердились. Одна из них сообщает, что в подземных ходах на Замковой погибли жители города, которые в 1648 г. скрывались там от мятежных холопов, возглавляемых Лысенко-Вовгурой. Стеллецкий нашел в той части подземного хода немало человеческих скелетов.

В целом, Замковая гора пережила не одну смену эпох и цивилизаций. Полтавский областной центр охраны и исследований памятников археологии выделил на ее территории несколько археологических объектов. Один из них, самый известный, - т.н. замчище Александров, размещен на северо-востоке Замковой горы. С ним связана память о князьях Вишневецких - Александре Вишневецком, построившем там замок (отсюда и тогдашнее название города - Александров), его брате Михаиле, а затем и сына Михаила - Иеремии Вишневецком (1612–1651). Последний отдал место под замком, возведенным его дядей Александром и разоренным холопами в 1638 г., под бернардинский монастырь, а сам построил себе на Замковой другую резиденцию. Местная легенда (конечно, гиперболизированная) приписывает ей наличие 300 залов. Второй объект - остатки летописного поселения Лубно, сооруженного по приказу князя Владимира Великого (958–1015 гг.) в составе оборонительной линии против наездов печенегов. Находится в юго-западной части Замковой горы.

Там же археологи зафиксировали следы казацкой полковой крепости второй половины XVII в. (возведенная, возможно, в конце 50-х - начале 60-х XVII в., когда Лубны стали полковым центром), а также поселений эпохи энеолита и ранней бронзы (IV–III тыс. до н.э.), скифских (V–III ст. до н.э.) и раннеславянских (III–IV ст. н.э.).

Правда, во времена, когда на Замковой горе размещалась воинская часть, военнослужащие занимались "черной археологией". Не прекращали своих поисков "археологические пираты" и позднее. Об этом напоминают ямы, разбросанные по территории Замковой горы.

Одна гора - два плана

Между тем вопрос будущего Замковой горы уже стал объектом напряжения между гуманитарным сообществом города и городской властью. Суть в том, что горсовет отводит под культурно-туристическую зону лишь то место, где находился дворец Иеремии Вишневецкого и часть близлежащих территорий, а представители общественности считают, что такой зоной должна стать вся Замковая гора.

8 апреля сессия горсовета приняла проект изменений в Генплан застройки города, который касается Замковой горы. Он предусматривает создание там жилой, промышленной и культурно-туристической зон. Согласно предложению депутата горрады участника военных действий на Востоке Украины Александра Клюшника, в проекте также закреплено обязательное проведение предварительных охранных археологических раскопок. Он же настоял на том, чтобы жилая зона была отведена для застройки под жилье исключительно для защитников Украины от российской агрессии и членов семей тех, кто погиб на войне.

На территории, отведенной под промышленную зону, уже содержатся два предприятия (одно изготавливает заборы и изгороди, второе - мебель). Что касается культурно-туристической зоны, то, по сравнению с предыдущим Генпланом, площади под нее увеличены. Под нее попадает также территория, которая, собственно, и содержит в себе, по данным археологов, остатки резиденции князя Иеремии. Проблема, однако, в том, что именно там размещены уже упомянутые ангары. Сейчас часть их находится в коммунальной собственности города, а часть - в частной. И хотя проект изменений в Генплан предусматривает выкуп указанной частной территории, но как это сделать и на какие средства, до сих пор не решено. Следовательно, проведение археологических раскопок на самом интересном и интригующем участке Замковой горы остается проблематичным. По данным краеведа Сергея Швецова, в частной собственности оказались именно те ангары, которые возведены на развалинах дворца, откопанных Стеллецким. Кроме того, до сих пор нет и официально утвержденного плана обустройства культурно-туристической зоны, в том числе и возможных музеефикационных работ, в случае обнаружения там археологических артефактов.

Однако общественность города, преимущественно гуманитарии, объединенные вокруг культурологической организации "Знание и творчество", поддерживают другой план обустройства Замковой горы. Разработала его архитектор Ирина Казакова. Автор плана, в поддержку которого было собрано более тысячи подписей жителей города, исходила из того, что вся Замковая гора должна представлять собой большой туристическо-музейный и мемориальный комплекс, возведенный на основании результатов археологических исследований. У такого взгляда на проблему есть сторонники и среди депутатов горсовета. "Культурно-туристическая зона должна начинаться от улицы Грушевского и охватывать весь военный городок, а не ограничиваться только местом, где стоят ангары", - считает депутат горсовета Татьяна Алексеева. Но план Ирины Казаковой, по словам ее автора, городской властью фактически не рассматривался. Кроме того, Алексеева считает неуместным вносить изменения в Генплан застройки до проведения археологических исследований. Она предлагает поискать участки для жилья участникам боевых действий на Востоке Украины в других местах. "Мы нашли около 100 участков по городу", - утверждает депутат. А бывший директор Лубенского краеведческого музея Тамара Дяченко (кстати, одна из инициаторов декоммунизации улиц города, проведенной еще в 2007 г.), добавила, что, поскольку, по ее словам, промышленность в Лубнах не развивается, обустройство Замковой горы как историко-культурного объекта может содействовать развитию туризма. "За ним будущее Лубен. И привлекательным является период Вишневетчины", - утверждает она.

Правда, теоретически участки для музеефикации могут возникнуть не только в культурно-туристической, но и в жилой зоне. Согласно выводам Полтавского областного центра охраны и исследований памятников археологии, именно на жилую зону приходится небольшая часть замчища Александров с археологическими наслоениями времен казатчины, а кроме нее - "границы охраны археологического культурного памятника археологии местного значения - поселка Лубно (летописный город времен Киевской Руси). В свою очередь, инициатор поправки о выделении земли под застройку исключительно участникам АТО Александр Клюшник заявил во время сессии, что сама выдача земельных участков может начаться лишь после того, как согласно закону будут проведены археологические исследования и по их результату сделан вывод, что эти земли пригодны или непригодны для застройки. "Если мы сейчас не проведем работы по установлению археологической, исторической и культурной ценности этих участков, предоставим их в пользование участникам АТО, а потом, при разработке проектной документации, окажется, что там есть какая-то историческая, археологическая ценность, - так зачем тогда было их выдавать? Если сейчас будут проводиться работы и будет доказано, что там есть какие-то захоронения или исторические ценности, историческое наследие, - в таком случае необходимо поступать согласно закону, предусмотренному при выявлении таких археологических находок. Так и будут поступать", - заверил г-н Клюшник.

Аналогичного мнения придерживается и городской голова Александр Грицаенко, лично поддержавший проект изменений в Генплан. Но последнее слово в этом деле, считает он, должно быть не за властью и не за общественными активистами, а за учеными. "Существует наука, которая должна подсказать, что делать. Если там что-то есть и нашли - забрать, описать и положить в музей. Если там есть нечто такое, что нуждается в сохранении на том месте, - значит, оно является историческим памятником", - заявил Грицаенко.

Но еще придется решать проблему, чтобы участники АТО не продали дешево полученные участки. О таком риске знают и депутаты, голосовавшие против изменений в Генплан, и городской голова. "У этих ребят средств нет, и они точно не будут строиться. Они говорили: мы эти земельные участки продадим. Ну что ж, будет "Рублевка" на месте Замковой горы", - обеспокоена депутат горсовета Татьяна Алексеева. "У них же и средств нет, чтобы построиться. И я не хотел бы, чтобы они свои участки за бесценок отдали, а затем приходили вновь", - говорит Александр Грицаенко в своем выступлении на сессии горсовета. Как возможных претендентов на эти участки активисты называют некоторых представителей местной бизнес-элиты.

Цена вопроса остается неизвестной

Что общего у сторонников полной музеефикации Замковой горы и у городской власти, поддержавшей изменения в Генплан застройки Лубен в пользу участников войны на Востоке Украины, - так это полное отсутствие средств на осуществление своих планов. И вопрос их поиска нынче на этапе даже не обсуждения, а обдумывания.

План Ирины Казаковой разрабатывался без расчета, где взять средства на его реализацию, но с надеждой, что его рассмотрят или учтут, - чего не произошло. Городская власть сегодня находится в поиске средств, в первую очередь, на строительство жилья для участников войны на Востоке Украины, чтобы максимально его удешевить, поскольку, по признанию городского головы, для большинства из них "нет возможностей получить кредиты и потом их выплачивать". В качестве варианта рассматривается создание с их участием жилищных кооперативов, привлечение кредитных средств под государственные гарантии - т.е. на условиях погашения кредитной ставки через бюджет города.

Если говорить о парково-культурной зоне, то, по его словам, рассматривается вариант привлечения средств как отечественных, так и зарубежных спонсоров. Но все это пока на уровне предварительных размышлений. По словам общественного активиста Анатолия Куценко, было бы легче привлечь с этой целью зарубежные гранты. "Но гранты даются при условии совместного финансирования, - город тоже должен вкладывать средства", - добавляет он.

Единственный сдвиг в сфере финансирования - это выделение Лубенским горсоветом сравнительно небольшой суммы - 50 тыс. грн. - на проведение археологических поисковых работ и заключение соответствующего договора с Полтавским областным центром исследования и охраны памятников археологии. По предварительным данным, исследования должны начаться уже в этом месяце.

Не остается в стороне и сообщество. Как сообщил краевед Сергей Швецов, на вторую половину июня планируется проведение историко-художественного фестиваля "Ярема-фест". Цель фестиваля - привлечь внимание общественности Украины, прежде всего ученых, к сохранению исторического наследия Лубенщины, в том числе и той, что связана с периодом Речи Посполитой и с родом Вишневецких. Возможно, фестиваль поможет начать системный диалог между властью и общественностью города относительно средств и путей сохранения памятников истории города, чего до сих пор, к сожалению, нет.