UA / RU
Поддержать ZN.ua

Татарстан молчит, терпит, ждет удобного случая

Январская публикация политолога Януша Бугайского "Управление развалом России", которая вышла в печать в американской газете The Hill, вызвала нервное возбуждение среди россиян.

Автор: Павел Подобед

Статью объявили маргинальной и даже смешной. "Бред Бугайского" взялись критиковать "РИА Новости", "Рамблер" и даже государственное телевидение РФ, посвятившее передачу "маргинальной писанине американской газеты".

Тема единства России стала особенно популярной в СМИ северного соседа именно в 2019 г. Коварные планы Запада "расчленить Российскую Федерацию" разоблачают как целые министерства, так и отдельные политики, чиновники и журналисты. С особым упорством работают информационные ресурсы в национальных республиках. Например, одно из изданий Мордовии недавно опубликовало статью под заголовком "Финно-угорские и тюркские народы России дорожат единством страны". Кремлевская пропаганда не только лихорадочно уверяет граждан в экономической стабильности федерации, но и пытается убедить обывателя в отсутствии каких-либо предпосылок к суверенизации национальных республик.

Украинцы обретение независимости российскими территориями воспринимают прежде всего сквозь призму Северного Кавказа. Ведь именно Чечню, Ингушетию и Дагестан чаще всего упоминают в российских и мировых СМИ в контексте сепаратистских движений. Вместе с тем на территории федерации находятся и другие субъекты с довольно яркой историей борьбы за суверенитет, мощными экономическими и демографическими предпосылками к обособлению от России. Одним из таких субъектов является светский, зажиточный и достаточно развитой по сравнению со своими соседями Татарстан.

Расположение Татарстана

Идель-Урал, или Поволжье, - территория, где встречаются и активно взаимодействуют два мира: тюркский и финно-угорский. Несмотря на разные религиозные и культурные традиции, взаимодействие тюркских и финно-угорских народов не вызывает между ними острого антагонизма или изоляционистских настроений. Скорее наоборот - Идель-Урал можно назвать целостным пространством, которое на протяжении многих веков сохраняет идентичность титульных наций, опираясь русификации и размыванию этнических, языковых и религиозных границ.

По состоянию на начало 2019 г. все республики Идель-Урала находятся в составе РФ и расположены в восточной части Европы. Самой западной страной региона является Эрзяно-Мокшания (Республика Мордовия). Расстояние между западной границей Мордовии и восточной границей Украины - около 500 км. На востоке от Идель-Урала расположен Башкортостан - самая восточная страна Европы. Общая площадь Идель-Урала - 320 708 км². В республиках Идель-Урала проживает 12 189 127 чел. То есть по площади Идель-Урал сопоставим с Польшей (312 685 км²), а по численности населения - с Грецией (10 741 165 чел.).

Карта Идель-Урала

В период между 1919-м и 1925-м гг. Башкортостан, а затем и весь Идель-Урал, имели общую границу с Киргизской АССР (так в то время назывался Казахстан). Однако уже в 1925 г. большевистское руководство изъяло Оренбургскую губернию из состава советского Казахстана, передав ее в РСФСР. Столицу Казахстана перенесли из Оренбурга в Кзыл-Орду (до 1936 г. республика имела другое название - Казакская АССР). Так возник Оренбургский коридор, разделивший две тюркские республики. Сначала коридор, отделявший Казахстан от Башкортостана, был только 30 км в ширину. Опасение чрезмерной "дружбы народов" между башкирами и казахами заставили Москву несколько раз "уточнить границы". В результате коридор расширился почти вдвое. На сегодня Республики Идель-Урала не имеют выходов к внешним границам, а расстояние между южной границей Башкортостана и северным Казахстаном составляет около 50 км.

Значение Татарстана для региона

В географическом центре Идель-Урала расположен Татарстан. Богатый природными ресурсами, он всегда претендовал не только на экономическую, но и на политическую самодостаточность. Хотя татарская нация на протяжении полутысячи лет находится в утробе Московии, а теперь - Российской Федерации, волжские татары не только не потеряли своей идентичности, но и служат путеводителем для своих соседей. Татары достигли серьезных результатов в развитии культуры - первая татарская книга появилась в 1612 г. (грамматика татарского языка). Казань стала мощным книгоиздательским центром Российской империи. Здесь издавались книги не только на татарском, но и на языках почти всех народов Идель-Урала. Одним из первых шагов суверенного Татарстана, уже в начале 1990-х, стало основание издательства татарской книги "Мәгариф", которое за неполные три десятилетия своего существования выпустившего 1,5 тыс. книг общим тиражом 18,5 млн экземпляров.

Сегодня кроме республиканской власти над утверждением татарской науки и культуры работают многочисленные волонтеры. На татарский переводится не только классика мировой литературы (в частности и работы античных философов), но и современные научные исследования по физике, математике, медицине, астрономии и т.п. Работают татарские переводчики не столько с русским языком, сколько с английским и турецким. За последние несколько лет появились десятки видеолекций TED, переведенных на татарский. Есть даже пособия по программированию, составленные на татарском языке, - уровень недосягаемый для большинства коренных народов РФ.

Такие значительные результаты в деле развития и сохранения татарской культуры были бы невозможны без серьезного интеллектуального и финансового ресурса. Залогом татарской сопротивляемости процессам ассимиляции является ряд национальных черт: настойчивость, упорство, предприимчивость, верность исламу в сочетании с соблюдением народных обычаев. Татарские инфраструктурные, образовательные и научные проекты, в конце концов, как и выторгованная в сложных переговорах с Москвой кургузая автономия на реализацию гуманитарной политики, также является следствием важности Татарстана для экономики РФ. Республика ежегодно попадает в Топ-10 экономически наиболее развитых субъектов государства. Татарстан - важный центр промышленности: нефтедобычи и нефтепереработки, авиастроения, разработки систем связи, производства взрывных веществ, машино- и автомобилестроения. На территории республики расположены важные для России инфраструктурные объекты: нефте- и газопроводы, два международных аэропорта, железные дороги, мосты через Волгу и Свиягу. Татарстан - это инфраструктурный логистический центр региона Идель-Урал.

Татарский путь к государственности

На протяжении многих веков российская власть пыталась нейтрализовать стремление татар к возрождению собственного государственного проекта привлечением подчиненного народа к процессу руководства и развития России (Российской империи, СССР, а со временем РФ). Однако с наступлением перестройки в татарах вновь проснулась жажда к возрождению государственности. В 1988–1990 гг. в Татарстане возникают и стремительно развиваются неподконтрольные Москве политические партии, общественные организации и движения.

Политическое поле Татарстана 1990-х можно поделить на три условные группы: провластные силы (сплачивались вокруг партии "Единство и прогресс"), демократическая оппозиция (общероссийские политические партии) и татарская оппозиция (националисты и татарстанские коммунисты). Татарские националистические силы, исповедовавшие идею государственной самостоятельности республики, были представлены Татарским общественным центром (аналог украинского Народного Руха за перестройку), Татарской партией национальной независимости "Иттифак" ("Согласие"), исламской партией "Өмет" ("Надежда"), народно-демократической партией "Ватан" ("Родина") и молодежной патриотической организацией "Азатлык" ("Свобода"). Эти партии и общественные объединения находились в оппозиции к республиканской и федеральной власти.

Проведение в Татарстане Дня памяти (оказание почестей защитникам Казани, погибшим в боях с войском Ивана Грозного во время штурма города в 1552 г.). Участники демонстрации несут транспарант «Татарстану государственную независимость!». Октябрь 1991. Фото Нурулли Гарифа из архива «Азатлык Радиосы»

Татарстан первым среди Республик Идель-Урала провозгласил декларацию о государственном суверенитете (30.08.1990 г.) и первым заявил о желании стать самостоятельным независимым государством. В 1991 г. в РСФСР состоялись президентские выборы, а в Татарстане - еще и выборы президента Татарстана. Радикальные татарские круги, при содействии официальной Казани, развернули кампанию бойкота выборов президента России на территории республики. В итоге в них участвовали 36,6% татарстанских избирателей, при этом в выборах президента Татарстана - 65%. Борис Ельцин в Татарстане получил 16,5% голосов, а Минтимер Шаймиев - 44,8%.

Сначала партийная номенклатура Татарстана старалась не замечать новых политических игроков. Позже коммунистический партаппарат Татарстана попытался использовать национальное движение в игре "на противовес" с Москвой, пугая Кремль возможным приходом к власти националистов, диалог с которыми будет невозможным. Однако в декабре 1991 г. позиции татарского национального движения, представленного прежде всего Татарским общественным центром и партией "Иттифак", заметно укрепились. Националисты смогли привлечь в свои ряды городскую татарскую интеллигенцию, найти источники финансирования (преимущественно в среде татарских предпринимателей), подготовить ведущие кадры разных звеньев, создать разветвленные организационные структуры и начать мощную агитационную кампанию.

24 октября 1991 г. Татарстан провозгласил государственную самостоятельность. Независимость республики подтвердил референдум 1992-го. Вскоре Татарстан отказался подписать федеративный договор и даже принял собственную конституцию, в которой была определена приоритетность законов Татарстана над законами РФ. Осенью 1993 г. президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступил с острой критикой нового проекта российской конституции, положения которой противоречили конституции Татарстана. В конце того же года Татарстан отказался участвовать в выборах российских представительных органов власти: Совета Федерации и Государственной Думы (лишь 14% населения республики участвовали в голосовании).

До самого начала 1994 г. Татарстан старался вести независимую политику, балансируя между идеями полной независимости и сохранением экономических связей с Россией. В конце концов, под давлением Москвы, Шаймиев пошел на уступки: 15 февраля 1994 г. с РФ был заключен Договор о взаимном делегировании полномочий, согласно которому Татарстан стал объединенным с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

Митинг накануне проведения референдума о государственной независимости Татарстана (21.03.1992). Мужчина держит плакат «Татарстаның куркусыз ир-егетләре! Безнең урын милли гваридиядә!» (тат. «Бесстрашные мужчины Татарстана! Наше место в национальной гвардии!»). Республика Татарстан, 1992 г. Фото из архива «Азатлык Радиосы»

Вскоре Шаймиев стал одним из наиболее лояльных к Кремлю республиканских руководителей. Такой политический поворот связан с договоренностями, достигнутыми между Казанью и Москвой: Шаймиев всячески поддерживал российское правительство Виктора Черномырдина, а Татарстан получил невиданные для других субъектов федерации экономические льготы (малые отчисления в федеральный бюджет, высокий уровень самостоятельности в принятии экономических решений, в управлении собственностью и т.п.). Фактически Москва на примере Татарстана опробовала политику "покупки лояльности", которую позже применила в Чечне.

Президент Шаймиев попытался сделать Татарстан союзным государством, которое строит свои отношения с Москвой на эксклюзивных договорных принципах. Кстати, в 1999 г. Татарстан был не в восторге от идеи создания союзного государства между Россией и Беларусью. Казань довольно прохладно отнеслась к этой инициативе и, предчувствуя возможную потерю своего эксклюзивного положения, попробовала показать зубы. Осенью 1999 г. парламент республики утвердил решение о переходе татарского языка на латинскую графику. Решение вызвало настоящую истерику в Москве.

На что рассчитывала Казань?

Шаймиев надеялся, что исключительное экономическое значение Татарстана и влиятельность татарской общины в республике и в РФ в целом, позволят "договориться с Москвой на особых условиях". Президент Татарстана активно использовал националистическую оппозицию для запугивания Москвы, и, надо сказать, что некоторое время этот прием работал. Однако сам Шаймиев немного перестарался: используя мощный админресурс и мажоритарную избирательную систему, парламент Татарстана был зачищен от оппозиции - и от российской, и от татарской. Затем все татарское национальное движение уже во второй половине 1990-х стало внепарламентским, а единственным полем его деятельности осталась улица.

С приходом к власти Владимира Путина Кремль взял курс на жесткую централизацию. Первой жертвой такой политики стали самые состоятельные и наиболее независимые субъекты федерации, прежде всего Татарстан. Уже в 1998 г. по обвинению в разжигании межнациональной вражды была закрыта оппозиционная татарстанская газета "Алтын урда". Некоторое время она выходила самиздатом - пока власть окончательно ее запретила. В 1999 г. татарские националисты попытались сформировать союз с татарскими коммунистами и российскими демократами ради общей борьбы против Шаймиева. Татарские правые объявили политическую голодовку, чтобы добиться изменений избирательного законодательства. Впрочем, кампания не принесла никаких результатов. В 2001 г. в России на законодательном уровне была запрещена деятельность национальных партий. Из-за судебных преследований и давления спецслужб остановили свою деятельность многочисленные общественные организации и движения коренных народов, в частности и все татарские партии, а также самые влиятельные татарские организации. На протяжении 1999–2005 гг. Кремль ежегодного вносил изменения в конституцию Татарстана, "приводя ее в соответствие с конституцией РФ". Таким образом из конституции республики исчезли упоминания об установлении отношений с иностранными государствами, о создании национального банка и т.п.

Татарстанские элиты слишком долго тешили себя особым статусом, в то время как Москва варила оппонента "на малом огне". Новый президент республики Рустам Минниханов, который пришел к власти в 2010 г., продолжил политику своего предшественника - лояльность в обмен на ограниченную автономию. Проблема заключалась в том, что до 2010-го Татарстан уступил Москве почти весь свой суверенитет, а потому исчез и предмет для "торгов" с Россией. Оставалось платить, и Татарстан платил. Республика увеличивала объемы отчислений в федеральный бюджет, для чего была вынуждена наращивать добычу нефти.

Баннер Kremlin kills native nations! (англ. «Кремль уничтожает коренные народы!»), развернутый активистами «Свободного Идель-Урала» на входе в НСК «Олимпийский» 26.05.2018 г. в день проведения финального матча Лиги чемпионов в Киеве

Хотя при позднем Путине Россия окончательно превратилась в унитарное государство, символические проявления федерализма искореняются до сих пор. В 2017-м Кремль не стал продлевать договор о размежевании полномочий РФ и Татарстана (настоящий договор был предметом гордости как Шаймиева, так и Минниханова), а в 2018-м татарский фактически лишили статуса государственного языка республики, сделав его необязательным для изучения в школе.

Татарское сопротивление в условиях путинской России

Россия систематически и настойчиво работает над ассимиляцией больших коренных народов и превращением национальных республик в обыкновенные области. Реализация замысла происходит в нескольких направлениях:

- административно-территориальное. Из года в год суверенитет республик урезают, передавая властные полномочия в федеральный центр;

- финансово-экономическое. Путинская модель единства России - это забирать деньги у зажиточных субъектов федерации и давать бедным. Собственно, это и удерживает государство от развала. "Как вы будете выживать без нашей помощи?" - часто это последний аргумент Кремля в дискуссии о самостоятельности республик. Неудивительно, что дотационных регионов становится все больше. Среди таких теперь даже сосед Татарстана Башкортостан - индустриально развитая и самодостаточная республика;

- культурно-идентичное. Москва четко очертила рамки, в которых могут существовать коренные народы и национальные республики: собственная кухня, народные костюмы и хоровое пение. Любые проявления самостоятельности клеймятся как экстремизм и русофобия. Федеральный центр взял под свой контроль все сферы жизни коренных народов - от религиозных организаций до диаспорных структур за пределами РФ;

- международное. Россия отлично осознает, откуда исходят главные угрозы территориальной целостности: национальные республики, региональные движения и салафитские течения в исламе. Вооруженное подполье салафитов удалось ликвидировать физически или пересажать в тюрьмы. Однако покончить с национальными республиками не так уж и просто, - они институциолизированы еще с советских времен. Кроме Северного Кавказа головной болью остается регион Идель-Урал, прежде всего Татарстан. Отбирая у нацреспублик остатки суверенитета, Москва поддерживает малочисленные народы, которые не представляют никакой угрозы для России. Забота об ижорцах или саамах поднимается в глазах международного сообщества как "последовательная политика сохранения этнического и культурного разнообразия России".

Лидеры татарской молодежной организации «Азатлык» выступают против давления органов ФСБ и МВД на своих активистов. Казань, 2013 г. Фото Татарского общественного центра

Даже в этих непростых условиях татарское национальное движение не только сохранилось, но и ищет новые формы и методы борьбы. Не только татарские "самостийники", но и обычные общественные активисты оказались в положении диссидентов.

Сегодня "татар милли хәрәкәте" (татарское национальное движение) перестало быть массовым и организованным. Однако растет роль моральных авторитетов и отдельных смельчаков, за спиной которых нет многотысячных демонстраций, но есть сочувствие и поддержка мыслящей части татарского общества. К таким личностям относится писательница, глава ныне нелегальной Татарской партии национальной независимости "Иттифак" Фаузия Байрамова, политический эмигрант, основатель общественного движения "Свободный Идель-Урал" Рафис Кашапов, лидеры молодежной патриотической организации "Азатлык" Наиль Набиуллин и Батырхан Агзамов, известный татарский публицист Руслан Айсин.

Весной 2018 г. в Украине группа политических эмигрантов объявила о создании общественного движения "Свободный Идель-Урал", которое декларирует ненасильственную борьбу за получение шестью республиками Поволжья государственной самостоятельности. Один из лидеров "Свободного Идель-Урала" находится на территории Украины. Организация развернула достаточно активную деятельность не только на территории нашего государства, но и в странах Британского Содружества и в Соединенных Штатах Америки. Участники движения информируют международное сообщество о нарушении прав коренных народов России, выпускают на родном языке подкасты новостей об Идель-Урале и политической ситуации в мире, занимаются правозащитной деятельностью.

Основатели движения «Свободный Идель-Урал». Слева направо: Сыресь Боляень (эрзя), Ростислав Мартынюк (украинец, член киевского общества «Эрзянь Вал»), Рафис Кашапов (татарин), Ильмир Имаев (татарин). Киев, 21 марта 2018 г.

Однако деятельность "Свободного Идель-Урала" столкнулась с целым рядом проблем. Главной из них, по определению эрзянского деятеля Сыреся Боляеня, является поддержка международным сообществом российской оппозиции, а не национальных движений коренных народов. До сих пор и украинские политики связывают будущее российско-украинских отношений с Алексеем Навальным, а не со сторонниками самостоятельности. Похоже, что без усвоения исторических уроков Chicken Kiev speech ни Запад, ни Украина не решатся на "Управление развалом России".