UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина теряет архитектурное наследие

Немало памятников прошлого, переживших и революции, и войны, как-то все-таки сохранили в советское время. Но переживут ли они нынешнее, не военное и не революционное, время? В отличие от 1930-х, их не подрывают динамитом, не разрушают под громкие лозунги. Они исчезают с лица земли постепенно и почти незаметно.

Автор: Владимир Грипась

Это облаченное в барочное одеяние сооружение украшает сегодня центр Киева. Позолота на куполах и капителях, свежая роспись интерьера. Возле них не ощутишь дыхания седой старины, не прикоснешься к выложенным из плинфы девятисотлетним стенам. Зайдя в храм, не встретишь направленные на тебя из далекого ХІІ в. взгляды святых, нарисованных богомазами на стенах, сводах… Чтобы оказаться среди почти первозданной старины, имя которой Киевская Русь, надо идти в Софиевский собор. Здесь все новое. Собор, возникший на Михайловской горе, когда Киев еще был "матерью городов русских", пережил монголо-татарский погром, был свидетелем постепенного возрождения древней столицы в Литовский период, борьбы украинского народа против польского господства, разрушился не от времени.

В январе 1934 г. на ХІІ съезде КП(б)У приняли мотивированное экономическими и политическими факторами решение о перенесении столицы Украины из Харькова в Киев, "являющийся ее естественным географическим центром". Такое решение означало приговор для архитектурного наследия прошлых веков: в социалистической столице кресты и купола церквей были лишними. Для правительственного центра избрали место, где происходило становление государственности Руси и сохранились каменные свидетели тех времен. Они должны были уступить место символам социалистической эпохи. На месте Михайловского Златоверхого монастыря должны были появиться помпезные сооружения ЦК КП(б)У и ВУЦВК. Монастырь разрушали, начиная с 1934 г. Весной 1936-го его взорвали. Так уничтожили памятник архитектуры мирового значения. Безжалостная коса воинствующего атеизма, невежества и прислужничества гуляла по культовым сооружениям без разбора - ХІ в. они родом или ХІХ... Города и села теряли свои архитектурные доминанты, часто самые лучшие и самые древние сооружения, составляющие частицу их истории. Большую часть многовекового культурного достояния народа уничтожили за несколько лет. Только в 1980–1990 гг. были составлены каталоги утраченных памятников столицы.

Те времена, казалось, безвозвратно ушли в прошлое. Верилось, что государство, обретя независимость, будет делать все возможное для сохранения не таких уж и многочисленных уцелевших обломков минувших эпох на его территории. Ведь восстановленные памятники лишь в какой-то мере копируют уничтоженное аутентичное строение. Но, похоже, печально известные 1930-е возвращаются. Просто на глазах в дореволюционной застройке Киева еще довольно крепкие дома из знаменитого желтого кирпича вытесняют железобетонные монстры. Время от времени в Украине горят старинные деревянные храмы.

Значительно меньше из вестно о гибели бывших дворцов и дворянских усадеб, хотя масштабы потерь за постсоветский период поражают. Немало памятников прошлого, переживших и революции, и войны, как-то все-таки сохранили в советское время.

Но переживут ли они нынешнее, не военное и не революционное, время? В отличие от 1930-х, их не подрывают динамитом, не разрушают под громкие лозунги. Они исчезают с лица земли постепенно и почти незаметно. Другими стали и причины: равнодушие как органов власти, так и населения к истории родного края в сочетании с мизерными средствами, выделяемыми на содержание заброшенных зданий бывших усадеб, а то и с полным их отсутствием. Конечный результат тот же - гибель памятника. А во многих селах это едва ли не единственные потенциальные экскурсионные объекты, которые могут привлечь туристов, любителей старины, стать источником пополнения местного бюджета.

Впервые я столкнулся с жалким состоянием бывших дворцов во время путешествия по Слобожанщине в марте 2009 г. В седую давность здесь было Дикое Поле, с которого кочевые орды штурмовали форпост оседлой Европы - Киевскую Русь. Лишь через века, в тяжкие времена Руины, малолюдное порубежье Московского царства со Степью заселили украинцы, основав на необжитых землях города и многочисленные слободы. Россия была заинтересована в охране неспокойных южных рубежей испытанными в боевом деле казаками и поощряла этот процесс. Поэтому Слобожанщина (ныне это Харьковщина и частично Сумщина) получила от царя такое же казацкое устройство, как и в Гетманщине. Со временем, при Екатерине II, Слободскую Украину постигла судьба Гетманщины: ее земли царское правительство щедрой рукой раздавало за верную службу своим вельможам и казацкой старшине, которые кичились друг перед другом роскошными дворцами, парками, культовыми сооружениями.

Первым на маршруте был двухэтажный дворец нач. ХІХ в. в с. Рокитное Нововодолазского района (сейчас здесь лицей), построенный казацким полковником Кулыкивским в модном на то время классическом стиле. Глядя на его фасады, трудно поверить, что второй этаж надстроили в годы борьбы с архитектурными излишествами. Он имеет целостный вид, и разница в возрасте этажей в полтора века вообще не ощущается.

Ближайший от Рокитного дворец - в Люботине. Из сооружений усадьбы только Николаевская церковь (1843 г.) в хорошем состоянии. Сам дворец, построенный в романтическом стиле в середине ХІХ в. князем Святополк-Мирским, сегодня мало отвечает своему названию. Перестройки и ремонты исказили его первоначальный вид. С внешних стен во многих местах обсыпается цементная "шуба", оголяя штукатурку и кирпичную кладку. Сквозь стрельчатые окна видны такие же ободранные стены пустых помещений. (По информации в одном из путеводителей здесь должен был быть детский дом.) На пути от дворца к церкви стоял когда-то старый служебный корпус усадьбы. Каким он был, можно узнать из фотографий. А мы увидели лишь обгоревшие руины.

Не менее удручающее впечатление производит и старейший на Слобожанщине дворцово-парковый комплекс в с. Старый Мерчик (Валковский район). У входа - отреставрированная приусадебная церковь Всех Святых. В глубине запущенного двора - двухэтажный дворец (1778 г.), соединяющий архитектурные стили - барокко и классицизм. Уже в этом его уникальность. Авторство здания приписывают разным архитекторам - Растрелли, Баженову, Ярославскому. Выделенных на реставрацию памятника средств хватило разве что на его консервацию - и теперь на посетителей смотрят бельмами заложенные силикатным кирпичом оконные проемы. На облуп-ленных, но еще крепких, украшенных лепниной внешних стенах, есть где остановиться взгляду. Через подвал мы попадаем внутрь, поднимаемся по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж. Все помещения погрузились во мрак. Осторожно ступая, идем на свет в конце коридора и оказываемся в освещенном через единственное незаложенное окно в овальном зале, где еще сохранилась лепнина на потолке и капителях пилястров. Кажется, время здесь остановилось почти столетие назад, когда гигантская империя оказалась на крутом изломе своей истории. Но обвисающие с потолка обои свидетельствовали о том, что в недалеком прошлом здание использовали. Так и есть - здесь был зооветеринарный техникум.

Из Старого Мерчика путь пролег на запад, в Богодуховский район. Перед поселком Шаровка увидели указатель "Санаторий". И вдруг очутились перед почти английским замком. Но не замок времен крестоносцев, а самое раскошное из "дворянских гнезд" Слобожанщины приоткрыло перед нами свои ворота. В 1890 г. имение приобрел крупный промышленник Леопольд Кениг, который и построил с размахом роскошный дворцовый комплекс, включив в него уже существующее здание нач. ХІХ в. По описаниям, в помещениях дворца довольно хорошо сохранились роскошные интерьеры с росписями на стенах, лепниной, богато украшенными каминами и даже остатками мебели бывшего владельца. Санатория в нем уже не было. Но были охранники. Так что, у самого красивого на Слобожанщине парково-дворцового комплекса, похоже, появился владелец. Во время нашего посещения туристов на территорию пускали, а что будет дальше, можно только предполагать.

После увиденного возник вопрос: а может, заброшенные дворцы случайно попали в наш маршрут? Что это не так, я убедился очень скоро. В соседней Полтавщине на живописных холмах над Сулой раскинулось село Свиридовка (Лохвицкий район), имеющее древнюю историю. Когда-то здесь был один из крупнейших городов Переяславской земли, по одной из версий - летописный Рымов. Об этом свидетельствуют хорошо сохранившиеся валы детинца, и поваленный столб с охранительной табличкой. Значительно более поздние времена в селе до недавнего времени представляла усадьба помещика Терешкевича. В советские времена здесь сначала был детский дом, потом - база отдыха. В 1990-х здания стали безнадзорными, и сейчас на их месте - пепелище и аккуратно сложенные из полуразобранных руин кирпичи. Близ Лохвицы, в с. Западинцы, также до недавнего времени стояла земская школа, замечательный образец украинского модерна, названный в журнале "Международный туризм" самым прекрасным творением архитектора Афанасия Сластиона. Заброшенное здание в результате сожгли.

Близ Ворзеля (Киевщина), в Мироцком - такое же пепелище на месте дворца фон дер Остен-Сакенов. А на пути к одной из самых "дворцовых" областей Украины - Житомирщине, в с. Копылов разрушается брошенная на произвол судьбы усадьба барона фон Мекк.

Трехдневное путешествие по бывшим дворянским усадьбам Житомирщины мы начали с Ружина - городка, расположенного на юге области. В его центре - костел Божьего Тела (1809 г.), а в двухэтажном современных форм здании невозможно узнать дворец середины ХІХ в. Главной же целью этого участка маршрута был дворец в с. Рогачи, "забытый всеми реестрами и путеводителями, но еще прекрасный", как написано в одном из путеводителей издательства "Грани Т". Перед селом свернули на грунтовку и, обогнув заброшенный парк, оказались около настоящего "дворянского гнезда". Бывшего. Бывшей была и школа, ликвидированная в 1995 г. Украшение дворца - портик с шестью колоннами коринфского ордера, поддерживающими щедро украшенный лепниной фронтон. Лепнина уже поврежденных интерьеров здания еще держится. Но если ничего не изменится к лучшему - усадьба обречена.

Дальше линия маршрута повела на север, в Бровки Первые. В центре села, посреди заброшенного парка - построенный в классическом стиле
(1826 г.) дворец Рыльских. Один из его владельцев, Дионисий, был двоюродным братом Тадеуша - отца классика украинской литературы, чья значительно более скромная усадьба сохранилась в с. Романовка. Еще лет 15 назад дворец польского аристократа принадлежал детям: здесь была школа. Хотя от роскошных интерьеров почти ничего не осталось, снаружи здание сохраняло свои первоначальные формы, а статус учебного заведения давал определенные гарантии для его будущего. Теперь вокруг - густой кустарник, за которым почти не видно пустых окон. Внутри дворец производит особо удручающее впечатление. Проходя бывшими классами, удивляешься, как за такое короткое время можно довести до катастрофического состояния здание, простоявшее почти 200 лет. Выломаны все двери. Перекрытие цокольного этажа горело, и во многих местах вместо него теперь дыры. Уже частично разрушились внутренние стены, на полу груды битого кирпича. А в стене заднего фасада немалая брешь. Единственный в селе памятник старины начали использовать как строительный материал.

От Бровок Первых до Андрушевки - около 20 км. Еще ближе от Андрушевки до Червоного. В этих населенных пунктах сохранились купленные у обедневшей польской шляхты сахарозаводчиками и меценатами Терещенко дворцы. Рядом - действующие сахарозаводы. Невероятно разбогатев на производстве сахара, потомки крепостного Артема Терещенко щедро вкладывали средства в благотворительность, строительство учебных заведений, больниц для бедных, приютов. В Червоном мы неожиданно очутились перед угрюмым готическим замком. Стрельчатые окна, массивный контрфорс, две высокие башни, упирающиеся зубчатыми верхушками в такое же хмурое небо, - все ассоциировалось со Средневековьем. Однако трехэтажный дворец был построен в ХІХ в. польскими магнатами Грохольскими. Один из новых его владельцев Федор Терещенко в 1910 г. заложил при сахарозаводе мастерскую для ремонта и сборки самолетов. Полгода здесь работал пионер вертолетостроения Игорь Сикорский. Сегодня дворец переживает далеко не лучшие времена. В безнадзорном здании уже успели похозяйничать вандалы. Особенно поврежден дворцовый театр, который хорошо виден со второго этажа. С недавнего времени часть помещений занимает монастырь Рождества Христова.

Следующий пункт маршрута - с. Иванковцы, что южнее Бердичева. Здесь сохранился дворцовый комплекс Журовских (нач. ХІХ в.), включающий построенный в классическом стиле двухэтажный дворец, флигель, а также манеж, который, благодаря высокой башне, напоминает замок. Сейчас во дворце сельская школа, так что здание ухожено, опрятное. Говорят, что в помещениях сохранилась замечательная лепнина. Но башня, в которой на время нашего посещения уже была немалая брешь, в этом году обвалилась.

А на очереди - еще два имения Терещенко, уже не купленные, а построенные ими самими. В с. Турчиновка от каменных ворот с надписью "ПТУ-30" аллея повела вглубь старого парка, к двухэтажному каменному сооружению с причудливыми формами башенок, фронтонов, окон. Казалось, что сошел со страниц исторических романов и воплотился в реальность на берегу живописного пруда один из дворцов французской аристократии. Однако построил его в 1899 г. бывший украинский крестьянин для своей дочери - графини Наталии Терещенко-Уваровой. Есть старый парк с прудами и в соседнем селе Тютюнники, но господской усадьбы уже нет: несколько лет назад ее разобрали на кирпичи. В с. Деныши около моста видны руины, немного напоминающие средневековые. Сохранились внешние стены главного и частично боковых фасадов большого двухэтажного дворца Терещенко и башня с разрушенной верхушкой. От других стен и флигеля остались только фундаменты, которые сейчас законсервированы.

Многочисленные дворцы Виннитчины также дожили до наших дней в разном состоянии. Для многих из них роковыми стали последние десятилетия. В изданных недавно путеводителях о них еще написано как об уцелевших, а на самом деле на их месте нередко можно увидеть лишь руины и пепелища.

В одном из лучших дворцов Винницкой области (с. Чернятин) сейчас техникум

Первым в лучах вечернего солнца перед нами предстал крупнейший на маршруте трехэтажный дворец в с. Иванов (20 км к западу от г. Калиновка). В ХV в. здесь стоял замок. А в середине ХVІІІ в. магнат Адам Холоневский построил дворец, оставив от замка четыре башни и некоторые стены. Теперь в его помещениях звенят детские голоса, здесь - школа-интернат. Парадный фасад отреставрирован, к заднему рука реставраторов еще не дошла. Значительно меньше ивановского, возвышается над Южным Бугом двухэтажный дворец (ХІХ в.) в соседних Гущинцах. Судя по заброшенному виду, здание уже не эксплуатируется. Но окна целые, двери заперты, так что есть надежда, что к его интерьерам мародеры не доберутся.

Дальше нить маршрута повела восточнее, к дворцу в с. Старая Прилука (ок. 1780 г.). Здание принадлежит школе-интернату, и это определенная гарантия сохранения памятника. Первое впечатление от увиденного: перед нами - часть Мариинского дворца. Царский дворец в Киеве действительно служил образцом при перестройке в 1880-х. С разрешения директора школы мы зашли внутрь барочного здания и неожиданно оказались в мавританском дворце: ряды ажурных колонн с такими же ажурными зубчатыми арками, геометрические орнаменты, яркие краски…

А вот дворцу в с. Нападивка посчастливилось значительно меньше. Причина стандартная: в 1986 г. сельская школа переехала в новое здание. Именно от нее тропа привела нас к остаткам каменных ворот. За ними - островок прошлого, точнее - его обломков. В глубине двора между стройных елей и белокорых берез - красивое, несмотря на пустые оконные и дверные проемы, одноэтажное здание. Классический шестиколонный портик, на фронтоне которого еще уцелела лепнина, кое-где сохранились маскароны (скульптурное обрамление в виде человеческой головы или головы животного анфас) над окнами. Зашли во дворец, дальше - по коридорам и комнатам в круглый зал. И стало ясно, что до такого состояния памятник довели не время и естественные факторы: к бессмысленному, ничем не мотивированному уничтожению произведений искусства, приложили руку вандалы. Везде - проломанные перекрытия, испорченные или уничтоженные панно на античные темы, побитая лепнина. О попытках спасти дворец от окончательного разрушения свидетельствуют две недавно возведенные (или восстановленные) стены внутри и новая крыша из оцинкованного железа. Хочется верить, что в будущем памятник станет одним из объектов "дворцового" маршрута Виннитчины.

Дворцу в Андрушевке повезло еще меньше. На невысоком холме у дороги бросаются в глаза остатки, очертаниями напоминающие средневековый замок. А еще ведь не так давно здание было в удовлетворительном состоянии и использовалось как колхозный склад, потом - молочарня. Теперь здесь сплошные руины, которые вряд ли удастся когда-нибудь вернуть к жизни. Дворец ХVІІІ в., переживший и революции, и войны, не смог пережить времен разгосударствления.

Последним осмотрели дворец в с. Спичинцы - сейчас здесь школа. Несмотря на нерабочий день и вечернее время, мы застали там директора Руслана Чередника и учительницу Валентину Чередник, которые и провели короткую экскурсию. Построенный в конце ХІХ в. Генриком Тышкевичем в стиле ренессанс, дворец должен был напоминать замки Франции. Здание не подверглось ни перестройкам более позднего времени, ни такому модному сейчас "евроремонту", и снаружи радует взор своими первозданными гармоничными очертаниями. По мере скромных возможностей его поддерживают в хорошем состоянии. В помещениях частично сохранилась лепнина. В самом красивом - небольшой музей со старинной мебелью и предметами быта дореволюционных времен.

Среди путешественников наиболее популярны страны, где умеют не только ценить выдающиеся памятники прошлого, но и заботливо относиться ко всему, что представляет хоть какую-то историческую или архитектурную ценность. Туда везут деньги, а оттуда - богатые впечатления. А как же Украина? Что она сможет предложить туристам, как отечественным, так и зарубежным? И не придется ли в будущем снова составлять мартирологи бесповоротно утраченного во времена независимой Украины?