Многокилометровые оборонительные рубежи, предназначенные останавливать наступление вражеской армии, между двумя мировыми войнами строили многие государства - Франция, Германия, Финляндия, Чехословакия, СССР...
Не стала исключением и Венгрия, бывшая сателлитом Германии. Канцлер Германии Адольф Гитлер после Мюнхенского заговора в сентябре 1938 г. еще не решил окончательно судьбу всей Чехословакии, но уже в марте 1939-го практически подарил Закарпатье адмиралу Миклошу Хорти - регенту Венгрии.
Родоначальник венгерской королевской династии князь Арпад даже представить не мог, что названная его именем оборонительная линия своей протяжностью превзойдет аналоги - известную французскую Линию Мажино (400 км), финскую Линию Маннергейма (136 км). Линия Арпада, построенная в Карпатах, была длиною более 600 км - от Дукельского перевала, разделяющего Польшу и Словакию на западе, - до Яблуницкого перевала (граница Ивано-Франковской и Закарпатской областей Украины) на востоке. Длиннее была только Линия Сталина, тянувшаяся от Карельского перешейка до Черного моря (1200 км с разрывами); Линия Зигфрида – около
630 км. Линия Арпада не была сплошной, а состояла из отдельных узлов обороны. В 1944 г. в ней было 99 оборонительных пунктов, нескольких сотен дотов и дзотов, 760 железобетонных и 440 деревянно-земляных сооружений, 440 огневых площадок, 400 километров траншей и стрелковых окопов.
Созданию оборонительной артерии в Карпатах предшествовали известные исторические события. Независимому государству - Карпатской Украине, которое провозгласил премьер-министр автономного правительства Августин Волошин вечером 14 марта 1939 г., было суждено просуществовать всего сутки. В течение трех последующих дней всю территорию Закарпатья оккупировали венгерские войска. По Ужоцкому перевалу в Карпатах, который сейчас разграничивает Львовскую и Закарпатскую области, тогда пролегла новая межгосударственная граница Польши с Венгрией. Во время защиты Карпатской Украины погибло по меньшей мере две тысячи бойцов и мирных жителей. Много погибло украинцев из Польши - сечевиков. В разгроме Карпатской Украины принимали участие и польские пограничники, и войска. Но после подписания 23 августа 1939 г. пакта Молотова-Риббентропа границы государств кардинально изменились. Польшу расчленили Германия и СССР, и этот перевал стал уже венгерско-советской границей.
Поэтому регент Венгрии адмирал Миклош Хорти приказал построить вдоль горного хребта Карпат огромную оборонительную Линию Арпада, названную в честь вождя угров (оногуров) Арпада. Она предназначалась для защиты венгерской границы от наступления советской армии. И вот с октября 1939 г. до 1944-го солдаты штрафных батальонов венгерской армии строят в Карпатах длинную прерывистую линию с большим количеством дотов, дзотов, минных полей, противотанковых заграждений. О сложности строительства бункеров свидетельствует сам метод так называемого плавающего опалубка - в горах вручную выдалбливали землю, вывозили и затем бетонировали стены... А стройматериалы обеспечивали военнопленные, работающие в карьерах, каменоломнях, на дробильных машинах. Все это проходило в режиме суровой секретности.
По территории украинских Карпат Линия Арпада пролегла почти на 350 км в длину и до 60 км в глубину. Ее остатки (доты и дзоты) еще и сейчас можно увидеть вдоль всей территории Закарпатья. А в районе Ужоцкого перевала эта оборонительная полоса была сверхважной, поскольку должна была контролировать передвижение вражеских войск по автомагистрали Львов-Будапешт-Вена. Укрепрайон на этом участке давал возможность следить за перемещением врага в различных направлениях - на Ужгород, Мукачево, Хуст и Рахов.
…От живописного города Свалява проезжаем курортный поселок Поляна, едем мимо села Уклин с перевалом, соединяющим два района Закарпатья. А далее извилистая полуразбитая дорога ведет к Верхней Грабовнице Воловецкого района. В центре села - деревянный солдат в форме венгерской армии приглашает посетить шедевр военного строительства - бункер Линии Арпада. Его туннель, доступный ныне для туристического обзора, удлинился почти на 800 метров с выходами на четыре дота. В этих дотах во время Второй мировой войны находились пулеметы, минометы и даже зенитные установки. Высота подъема в некоторые доты достигала высоты 12-этажного дома (как в доте №1). Огневые точки были построены так, чтобы, если "положат" одного снайпера, его сразу мог заменить второй.
В бункере находился командный пункт. Была оборудована казарма, вмещающая одновременно 100–150 солдат. Но разве можно назвать полноценным военный объект без оружейной и складов с провизией? Работала и больница с операционным отделением, куда привозили раненых. Командование венгерской армии заботилось о здоровье и силе солдат. В больнице им оказывали даже стоматологические услуги. Циркуляцию воздуха в подземельях обеспечивали вентиляционные шахты. Теперь их нет - легкими бункера служат доты.
Командование советской армии понимало, что прорывать Линию Арпада, особенно в ее укрепленных районах, в лоб будет трудно, поскольку это угрожает огромными потерями в живой силе и технике. Поэтому на Керешмезком направлении (Керешмез - венгерское название городка Ясиня) войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, продвигаясь в Румынию, совершили обходной маневр. Через Свидовецкий хребет они обошли укрепрайон этой линии в пределах Яблуницкого перевала и в августе 1944 г. освободили Молдавию и разгромили румынские войска. Румынская армия, воевавшая на стороне гитлеровской Германии, перешла на сторону войск Антигитлеровской коалиции.
В сентябре 1944 г. началась Восточно-Карпатская военная операция. Части 1-го Украинского фронта после завершения Львовско-Сандомирской наступательной операции вышли в предгорье Карпат. Войска 1-го и 4-го Украинских фронтов, спеша на помощь Словацкому национальному восстанию, все-таки пошли через Ужоцкий перевал, прорывая Линию Арпада. Советское командование поставило перед 2-м Украинским фронтом, который вошел в Румынию, важную задачу - нанести удару с Орадя-Маре в направлении Дебрецен-Ниредьгаза-Чоп и во взаимодействии с 4-м Украинским фронтом взять врага в кольцо в районе Мукачево. Бои в горах продолжались почти три недели. Немецкое командование под натиском наступавших частей 2-го Украинского фронта было вынуждено 9 октября начать отвод войск, а с
15 октября - и со всего Закарпатья. На следующий день руководство венгерской армии пошло на переговоры с советскими войсками и сдало бункер. А 28 октября 1944-го вся территория Закарпатья была освобождена от немецко-венгерских войск.
Несомненно, бункером могла воспользоваться УПА. Чтобы помешать этому, Сталин в 1945 г. приказал центральный вход в бункер и четыре дота взорвать. Более двух десятилетий этот военный объект был законсервирован, никто не имел к нему доступа. И только в 1968 г., когда в Чехословакии началась "Пражская весна", бункер ожил - мукачевские пограничники его расконсервировали и устроили там запасной командный пункт. С того времени и вплоть до начала 1990-х бункер находился под юрисдикцией МО СССР, а потом Украины. А уже в конце 1994 г., после подписания Будапештского меморандума, по которому Украина отказалась от ядерного оружия, МО Украины передало бункер на баланс Подполозянского сельсовета Воловецкого района. Легко догадаться: орган местного самоуправления тогда не имел средств на его содержание. Немало металлических конструкций, вентиляционные шахты просто разграбили. А передать его в аренду или концессию частному бизнесу под определенные инвестиционные обязательства не позволяли если не местная власть, то правоохранительные органы.
И только недавно, в 2012 г., бункер взяли в аренду местные предприниматели. После ремонтных работ в нем устроили музейную экспозицию - панораму исторических событий, связанных с жизнью бункера; выставку оружия и амуниции венгерской, немецкой и советской армий; создали импровизированную больницу, продовольственный склад. Сейчас около этого военного объекта строят туристическую инфраструктуру - кафе, места для продажи сувенирной продукции, автостоянку. Но лучше приехать и убедиться в этом самим.