UA / RU
Поддержать ZN.ua

Создатели легендарного Т-34: фальсификация или героизация?

В апреле 2018 г. в РФ состоялась премьера фильма "Танки".

Автор: Евгений Горбуров

Как писали интернет-издания, "…картина посвящена легендарному конструктору Михаилу Кошкину и приурочена к его 120-летию". В фильме воспевался гений инженерной мысли конструктора, создавшего танк Т-34…

Можно "проглотить" этот факт истории, если бы не одно "но". В 2015 г. вышла из печати моя книга "Истории для истории 2", в которую вошел и очерк "Николаевский след в истории создания танка Т-34". В нем названо имя инженера-конструктора, под руководством которого был создан этот танк, - Афанасий Осипович Фирсов.

Было сделано все, чтобы материал попал в поле зрения авторов публикаций о создателях танка Т-34. Но среди них есть те, кто героизируют одних и сознательно закрывают глаза на заслуги других. Прочитав настоящий материал, читатель поймет, что создателем Т-34 является и сын украинского народа.

Мы часто сталкиваемся с тем, что нам преподносят аккуратно отретушированные события, с перечислением их героев или антигероев, делают претендующие на аксиому выводы. И чтобы не привлекать внимание к переоценке отдельных фрагментов истории, подбрасываются идеи в виде сенсаций, уводящих историческую науку в сторону.

Аналогичная ситуация - в вопросе, кто же является создателем танка Т-34. Один, два, три "отца" у легендарного танка, а может, весь коллектив КБ, опытного производства? Или отдать пальму первенства одному?

…На Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (сегодня - ГП "Завод имени В.Малышева") поисковые работы по танкостроению начались в 1926 году, когда в КБ тракторного отдела создали танковое специальное конструкторское бюро, а в тракторном цехе - участок сборки танков.

Во второй половине 1936 г. ХПЗ им. Коминтерна был переименован в завод №183. Приказом наркома тяжелой промышленности СССР С.Орджоникидзе от 28 декабря 1936 г. начальником танкового КБ завода №183 был назначен М.Кошкин. До этого он непродолжительное время работал заместителем главного конструктора Ленинградского завода №185 и стал кавалером ордена Красной Звезды за участие в создании первого отечественного "толстобронного" среднего танка Т-46-5.

На завод М.Кошкин приехал в тяжелый период "чисток" и "репрессий". Поводом послужили массовые поломки шестерен в коробках передач на танках БТ-7. Его предшественник А.Фирсов был смещен с должности, но продолжал работать в КБ вплоть до ареста, передавая дела своему "преемнику".

Менее чем через год под руководством М.Кошкина, с участием его ближайших помощников А.Морозова и Н.Кучеренко, других конструкторов, была выполнена модернизация танка БТ-7 с установкой в нем дизель-мотора В-2. Первый в мире танк с танковым дизелем!

Эволюционная цепочка — от БТ-7 к Т-34. Слева направо — довоенные танки производства завода №183: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 обр. 1940 г. с пушкой Л-11, Т-34 обр. 1941 г. с пушкой Ф-34.

Два опытных Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 г. Испытания, проходившие в феврале-марте, подтвердили их высокие технические и боевые качества. 5 марта 1940 г. М.Кошкин отправился с танками из Харькова в Москву. Ему предлагали отправить танки на железнодорожной платформе. Но главный конструктор отказался и лично возглавил пробег.

На Ивановской площади Кремля 17 марта 1940 г. танки Т-34, а также другие боевые машины, изготовленные на других заводах, были продемонстрированы правительству. После смотра танки прошли успешные испытания на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.

В апреле 1940 г. танки возвращались своим ходом в Харьков, под Орлом один из них опрокинулся в воду. Помогая его вытаскивать, уже простуженный М.Кошкин промок, что усугубило болезнь. По возвращении на завод его госпитализировали.

На заводе шла подготовка к серийному выпуску Т-34. Напряженная работа окончательно подорвала его здоровье. 26 сентября 1940 г. М.Кошкин скончался. Руководителем КБ стал Александр Морозов.

В 1980 г. на большой экран вышел художественный фильм "Главный конструктор", снятый кинорежиссером Владимиром Семаковым. Фильм точь-в-точь повторяет все реальные события тех лет, и право быть единственным создателем уникального танка отдает М.Кошкину. Пошло и поехало: книги, статьи… Кошкин и никто другой - создатель одного из видов оружия Победы.

За появление первых ростков правды о настоящих "отцах" Т-34 мы должны быть благодарны Ларисе Васильевой - советской и российской писательнице, общественному деятелю. Она первой громко обозначила роль А.Фирсова во всей этой истории и место его в истории танкостроения. 6 ноября 1988 г. в "Правде" (№311) была напечатана ее статья "Без них нельзя". Л.Васильева попыталась расставить правильные акценты и написала почти правдивую биографию А.Фирсова. Подняла на поверхность еще десяток забытых фамилий, в т.ч. автора "танкового сердца" - Константина Челпана. Что подтолкнуло ее на этот путь воскрешения настоящей правды? Безусловно, ее отец Н.Кучеренко и светлая память о нем.

Николай Кучеренко - советский инженер-конструктор, один из создателей танка Т-34. С 1 марта 1931 г. после окончания института поступил в КБ на ХПЗ, где работал до эвакуации завода. Он с М.Кошкиным, А.Морозовым участвовал в создании опытных образцов А-20 и А-32, а также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 г. Конечно же, он работал вместе с А.Фирсовым.

Здесь уместно привести строки из рукописи "Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях" Василия Васильева, стоявшего у истоков создания двигателя танка Т-34: "Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 г. репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены еще при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона (эквивалентная толщина носа - 90 мм), длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 тонн, отказ от колесно-гусеничного движения в пользу чисто гусеничного. Ближайшими помощниками в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов.

Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец - Константин Челпан, его преемник - Иван Трашутин".

Безусловно, сказанное выше не умаляет заслуг Кошкина, но и приписывать все лавры ему или еще нескольким инженерам, напрочь исключив из этого списка Фирсова, - очень крупная историческая и нравственная ошибка.

11 июля 2013 г. в статье "Очень красивое творение рук человека" нашей землячки Елены Васильковой, опубликованной в "Российской газете", сказано, что побудило Л.Васильеву разложить все по полочкам. В свое время она пообещала отцу написать о нем книгу: о его жизни, об истории Т-34. Николай Кучеренко не возражал, но попросил: если дочь будет писать, то чтобы никого не забыла и не обидела. Среди прочих фамилий также он назвал и Афанасия Фирсова: "С него все начиналось. Без него бы ничего не было".

Свое обещание Л.Васильева исполнила - издала в соавторстве с коллегами не одну, а две книги об отце, построенных на архивных материалах: "Правда о танке Т-34" и "Николай Кучеренко. 50 лет в битве за танки СССР". По ее инициативе был построен и в 2001 г. открыт на 37-м километре Дмитровского шоссе в деревне Шолохово единственный в мире музей, посвященный Т-34. Лариса Васильева встречалась с сыном и дочерью А.Фирсова, работая над материалами для книги, приезжала в город Николаев.

К сожалению, о периоде жизни и деятельности Афанасия Фирсова в Николаеве в публикациях, с которыми удалось ознакомиться, написано очень кратко. В одной из них Л.Васильевой сказано дословно: "В Николаеве Фирсов проработал недолго. Его пригласили в Ленинград на завод "Русский дизель".

В упомянутой выше статье Е.Васильковой, со слов Л.Васильевой, отмечается, что до своего ареста в 1930 г. в Ленинграде "Фирсов работал главным инженером на судостроительном заводе моего родного города Николаева" (он работал главным инженером по дизелестроению на заводе Андре Марти. - Е.Г.).

Проанализировав и изучив имеющиеся материалы, нам хочется более подробно рассказать о жизни и инженерном пути А.Фирсова и, конечно же, о николаевском периоде его биографии.

Афанасий Фирсов родился в апреле 1883 г. (точную дату рождения установить не удалось) в Бердянске в многодетной семье купца Осипа Фирсова, в которой воспитывались двенадцать сыновей и три дочери. Отец имел несколько магазинов, владел восемью домами. Он хотел, чтобы Афанасий продолжил его дело. Но Афанасий, окончив железнодорожное училище, решил получить высшее техническое образование. Его поддержала и супруга Людмила Харитоновна. Продав ее свадебное приданое, молодая семья уехала за границу.

Афанасий Фирсов

Афанасий Фирсов окончил высшую техническую школу в Митвайде (Германия) и политехнический институт в Цюрихе (Швейцария). Среди его выпускников - 22 лауреата Нобелевской премии (!), в том числе Вильгельм Конрад Рентген и Альберт Эйнштейн.

Фирсов специализировался на дизелях. Молодой дипломированный инженер после окончания учебы, чтобы набраться опыта, пошел на завод "Зульцер" рядовым сборщиком. Вскоре его перевели на конструкторскую работу.

Когда началась Первая мировая война (1914 г.), А.Фирсову предложили остаться в Швейцарии. Руководство завода гарантировало ему получение подданства и приличный заработок. Но он с женой, двумя сыновьями и дочерью вернулись на родину. Инженера-конструктора Фирсова приняли на Коломенский машиностроительный завод, где он работал над созданием дизелей для подводных лодок.

После октября 1917 г. в течение пяти лет Фирсов - начальник губернского управления профобразования; следующие пять лет (до апреля 1927 г.) - главный механик завода "Красная Этна" в Нижнем Новгороде. В начале лета 1927 г. коллектив завода проводил его на работу в Николаев на Николаевские объединенные государственные заводы им. Марти и Бадина (далее - НГЗ).

В Госархиве Николаевской области хранятся четыре учетных и личных заводских карточки А.Фирсова. Они поведали нам пусть и небольшую, но ценную информацию о его периоде работы в Николаеве.

24 июня 1927 г. А.Фирсов принят на должность помощника главного инженера и заведующего дизельным строительством завода с окладом 450 рублей в месяц. С 24 февраля 1928 г. он назначен главным инженером по дизельному строительству.

В Госархиве Николаевской области хранится "Обвинительное заключение по делу о контрреволюционной вредительской группе на Николаевских объединенных судостроительных заводах имени Андре Марти". Из проходивших по делу Николаевского окружного отдела ГПУ 17 лиц привлечены были к следствию, и переданы дела суду на 10 человек, в т.ч. и на А.Фирсова. В деле отмечается: "…Большинство из них - бывшие дворяне, офицеры, ярые противники Советской власти. Вот краткое социальное прошлое и политическая физиономия их".

А.Фирсов попал под кампанию чисток среди представителей старорежимного сословия. К ним Фирсова причислили как обучавшегося в свое время за границей. Предъявили ему нелепые обвинения по семи вредительским актам, в результате которых "…был разрушен завод "Темвод", построенный в 1916 г., стоимостью 12 млн рублей, разрушен завод "Ремсуд", оборудованный для постройки подводных лодок, а также проводилась работа по срыву и удлинению сроков строительства военных и коммерческих судов и перерасходованию денежных средств" и т.д.

Касательно Фирсова в деле говорится: "…прибыл на завод для развития работ по выпуску судовых дизелей мощностью 1400 сил фирмы "Зульцер". Является участником контрреволюционной вредительской группы на Николаевских государственных судостроительных заводах имени А.Марти, зная о том, что дизеля "Зульцер" можно… выпускать с имеющимся инструментом, настаивал на том, что для выпуска их необходимо заказать инструмент за границей, благодаря чему к выпуску дизелей приступлено не было". В документах следствия указано: "для выполнения заказов были закуплены четыре пары дизелей на фирме "Зульцер" стоимостью 1,5 млн рублей золотом".

На 73-м листе дела читаем следующее: "В июне 1927 г. для организации работ по изготовлению дизелей фирмы "Зульцер" (по заключенному с ними лицензионному договору на НГЗ) одновременно прибыли главный инженер по дизелестроению Фирсов, его заместитель Куприянов и нач. литейных цехов Лясковский. Причем с момента поступления было поставлено условие, по которому завод обязан был принять обязательно всех троих на вышеуказанные должности, в противном случае ни один из них не согласится оставаться.

Фирсов в свое время несколько лет работал в Германии в фирме "Зульцер" и близко был знаком с Куприяновым и Лясковским".

Вменялись Фирсову в вину и другие факты, являющиеся плодом фантазий следователей. Да, ряд проходивших по делу лиц - выходцы из дворян, бывшие офицеры царской армии. Но они были образованными специалистами и отвечали всем требованиям, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей.

Имея опыт работы на фирме "Зульцер" за границей, А.Фирсов как никто знал всю технологическую цепочку производства дизелей. Но разве это имело значение, когда было открыто громкое дело по "группе вредителей"? К тому же ряд свидетелей дали абсурдные показания против Фирсова и его коллег. Притянутая за уши "деятельность группы" видна из схемы, составленной сотрудниками ОГПУ. В нее были включены: бывший директор-распорядитель завода "Наваль" Н.Дмитриев, проживающий во Франции, Германское консульство в Харькове, посольство Германии в Москве, непосредственно фирма "Зульцер" в Германии. В ходе следствия А.Фирсов и П.Лясковский виновными себя не признали. Большинство "вредителей" получили различные сроки заключения в тюрьме и лагерях, в ряде случаев - с конфискацией имущества.

Из учетной заводской карточки следует, что 30 августа 1929 г. А.Фирсов уволился с завода им. А.Марти по собственному желанию. Он уехал к семье в Ленинград. Там его пригласили на завод "Русский дизель".

Шел 1930 г. Начался процесс по делу членов Промпартии. Среди обвиняемых находился близкий знакомый Фирсова, да еще было свежо в памяти ОГПУ "николаевское дело". Фирсова арестовали и приговорили к заключению в концлагере на пять лет.

Однако острый кадровый голод на специалистов вскоре решил вопрос в его пользу. 18 сентября 1931 г. Фирсову (решением комиссии ОГПУ) оставшийся срок изоляции был заменен условием полной несвободы - работой в одной из первых появившихся в Москве "шарашек". Этим жаргонным словом назвались НИИ и КБ тюремного типа НКВД/МВД СССР, в которых работали заключенные ученые, инженеры, техники. Через "шарашки" прошли многие выдающиеся ученые, инженеры и конструкторы. Заключенными "шарашек" было создано множество новых моделей военной техники и вооружения.

Из статьи Л.Васильевой узнаем: "…как рассказал он потом сыну, кормили хорошо, на столах стояли вазы с фруктами". Работа шла под непосредственным руководством С.Орджоникидзе. Именно здесь Фирсов стал заниматься проблемами танкостроения, отсюда в 1931 г. был под охраной отправлен в Харьков на завод им. Коминтерна. Там в это время активно развивался один из центров танкостроения в СССР.

В КБ завода его встретил сильный коллектив конструкторов. С Фирсовым дело пошло быстро. 6 декабря 1931 г. он возглавил специальное конструкторское бюро машиностроения - секретное танковое КБ. По свидетельству современников, А.Фирсов с головой окунулся в работу. Он находился под круглосуточным контролем ОГПУ. Жил при заводе сам. Семья осталась в Ленинграде.

Афанасий Осипович был инженером с энциклопедическими знаниями, умел хорошо и четко организовать свой труд и труд подчиненных. Его аккуратность была примером, и многие старались перенять эту черту. Выдержанный, уравновешенный в общении, как высокий профессионал Фирсов стремился свой бесценный опыт передать подчиненным. Он направлял конструкторов на курсы механиков-водителей: соединял теорию с практикой. Вместе с подчиненными изучал технические новинки зарубежных фирм, поощрял изучение иностранных языков и т.д.

Коллектив КБ Т2К ХПЗ им. Коминтерна с его руководителем А.Фирсовым (1931—1936 гг.)

Под руководством А.Фирсова были созданы танки БТ-5 и БТ-7. В 1935 г. был награжден одной из высших в то время наград - Почетной Грамотой ЦИК СССР.

В 1935 г. ХПЗ передал танк БТ-7 в серию. Завод наградили орденом Ленина, А.Фирсова - орденом Красного Знамени.

Большая дружба связывала главного конструктора с руководителем дизельного отдела завода К.Челпаном, почти его земляком, уроженцем села Чердакли Мариупольского уезда. Челпан не раз свидетельствовал, что для создания нового дизельного мотора много сделал А.Фирсов.

В 1936 г. А.Фирсов обвинен во вредительстве из-за неполадок в коробках передач танков БТ-7, отстранен от руководства КБ. В короткое время было рассмотрено несколько решений новой коробки передач, из которых в производство ушла конструкция, разработанная под руководством А.Фирсова А.Морозовым. Фирсов проектирует установку огнемета и дымовых приборов на танк, лично встречает и вводит в курс дела нового руководителя КБ М.Кошкина.

Но "николаевское дело" сыграло роковую роль. 15 марта 1937 г. А.Фирсов арестован. В группе "вредителей" из числа работников завода и военной приемки АБТУ РККА был директор завода И.Бондаренко и К.Челпан. 10 декабря 1937 г. приговор по А.Фирсову привели в исполнение - его расстреляли.

В 1956 г. он был реабилитирован "за отсутствием состава преступления". Но даже после реабилитации его имя забыли до конца 1980-х.

Дети с достоинством и честью пронесли через всю жизнь его фамилию и память об отце. Старший сын Игорь во время Второй мировой войны с первых дней ушел добровольцем на фронт и погиб, защищая Ленинград. Дочь Ольга как первоклассная альпинистка в 1941 г. маскировала шпиль ленинградского Адмиралтейства от налетов немецкой авиации, награждена орденами. Сын Олег стал инженером-дизелистом, главным конструктором судостроительного завода в Ленинграде, лауреатом Государственной премии СССР.

Анализируя материалы, появившиеся за последние годы, ловим себя на мысли: а воздано ли должным образом создателям Т-34?

10 апреля 1942 г. М.Кошкин (посмертно), А.Морозов, Н.Кучеренко были удостоены Сталинской премии "За разработку нового типа среднего танка". Чтобы "застолбить" приоритет в создании танка, указом президента СССР №824 от 4 октября 1990 г. Михаилу Кошкину присвоили звание Героя Социалистического Труда (посмертно). Александр Морозов стал дважды Героем Социалистического Труда (1942, 1974), лауреатом Ленинской премии (1967), второй и третий раз удостоился Сталинской премии (1946, 1948). Николай Кучеренко еще дважды, в 1946 и 1948 гг., становился лауреатом Сталинской премии...

Осталась ли память о создателях танка Т-34 после их смерти?

В годы войны Первое городское кладбище в Харькове, на котором был похоронен М.Кошкин, немецкая авиация стерла с лица земли. Могилы нет. Сегодня там - территория Молодежного парка. Нет могилы и А.Фирсова. Какая могла быть могила и память о "враге народа"? Н.Кучеренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле - скромная надпись: "Создатель танка Т-34". Подчеркнем, не один из создателей, а создатель! В правом углу надгробия прикреплена выполненная в масштабе из бронзы модель танка Т-34. А.Морозов похоронен на Втором городском кладбище в Харькове. На памятнике без лишних слов выбито изображение Т-34.

Почему такой участи заслужил А.Фирсов, сегодня трудно объяснить. Но как специалисту по опыту, стажу работы и, особенно подчеркнем - качеству образования, ему не было равных среди коллег. Отсюда делайте вывод.

Надеемся, что заслуги Афанасия Фирсова перед украинским государством и украинским народом, его вклад инженерной мысли в оружие Победы над нацистской Германией будет по достоинству оценен высшим руководством страны.