UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина — Литва: дыхание Великой Истории

Общего у нас много. Нет, правда, общей границы. Однако есть непрерывная духовная близость.

Автор: Владимир Чорный

Многим украинцам удивительно слышать, что в течение нескольких веков мы с литовцами жили в одном государстве.

"...На какое-то время, - писал Михаил Драгоманов, - на восточно-европейской равнине сложились взаимоотношения, довольно выгодные для украинцев и для цивилизации в целом. С ХІІІ в. сложились тесные федеративные связи между неманскими литовцами и двинско-днепровскими белорусами; в XIV ст. в этот союз входят и припятско-днестровские и деснянские украинцы - и это союзное государство Гедиминовичей успело отбить от татар бужанско-днепровское Подолье и распространило славянскую колонизацию до самого Черного моря - до земли старых тиверцев и уличей". М.Драгоманов считал, что если бы такие отношения просуществовали еще два-три века, то "вся судьба Востока Европы была бы совершенно иной, наверное, счастливее, чем теперь. Но это равновесие нарушила экспансия Польши на восток, а также захват берегов Черного моря турками".

Ветры Истории - то приветливые, то холодные - проносились над необозримыми степями и живописным разнообразием нашего края, меняя его и физически, и духовно. И Киев из столицы огромной империи, какой был при Владимире Великом и Ярославе Мудром, оказался в статусе административного центра одного из воеводств Великого княжества Литовского.

Анализируя все эти обстоятельства, автор популярной книги "Украина. История" Орест Субтельный, в отличие от Михаила Драгоманова, придерживался мнения, что именно в XIV в. "исторические события развивались в неблагоприятном для Украины направлении. Именно в период ее политико-экономического и культурного упадка начали подниматься ее соседи - Литва, Польша и Московия... Почти 80 лет титул властителя украинских земель принадлежал монголо-татарам. Но даже на протяжении короткого периода их господства хронические распри в Золотой Орде делали невозможным для монголов непосредственное управление здешними землями. Таким образом, Украина, как созревший плод, ждала следующего завоевателя. Среди первых, кто воспользовался этой возможностью, были литовцы".

Маленькая Литва, преодолев множество местных проблем, превратилась в Великое княжество Литовское, которое вскоре достигло вершин своего могущества. Люди лишь сначала противились пришельцам из Балтии. Со временем, когда стало ясно, как свидетельствовал Михаил Грушевский, что "литвины" не занимаются произволом, прибрав новые земли, "старины не трогают" и не заводят каких-то своих порядков, хотят "во всем приноровиться к местной жизни", и даже отдают должное культурному "превосходству" своих подопечных, уважают и заимствуют многое из их ценностей, сосуществование приобрело относительно цивилизованный характер. Многие князья династии Гедиминовичей принимали христианство. Способствовало этому и то, что в Великом княжестве Литовском славянский этнос составлял почти 90% населения. М.Грушевский это государство называл законным наследником Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.

Естественно, что все эти исторические повороты не могли оставить равнодушными многочисленных, прежде всего украинских, исследователей. Уманские краеведы, в частности, считали подчинение литовцам "прогрессивным явлением, поскольку было ликвидировано золотоордынское иго, статус государственного получил древний украинский язык, и хотя селянство платило налоги, но их было значительно меньше, чем во времена золотоордынского господства". О важном значении использования древнеукраинского языка как официального для государства писали литовские историки, в частности З.Зинкявичюс. Языческая Литва еще не знала письменности, и "властители Литвы, приводя в порядок дела на присоединенных землях, пользовались тем (нашим. - В.Ч.) письменным языком. Употребляли его и для поддержания связей с другими странами на Востоке, подобно, как латинский язык - для общения со странами Запада… Позднее значение его увеличивалось. Ведь, упорядочивая большое государство, властители Литвы не могли обойтись лишь устными приказами. Нужно было их записать".

Более того: первый Литовский устав (Конституция) в оригинале был написан в 1529 г. на древнеукраинском (руського) языке. Потом подтвержден еще двумя редакциями - 1566 и 1588 гг.

Важность культурного влияния "руського языка" подтвердил в одном из своих стихов польский поэт Ян Пашкевич (начало ХVІІ в.):

Польша цветет латынью,

Литва цветет русиной,

Без той
в Польше не пробудешь,

Без этой
в Литве шутом будешь.

Вполне достоверно, что у литвинов (литовцев) именно тогда и зарождалось понимание необходимости иметь полноценный письменный язык.

А существование письменности задолго до того подтверждает известный историк и археолог Михаил Брайчевский, исходя из соглашений с Византией, которые, "как известно, писались "двумя языками" сторон, их заключавших. Украинская культура, считает историк Наталия Полонская-Василенко, была более высокого уровня, чем литовская.

Историк Раиса Иванченко писала: "Русь-Украина, оказавшись в составе Литовского княжества, быстро восстановила свою церковь, систему административного управления по законам "Русской правды", ставшей источником и для Литовского государства. Так что система государственного управления на всей украинской территории осталась традиционной - лишь изменилась династия правящих князей: вместо киевских Рюриковичей престолы заняли Гедиминовичи".

Гедимин, Великий князь Литовский (1316-1341)

Разве не отсюда наше такое настойчивое и совсем не географическое, а, скорее, психологическое разделение на Восток - Запад? А также наши симпатии к балтийским народам, и особенно к литовцам, которые оставили хорошие воспоминания в украинских землях, лишенные традиционно горького оккупационного, колонизационного привкуса.

Стоит подчеркнуть: Литва и Украина открывали тогда для себя - каждая по-своему - главных и извечно враждующих посягателей на украинские земли: и польское панство с его чрезмерными аппетитами, феодальными, национальными и религиозными притеснениями, и Москву, с ее жестким курсом на "собирание русских земель". Литва в начале XVI в. простиралась от Ливонии (современной Латвии) до Черкасс. То есть состояла из земель современных Беларуси и Украины. Была преимущественно православной. Ее серьезно ослабили войны с московитами в конце ХV в. Это стало одной из причин союза (Люблинской унии 1569 г.) с Королевством Польским. В федерации - Речи Посполитой - доминировала католическая Польша. Был период (1665 г. - "Шведский потоп"), когда литовский магнат Януш Радзивилл и его брат Богуслав выступили против короля Яна II Казимира и склонялись к разрыву унии. Но этот, не беспроблемный, союз просуществовал 225 лет (до 1795-го). А 1 июля 2009 г., по случаю его 440-летия, в Люблине состоялись даже торжества с участием представителей Польши, Литвы, Беларуси и Украины. У каждого народа, конечно, свои воспоминания об общем прошлом. Участники торжественного собрания представили его как путь "От Люблинской унии до Европейского Союза". Для украинцев это было, скорее, напоминание о том, как тогда "литвинов" вытолкали, по сути, с украинских земель. Сама же Украина, без каких-либо прав, оказалась под властью нового хозяина. Остатки ее автономии уничтожили. Польские магнаты активно колонизировали наши земли. И, получается, президент Украины В.Ющенко "отпраздновал" одну из памятных дат полонизации родного края. Хотя, конечно, блуждая по лабиринтам истории, не следует удивляться любым неожиданным и даже головокружительным поворотам.Гениальный Тарас Шевченко, творческая жизнь которого тесно связана с Вильнюсом, писал:

Розбрелись конфедерати

По Польщі, Волині,

По Литві, по молдаванах

І по Україні…

В конце ХVІ в. украинские земли подверглись уже настоящей польской экспансии и колонизации. А в 1795 г., после очередного раздела Литвы и Польши, были надолго подчинены Российской империи.

Естественно, что, находясь под властью разных, преимущественно неукраинских сил, население наших земель переживало бесконечные острые политические, религиозные, социальные и этнические конфликты. К тому же из трех основных хозяев только представители путинской Московии до сих пор силятся держать нас в плотных объятиях, по-хамски издеваясь над нашей "незалежностью". В критических ситуациях, а именно во времена УНР и сейчас, Россия открывает свое зловещее лицо - образок или физиономию имперского "Русского мира", силясь решать "украинский вопрос" войной и оккупацией.

А Великое княжество Литовское, которое небезосновательно считалось общим Украино-Литовским государством, постепенно отходило в тень, а вместе с ним в значительной мере и уважительное, "европейское" отношение ко всему украинскому. Сравнивая пребывание украинцев под верховенством разных властителей, подавляющее большинство исследователей считают, что наименее болезненным был Литовский период.

Общего у нас много. Нет, правда, общей границы. Однако есть непрерывная духовная близость. И это чрезвычайно важно. Последние несколько лет дали украинцам и литовцам шанс почувствовать взаимную приязнь в совсем неожиданных условиях, когда внутренние и внешние противники торпедировали естественный процесс продвижения Украины к европейскому сообществу, и наше государство оказалось в состоянии военного противостояния с агрессором в лице ближайшего "стратегического партнера".

"Европа должна понять: Россия делает попытку перекроить послевоенную карту и границы. Первой будет Украина, потом - Молдова, и, наконец, это может дойти до стран Балтии и Польши. Россия действует вопреки международным стандартам, нарушая свои обязательства, и это означает, что Москва становится угрозой для всей Европы" - такова жесткая, бескомпромиссная позиция Литвы, не раз заявленная на двусторонних и многосторонних встречах ее мужественным президентом Далей Грибаускайте.

Образцовый пример взаимоуважения, солидарности и добрососедства.