UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинцы

Самая несчастливая нация четырех континентов? Мы - на 133-м месте в нынешнем Всемирном рейтинге счастья.

Автор: Александр Зинченко.

Украинцы - самая несчастливая нация Европы, обеих Америк и Австралии. Таков итог нашего развития накануне 28-й годовщины Независимости.

Перед нами, на 132-м месте, - Чад (!), за нами - Эфиопия, Свазиленд, Уганда, Египет, Замбия, Того. По уровню счастья Украина - африканская страна.

Как украинцы изменялись на протяжении лет Независимости? Почему мы совсем не замечаем, что на самом деле Украина - не Уганда!?

Это невероятная наглость! Невероятная наглость - быть несчастливыми в условиях жизни, которые большинству наших соседей в этом рейтинге и не снились.

Для Эфиопии, Чада, Уганды и Того мы даже не Швейцария. Между Украиной и Швейцарией цивилизационный разрыв и разница в уровне доходов меньше, чем между Украиной и нашими соседями в рейтинге счастья.

В свое время все страны разделили и разместили по уровню дневного дохода на четырех ступенях (привет шведскому ученому Хансу Рослингу!). Большинство наших соседей из этого "счастливого" рейтинга и сейчас находятся на первой ступени. Уровень доходов на ней - от одного до четырех долларов в день.

Вода - в источнике (он иногда пересыхает). Дрова - в лесу. Основа рациона - каша круглый год. Антибиотики и прививки недоступны. Но вы все равно продолжаете бороться за жизнь. О стиральных машинах, утюге и полном среднем образовании для детей забудьте! Этого у большинства наших соседей по рейтингу нет. Таковы реалии жизни многих людей в Эфиопии, Чаде, Уганде и Того. В целом около 1 млрд (!) человек живут в таких условиях.

На второй ступени - Замбия. Вторая ступень - это когда ваш дневной доход удваивается по сравнению с предыдущим уровнем, и у вас на жизнь - от двух до восьми долларов в день. Разумеется, речь идет о среднем уровне доходов. Теперь пищу можно покупать, а не выращивать ее своими силами. Уже можно приобрести на сбережения газовую плиту и баллон газа. Но если вы заболели, все накопления пойдут на лекарства (хорошо, что их можно купить). На сегодняшний день примерно 3 млрд человек живут на этой ступени.

Украина перешла с первой ступени на вторую на рубеже 1935-го и 1936-го. А где-то в начале 1970-х украинцы оказались на третьей по уровню доходов. Правда, в 1993-м мы впервые снова провалились на вторую ступень. И находились там до 2006 г.

Правда, если верить социологическим опросам, украинцы утверждали, что в 1992 г. совокупный средний доход на одного человека равнялся восьми долларам в месяц. То есть по этому показателю мы провалились на первую ступень, до уровня самых бедных стран.

С 2000 г. (привет премьер-министру Ющенко!) украинская экономика в целом (т.е. и макропоказатели, и уровень доходов людей) на протяжении последующих восьми лет постоянно возрастала. С этой перспективы наилучшими по темпам экономического развития Украины являются "помаранчевые" 2005–2008 гг.

Мировой финансовый кризис несколько подкосил показатели, и в 2009-м мы снова очутились на грани второй и третьей ступеней.

Но на второй ступени доходов в 1993-м, когда инфляция достигла 10256%, советские стиральные машины уже сломались, а на несоветские денег еще не хватает, и о 50 сортах колбасы в магазинах можно было послушать "шутки" Петросяна на российском "едвавидении", - это один уровень жизни. А если после потребительского бума 2004–2008 гг. у тебя уже есть поблизости супермаркет, современная бытовая техника в квартире, а иногда и новое жилье, то это другой уровень. Даже на второй ступени доходов, где мы снова оказались вследствие последнего мирового финансового кризиса.

Так или иначе, но на протяжении пяти лет до президентских выборов 2010-го большинство украинцев жили лучше, чем за весь предыдущий период истории от Неолита. Однако мы вовсе не желаем замечать положительных изменений! Замечать положительные изменения - это не об украинцах.

Например, масло. Обычное сливочное масло. Как-то я приехал к маме, и она послала меня за маслом в супермаркет через дорогу. Этот супермаркет я помню с середины 1990-х, когда жил в этом же районе. Старый советский универсам на Салтовке в Харькове. И тогда, в 1995-м, его использовали как крытый рынок. В центре торгового зала коренастые красномордые дядьки рубили мясо, роились мухи.

В углу стояли витрины-холодильники, но большая глыба масла лежала за ними. Между витриной и глыбой масла - продавщица, которая всем своим видом давала знать, что она и есть "Родина-мать". Масло она резала металлической струной и заворачивала в коричневую бумагу. Витрины-холодильники были, скорее, украшением интерьера: из-за веерных отключений электричества (мы уже забыли, что это такое!) они не работали часами. Как-то я купил польскую вареную колбасу из этого холодильника, так она взорвалась у меня в кухне.

Прошло время, и я снова здесь. Но теперь это супермаркет, в котором ассортименты и качество товаров лучше, например, чем в Греции, где "все есть". Мама попросила меня купить масло определенного производителя и жирности.

Нашел холодильник с маслом и… обалдел. Потому что равными рядами, по принципу один сорт - один ряд, там было выложено несметное количество масла. Масла действительно было очень много. Думаю, общая длина этой масляной беговой дорожки была метров восемь. Даже там, где было написано "Сырки", все равно лежало масло.

30 лет назад, в 1989-м, представить такой ассортимент было просто невозможно. Если верить Gapminder-В - детищу уже упомянутого Ханса Рослинга, то наивысшего уровня благосостояния украинцы достигли в 1989 г. Проблема заключалась в том, что это уже было время тотального дефицита. Объяснить тем, кто родился после провозглашения Независимости, что масла был один сорт, колбасы - три, а не 50, как сейчас, а за молоком и сметаной надо было бежать до открытия магазина, потому что их раскупали в первые 45 минут его работы, практически невозможно.

Мы было оказались на второй цивилизационной ступени, но через 15–20 лет даже уже забыли, как это было. И мы ужасно несчастливые, вместо того чтобы радоваться фантастическим изменениям, которые произошли просто на наших глазах!

Мы не умеем радоваться изменениям. Если бы украинцы участвовали в чемпионате по "всепропало", то заняли бы четвертое место. Потому что занять призовое место - это была бы "зрада". Потому что призовое место - это победа!

Еще раз вспомним времена президентства Ющенко. Все идет просто прекрасно: как никогда за времена Независимости возрастает ВВП, возрастают золотовалютные резервы НБУ, наивысшие темпы роста доходов людей, на протяжении четырех лет пенсии увеличиваются в несколько раз, происходит потребительский бум, но большинство украинцев убеждены, что они переживают времена "Помаранчевой руины"!

На своих публичных лекциях я показываю слайд, который демонстрирует динамику уровня доверия ко всем президентам Украины, начиная с Кучмы. У всех президентов наивысший рейтинг - в день инаугурации. Через три месяца он уже уменьшается, через год - начинает обваливаться.

Спрашиваю: почему через год после инаугурации обвалился рейтинг Януковича? За шесть лет, как я читаю эту лекцию, ни в одной из десятков групп никто сразу не смог найти какого-то рационального объяснения. Наконец в аудитории звучит версия, что Янукович не выполнил предвыборных обещаний. Спрашиваю, что же именно перед выборами обещал Янукович, и прошу вспомнить три ключевых обещания, которые зафиксированы в его президентской программе. Вспоминают лозунги с билбордов: "услышу каждого" и "улучшение жизни уже сегодня".

Но это лишь лозунги с билбордов. Никто не может вспомнить ни одного из обещаний, которые были зафиксированы в предвыборной программе. Спрашиваю: если никто не помнит обещаний, то как можно потерять рейтинг за невыполнение того, чего никто в обществе не помнит? Затем напоминаю, с каких слов начинается предвыборная программа Януковича: "Бездарная и непрофессиональная власть довела страну до руины".

И в 2010 г. 12,5 млн людей поверили, что в предыдущие пять лет - это была руина, которую страна должна преодолеть. Повторяю, еще раз: с перспективы нынешнего дня, 2005–2008 гг. - это было время наиболее динамичного роста ВВП, наибольших иностранных инвестиций, время максимального накопления золотовалютных резервов НБУ, самый быстрый рост зарплат и пенсий обычных граждан.

Но в 2010 г. 12,5 млн украинских избирателей как всегда чувствовали себя несчастными и были убеждены, что все положительные изменения, которые они наблюдали во времена Ющенко, - это "помаранчевая руина". Янукович пообещал "стабильность и улучшение", но принес войну и вскоре - экономический кризис.

Интересно, что личной ответственности за последствия своих решений большинство украинцев не чувствуют. Когда социологи спрашивают у украинцев, чувствуют ли они ответственность за состояние дел в стране, городе или селе, за то, кто является президентом Украины и членами парламента, ответ "Нет, не чувствую никакой ответственности" стабильно выбирает более половины респондентов.

Но новейшие данные опроса Института социологии НАНУ дают основания к сдержанному оптимизму.

На вопрос "Какую личную ответственность вы несете за то, кто является президентом Украины?" 53,2% ответили: "Никакую". Практически такое же количество респондентов (52,7%) отвечает, что не несет ответственности за избранных ими депутатов парламента. Так что, президента и депутатов нам марсиане избирали?

Сейчас большинство украинцев отрицают ответственность за свой выбор, а, следовательно, и за состояние дел в стране.

Однако за последние годы наметился существенный прогресс. В 2013 г. 67% украинцев отвечали, что не чувствуют никакой ответственности за состояние дел в Украине. На протяжении последующих пяти лет доля "безответственных" граждан уменьшилась на 12 пунктов и достигла 55,3%. То есть безответственных все равно больше, но тенденция к их уменьшению более-менее стабильна. Если этот тренд сохранится, то где-то в 50-ю годовщину Независимости не останется ни одного человека, который бы не чувствовал ответственности за состояние дел в стране.

Еще одно положительное изменение, которое зафиксировали социологи в новейших исследованиях, - это изменение количества тех, кто считает, что именно от него большей частью зависит то, как складывается его жизнь.

В начале 1990-х таких проактивных граждан было менее 19%. Другими словами, более 80% украинцев не были готовы задекларировать, что их жизнь зависит от их собственных действий.

Минимальное количество тех, кто считал, что его жизнь зависит преимущественно от него самого (14,3%), социологи зафиксировали в 1998 г., после мирового экономического кризиса, который начался в 1997-м и привел к дефолту РФ и первому большому падению курса украинской гривни.

Зато в 2018 г. социологи зафиксировали максимум тех, кто считает, что их жизнь зависит от них самих, - 26,6%. Жаль, что остальные (более 73%) пока что не готовы брать ответственность за свою жизнь. Но прогресс и тут заметен.

Во времена Януковича средним классом считали себя чуть больше 35% украинцев. При Порошенко, в 2018 г., был установлен исторический максимум - почти 43% чувствовали себя принадлежащими к среднему классу.

Другой пример: попробуйте догадаться, какая часть украинцев боялась голода в Миллениум, в 2000-м? Правильный ответ - почти 72%! Зато в 2018-м украинцы установили рекорд - голода боятся меньше всего за всю историю Независимости (27,3%).

То есть на самом деле, если правильно задать вопрос, выясняется, что количество тех, кто боится голода, достигло в обществе исторического минимума, а тех, кто считает себя средним классом и готов брать ответственность за свою жизнь в собственные руки, наоборот, достигло исторического максимума за все время Независимости! Точнее, если правильно задать вопрос, оказывается, что в 2018 г. мы воспринимали жизнь лучше всего за все время Независимости!

Итак, мы живем значительно лучше, чем в Того. Украина - не Чад, не Эфиопия, не Уганда, не Замбия и даже не Свазиленд!

Мы уверенно вернулись на третью ступень доходов. Еще не четвертая, но 4 млрд людей на планете живут хуже нас.

За 28 лет Независимости мы создали новую украинскую музыку. Украинские книги появились даже в супермаркетах! У нас за эти 28 лет появились супермаркеты. Вспомним, что было в 1989–1991 гг: "дефицит", "прилагается к товару в нагрузку", "выбросили", "достать по блату". Поколение Независимости не поймет, о чем идет речь, когда будет читать набор этих лексических маркеров периода развитого социализма.

Мы научились производить и продавать такое количество лакомств, которое было недоступно для советского человека даже в воображении. В больших городах начался ресторанный бум. Мы оказались в пятерке лидеров по выращиванию зерновых и превратилась в одного из ключевых экспортеров зерна в мире. Мы - это страна, которая 28 лет назад не могла обеспечить хлебом себя, за ним стояли многочасовые очереди. Все это изменилось за 28 лет.

Мы ездим почти по всей Европе без виз. Если бы вам сказали во времена Брежнева или Андропова, что вы будете ездить в Париж или Амстердам без виз, как бы вы отреагировали на это? Упал железный занавес между нами и ими! Более того, в новой холодной войне, которую развязала Москва, мы оказались по другую сторону нового железного занавеса.

И самое главное - никто не может посадить поэта за то, что он мыслит и дышит не так, как велит "генеральная линия партии". Кейс Василия Стуса в современной Украине невозможен. Потому что мы - свободны! Свобода является главным результатом 28 лет Независимости. И как можно после всех этих невероятных свершений умудриться быть самой несчастливой нацией четырех континентов?!

Такой инфантилизм значительной части украинцев опасен. Неоправданные ожидания ослепляют. Мы уже проходили это в 2010-м: вместо обещанных улучшения и стабильности те, кто голосовал за Януковича, получили войну и бедность. И больше всего от последствий правления Януковича пострадали именно в регионах, которые его больше всего поддерживали, - в Донецке и Луганске. Именно эти регионы и несут наибольшую ответственность за то, что должность президента Украины получил человек, который по своим качествам ну никак не должен был им стать.

Боюсь, социологи не знают, как измерить, научилось ли украинское общество не повторять ошибок.

Лишь 10,7% украинцев сейчас утверждают, что являются приверженцами коммунистической и социалистической идеологий. 20 лет назад приверженцев левых идеологий было почти 28%. Тогда - почти треть, теперь - меньше, чем каждый десятый. Так утверждают новейшие опубликованные исследования Института социологии Национальной академии наук Украины.

Однако другое исследование (опубликованное Vox Ukraine в июне 2019 г.) демонстрирует парадокс: левые и авторитарные ценности разделяют не 10, а 73% украинцев! Исследования Института социологии это подтверждают: на вопросы-маркеры большинство украинцев отвечают именно как приверженцы авторитаризма и левых идеологий.

Есть несколько примеров таких маркеров.

Большинство украинцев против свободного рынка земли - почти 64%. И это тоже исторический максимум. Минимум был в далеком 1996 г. - тогда против свободной продажи земли выступали 41,8%. Значит, украинцы ощутимо полевели по своим ценностям.

60,5% украинцев считают, что для нормального развития страны нужна "сильная рука", а не разговоры о демократии. Сталин остается наиболее неприемлемой фигурой в истории. 58% украинцев воспринимают Сталина отрицательно. Однако социологическая группа "Рейтинг" заметила, что пять лет назад, в 2014-м, Сталина отрицательно воспринимали значительно больше людей, чем теперь, - 70%. То есть отношение к Сталину смягчилось на 12 пунктов.

И все это порождает вопрос: означает ли это, что в украинском обществе возрастает запрос на авторитаризм? Огромный соблазн для "слуг народа" начать искать врагов народа как козла отпущения, когда неоправданные ожидания большинства не смогут реализоваться. Общественный запрос на "сильную руку" есть.

В этом есть некий парадокс, но ответ на вопрос, сможем ли мы избежать угрозы нового "авторитаризма под маской клоуна", является ответом на вопрос, научимся ли мы искусству радоваться несовершенству нашего бытия и быть счастливыми в условиях, которые для 4 млрд наших соседей по планете просто недоступны.

Несколько лет назад меня поразил тот факт, что жители Непала в мировом рейтинге счастья намного выше украинцев, несмотря на то, что эта страна - на самой низкой (первой!) ступени по доходам. Украина для непальцев - как Швейцария для украинцев. Мы для них - невероятно зажиточная страна. Но они счастливы, а мы - нет.

28 лет назад наш выбор был - быть свободными. Теперь наша задача - научиться выбирать быть счастливыми. Несмотря на все сложнейшие обстоятельства жизни и войну с агрессивным соседом. Украина - не Чад, не Эфиопия и не Уганда. Выбирать быть счастливым здесь значительно проще.