Как известно, российские "собиратели земель" заявляют об "исконной" принадлежности территорий на Востоке Украины Российскому государству. Даже заселение их украинцами подается как присвоение ими земель, изначально принадлежащих России, - Слобожанщина, дескать, возникла на собственно российских землях, а уж о Донбассе и подавно говорить нечего...
При этом "за кадром" остается интересный факт: как свидетельствуют исторические источники, земли не только почти всего современного украинского Левобережья, но и сопредельные области России, где сейчас расположены города Брянск, Стародуб, Трубчевск, Рыльск, Орел, Курск, Воронеж, стали принадлежать российской короне не так уж и давно. Это территория бывшей Северской земли, которая до начала XVI ст. входила вместе с остальными украинскими территориями в состав Великого княжества Литовского, и только в 1500–1503 гг. была захвачена Московией. Но спустя некоторое время, в начале XVII в., юго-западная половина ее на полстолетия (до начала Хмельнитчины) отошла к Речи Посполитой, будучи в ее составе вновь объединенной с остальными украинскими землями. Само же население тогдашней Северщины вовсе не было этнически русским.
Ведь там проживали севрюки (севруки) - самостоятельное, хотя и близкое к остальным восточным славянам, этническое сообщество. Севрюки были потомками летописных северян, но в отличие от них расселились из лесной зоны в лесостепь и даже в степные края, где все равно жили преимущественно около речных долин вблизи лесов. Соответственно и хозяйство, и бытовая культура севрюков были уже адаптированы к проживанию не только в лесах, но также в лесостепи и степи. Севрюки заселяли почти все украинское Левобережье, за исключением южных сугубо степных районов, а также близлежащие области современной России. Их территория включала земли в верховьях Северского Донца и даже верхнего Дона и реки Хопёр, доходя на северо-востоке до междуречья верхней Оки и Десны.
Севрюки занимались полеводством и животноводством, развивали ремесла, славились своими плотниками-"добродеревцами", но особенно распространены у них были различные промыслы - охота, рыболовство и, больше всего, бортничество, т.е. пчеловодство. Севрюки постепенно сближались с украинцами (которые тогда назывались русинами), поскольку продолжительное время находились вместе с ними в составе сначала объединения княжеств Южной Руси, а с середины XIV ст. - Великого княжества Литовского. Династия чернигово-северских князей Ольговичей на завершающем этапе истории Киевской Руси, включительно с послемонгольскими временами, вела борьбу с галицко-волынскими Романовичами за владение южнорусскими землями, периодически правила в Киеве. В результате сближения севрюков с этнически и культурно близкими русинами-украинцами, они постепенно превращались в субэтнос последних. Но эта спокойная эволюция в начале XVI ст. былапрервана захватом Северщины Московским государством.
В конце XV в. Московия завершила объединение российских земель в единомгосударстве и перешла к внешнеполитической экспансии, первой жертвой которой и стала Северщина. Действенным помощником Московии выступил один из северских князей - Василий Шемячич, отец которого Иван Дмитриевич в 1454 г. перешел из Московии в подданство Литвы, за что получил Рыльское и Новгород-Северское княжества. Его сын, которого подстрекали московиты, решил вернуться в московское подданство, да еще и прихватил при этом все владения и побудил к такому же шагу соседних князей - Семена Ивановича Бельского и Семена Ивановича Стародубского.
Их переход в московское подданство послужил причиной Московско-литовской войны и потери в 1500–1503 гг. Великим княжеством Литовским Северщины. Мотивировалась московская экспансия, как и измена упомянутых князей, будто бы гонениями на православную веру в Литве. Хотя в действительности это была полнейшая выдумка пропаганды московского князя Ивана ІІІ, который искал повод для начала войны и отторжения литовских территорий. Кстати, финал этой истории был для Василия Шемячича неожиданным, но в какой-то степени типичным: "благодарные" московиты обвинили его в измене и бросили в тюрьму, где он в 1529 г. умер.
После включения в состав Московии Северскую землю начали целеустремленно заселять этническими русскими - служилыми людьми разных категорий (детьми боярскими, донскими казаками) и крестьянами из внутренних районов страны. Целью переселения было создать на местах опору для московской власти. Новопоселенцев наделяли землей, ранее принадлежавшей севрюкам. Из севрюков лишь незначительная часть попала в состав служилого сословия, большинство же оттеснили на социальную периферию, причислив к категории государственных крестьян. Началось их закрепощение. У самих севрюков такое развитие событий вызвало активное сопротивление, первым проявлением которого стала эмиграция едва ли не большинства северского боярства на территорию Литвы (в Украину и Беларусь), что проследила украинская исследовательница Елена Русина. В этих и дальнейших событиях проявилось неприятие севрюками россиян как людей с непривычными традициями и культурой, а также враждебность к чужому Московскому государству. Ведь это государство силой оружия захватило их страну, а пришельцы-россияне отбирали при поддержке власти севрюкские земли.
Поэтому во время вторжения в начале XVI ст. в Московию войск Лжедмитрия І севрюки проявили своеобразный сепаратизм, присоединившись к ним. Об этом, например, московские послы в Польше в 1606–1607 гг. (князь Григорий Волконский и дьяк Андрей Иванов) сообщали в Москву: "I в Северских i украинных городех севрюки люди простые, i в Московском государстве мало бывают… учали прельщатись, к тому вору, к богоотступнику приставати, и городы тому вору розстриге здались и в полкехъ". На нелояльное к Московскому государству поведение севрюков в годы Смутного времени обращали внимание и поляки - участники событий. Так, в дневнике одного из них рассказывается о поддержке Лжедмитрия боярством Северщины и участии последнего в восстании Ивана Болотникова 1606–1607 гг. (ведь и бояре-севрюки, которые не эмигрировали в Литву, в большинстве своем не нашли счастья в Московии).
После разгрома отрядов самозванцев и других повстанцев, а также польско-шведских интервентов Смутного времени в 1613–1617 гг., московская власть развернула репрессии против свободолюбивых севрюков. Российский историк Антон Ракитин в связи с этим отмечает: "В Смутное время Севрюки активно поддерживали Лжедмитрия І, на что московская власть отвечала карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. (...) Поддержали Севрюки и атамана Ивана Болотникова, потому войну эту довольно часто называют "севрюковской". Исследователь подчеркивает: "Москва, дорожившая крепостным правом, ни в коем случае не принимала свободолюбивого духа Севрюков, постоянно подвергала коренное население Северщины гонениям и при каждом удобном случае всячески пыталась снизить их численность". Теперь и переселение россиян, и наделение их землей за счет севрюков стали массовыми.
Так что не случайно севрюки и в дальнейшем продолжали видеть в поселенцах-россиянах "чужих". В российских документах севрюки обвиняются в недобросовестном несении сторожевой службы на степном пограничье, к которой их, как знатоков края, привлекала власть. А церковный историк архиепископ Филарет (Дмитрий Гумилевский) в своем "Историко-статистическом описании Харьковской епархии" приводит интересный документ о том, как севрюки в 1643 г. выступили проводниками татар во время их нападения на пригород заселенного в то время россиянами Чугуева: "А подвели, Государь, под Чугуев тех Татар Севрюки, которые были на своих промыслах, Чугуевские да Белгородские гулящие люди, Афонька Батов да Васька Хватов".
Севрюки нападали на русских-переселенцев, не давали им обрабатывать землю, которой тех наделили, отобрав у местного люда. Например, в 1663 г. зафиксированы нападения севрюков на детей боярских, поселенных в Хотмизком уезде (современная Белгородская область). В частности, их, как сказано в одной из челобитных, "путивльскiе севрюки, Андрей Уколовъ да Дмитрей Татаринъ съ товарищи, съ поместья сгоняютъ и всякiя налоги чинятъ, по полямъ сохи секутъ". Но все было напрасным, сопротивление свободолюбивых севрюков было сломано, и на начало XVIIІ ст. упоминания о них в документах исчезают. Среди россиян же современных Курской и Воронежской областей Владимир Даль в ХІХ в. зафиксировал представление о севрюках как о понурых, суровых людях, ворчунах. Именно такими, судя по всему, запомнились переселенцам из России эти местные жители, которые враждебно относились к непрошеным пришельцам. (На территории Слобожанщины и других украинских территориях довольно немногочисленные здесь севрюки были ассимилированы превосходящей массой переселенцев из Правобережья, которых сорвали со своих мест Хмельнитчина и Руина. И хотя между украинцами-русинами и севрюками тоже иногда фиксировались недоразумения и спорные ситуации, таких острых столкновений, как с россиянами, у них здесь не возникало).
Так формировалась "исконная русскость" современных Брянщины, Курщины,Орловщины, Воронежчины, которые сначала ни политически, ни этнически русскими вовсе не были. Как видим, сценарий захвата соседних земель и преобразования их в "исконно русские" Москва начала отрабатывать давно. И первой жертвой российской экспансии стала близкая этнически и географически к Украине Северская земля и ее автохтонное население - севрюки. Позднее этот сценарий российская власть применяла много раз и во многих землях и странах в процессе их захвата и увеличения территории Русской империи. И он, как видим, практически не отличается от того, который сейчас видим в Крыму и Донбассе.