UA / RU
Поддержать ZN.ua

Переписи населения. Киев

Перепись - это "фотография" населения города или страны в целом. Такой "моментальный снимок" делается периодически. Во многих странах - один раз в 10 лет. Иногда чаще (в Канаде - раз в 5 лет).

Автор: Валерий Дружбинский

Перепись позволяет узнать точное количество населения, сведения о его составе и условиях жизни. А также возможность оценить, как изменились эти показатели за время, прошедшее с момента предыдущей переписи. Наконец, перепись - это летопись страны, ее история.

Киев - город с многовековой историей. Остановлюсь на наиболее интересных моментах переписей киевлян, которые открывают малоизвестные факты и, возможно, развенчивают исторические мифы.

Сколько же человек проживало в Киеве в разные годы? До татарского нашествия население города в XI–XIII вв. достигало 50 тысяч человек. В начале XIV в. - 5 тыс., а к концу - 7 тыс. К середине XVII в. в Киеве уже проживало до 10 тысяч. В 1652 г. киевляне очень пострадали от эпидемии чумы. В 1666 г. их было всего 8 тысяч. В начале XVIII в. - 25 тыс., а к концу - 30 тыс. человек Население Киева превышало количество жителей всех других городов Украины. В 1861 г. в Киеве проживало 65 тыс., а в 1894 г. киевлян было уже 184 тысячи человек.

Переписчики. Всероссийская перепись 1897 г.

1897-й, 1917-й и 1919-й годы

"Первая общая всероссийская перепись населения" 1897 г. признана специалистами как проведенная по высочайшим стандартам. Ее программа включала такие вопросы, как отношение к главе семьи, возраст, пол, семейное положение, общественный пост или звание, вероисповедование, родной язык, грамотность или учеба, ремесло, промысел, должность или служба, психофизиологические недостатки (слепой на один глаз, немой, глухонемой, сумасшедший) и др. Вопрос о родном языке звучал так: "Какими наречиями вы пользуетесь (разговариваете) дома, в кругу семьи? Великорусским или малорусским наречием?". И в зависимости от ответа гражданина записывали русским или малороссом (украинцем).

Каковы же итоги переписи 1897 г.? В Киеве проживало 247 723 чел., в том числе мужчин 135 123 и женщин 112 600. А киевляне (по языку) распределялись следующим образом. Украинцев было 55,1 тыс., или 22,22%. Русских - 134,3 тыс., или 54,2%. Евреев - 30 тыс., или 12,08%, поляков - 16,6 тыс., или 6,69%. Украинцев - лишь чуть больше пятой части населения города.

Киев продолжал расти. К 1907 г. численность горожан достигла 404 тыс., а уже через год - 450,9 тыс. В 1912 г. население Киева составляло 594,4 тыс. чел., т.е. за 15 лет после переписи 1897 г. население города увеличивалось на 7,5% в год! Прежде всего за счет прилива из села рабочих рук в промышленность, на транспорт и в другие отрасли хозяйства.

16 сентября 1917 г. Киевское городское статистическое бюро провело "для выяснения социального состава городского населения" перепись "всех киевлян". Оказалось, что в Киеве проживает 467 591 чел. (из них женщин 258 505). Такое соотношение было вызвано войной - многие мужчины ушли на фронт. Украинцев - 56 217 чел., или 12%, малороссов - 20 567, или 4,4%, русских - 231 379, или 49,5%, поляков - 42 819, или 9,2%, евреев - 87 237, или 18,7%, прочих национальностей - 22 144, или 4,7%, не определивших национальность - 7 228 чел., или 1,5%. В украинском городе украинцев - лишь одна шестая часть...

И еще одна перепись киевлян - уже 18 марта 1919 г. Всего жителей - 544 369 человек. Из них: украинцев - 128 664, или 23,6%, малороссов - 8 259, или 1,5%, русских - 232 148, или 42,6%, поляков - 36 828, или 6,8%, прочих национальностей - 20 228, или 3,7%, неопределивших национальность - 3 718, или 0,7%. Результат: только каждый четвертый киевлянин записал себя как украинец…

Попытаемся проанализировать три эти переписи.

Переписной лист. Форма А. Всероссийская перепись 1897 г.

Поляки… евреи… русские…

Поляки обитали в Киеве еще со времен Речи Посполитой. В 1812 г. в Киеве насчитывалось более 4300 польских шляхтичей. Влияние польской громады на киевскую жизнь было огромным. Долго велась полемика о том, на каком языке вести преподавание в Первой киевской гимназии - на русском или польском? Даже после первого Польского восстания власть в Киеве не могла повлиять на национальный состав преподавателей и студентов. В открытом в 1834 г. университете св. Владимира больше половины профессоров - поляки.

В аристократических кварталах киевских Липок слышна была в основном польская речь. В 1869 г. молодой еще композитор Николай Лысенко, впервые из Лейпцига приехав в Киев, был удивлен засильем в городе поляков. Он писал матери, что в харчевне обслуга обращалась к нему исключительно на польском.

В эти годы в Киеве было немало школ с польским языком обучения. Варшавские заводы и польские магазины имели филиалы в Киеве. Обрусевший поляк Иосиф Завадский, основатель фондовой биржи в Киеве, был городским головой в 1860–1863 гг. Киевские поляки вели себя дружески по отношению к украинскому национальному движению, а некоторые даже участвовали в нем. Многие бедные польские дворяне украинизировались; они много хорошего сделали для растущего национального движения.

После прихода большевиков оставшиеся поляки записывались в основном русскими или украинцами…

В царское время евреи могли жить только в "черте оседлости". Территория "черты оседлости" была определена указом Екатерины II 1791 г. как местность, где дозволялось селиться и торговать евреям. Она охватывала специально оговоренные местечки (в селе проживание также не дозволялось) значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии и южных губерний империи.

В Киеве проживало много евреев. Ведь указы от 1825, 1827, 1879 гг. снимали ряд ограничений для проживания евреев в городе. Право на жительство было предоставлено евреям, окончившим курс высших учебных заведений, в том числе и медицинских, аптекарским помощникам, дантистам, фельдшерам и повивальным бабкам, изучающим фармацию, фельдшерское и повивальное искусство, отслужившим рекрутам, ремесленникам, приписанным к ремесленным цехам. Ну и, конечно, купцам первой гильдии, которых в Киеве в 1900-е насчитывалось 18!

Способы вырваться из "черты оседлости" - получить образование и приписку к ремесленному цеху - были связаны со своими сложностями. В высших учебных заведениях с 1880 г. действовала процентная норма - допустимый максимум студентов-евреев. Для Киева она составляла 3% (для других городов - до 10%).

Римо-католический собор в Киеве. Большая часть прихожан – местные поляки. Открытка конца XIX в.

В 1881 и 1905 гг. погромы в городе привели к гибели около 100 евреев. Примером политики антисемитизма также является "дело Бейлиса" - судебный процесс по обвинению Менделя Бейлиса в убийстве ученика духовного училища Андрея Ющинского. Процесс сопровождался масштабными общественными протестами. Обвиняемый был оправдан.

"Черта оседлости" - это антисемитизм на государственном уровне. Он основывался на религиозной нетерпимости и не распространялся на крещеных евреев. Запрет на занятие сельским хозяйством, ограничения при приеме в гимназии и университеты, погромы - все это вело, с одной стороны, к росту миграции евреев в США, сельскохозяйственной колонизации ими Аргентины и Палестины, с другой - к радикализации людей, подпитывавших революционные организации и партии. Многие украинские общественные деятели, писатели, публицисты, ученые критиковали политику запрета на свободное проживание евреев. "Стыд и срам, что среди всех наших народов есть пасынки России - евреи!" - писал Владимир Короленко. С 1905 по 1914 гг. из Киева эмигрировало до 70 тыс. евреев.

Киев был самым большим средоточием русского населения как в губернии, так и на Правобережье в целом. И это понятно. Именно Киев стал центром политической, экономической, социальной и культурно-религиозной жизни региона. В городе велось интенсивное строительство с привлечением мастеров и рабочих рук из других губерний империи.

В начале XX в. в Киеве обострился жилищный вопрос. В 1909 г. губернской властью был утвержден первый в империи устав "Киевского общества квартировладельцев". Было построено множество домов по кооперативному принципу, что стало удобным и легким решением жилищной проблемы для "среднего класса".

В результате процессов урбанизации и быстрого экономического развития русские смогли укрепить свое положение среди местного населения. Правительственная политика по поводу проживания в Киеве нерусских национальностей была достаточно жесткой, особенно это касалось больших этносов - украинцев и евреев, составлявших определенную конкуренцию русским. К началу XX в. русские чувствовали себя в Киеве как дома; политический, экономический и культурный контроль над городом оказался полностью в их руках.

Хоральная синагога в Киеве. Открытка начала XX в.

О киевлянах-украинцах…

Мой большой друг и исследователь киевской старины Анатолий Макаров в начале 1990-х рассказывал, что в середине
XIX в. после продолжительной европеизации и русификации Киев превратился в типичный губернский центр - маленький уголок России. В городе не было ни одной украинской общественной организации, которая способствовала бы развитию национальной мысли. Полностью русифицировали Киево-Могилянскую академию, - всех преподавателей, читавших лекции на "малорусском наречии", изгнали, а на их место прислали выпускников Петербургской духовной академии. Ликвидировали всю систему киевского городского самоуправления, благодаря которой в начале XIX в. среди горожан сохранялись еще древние традиции, украинский язык, национальный патриотизм и даже небольшое полуказацкое городское войско. Украинцы в Киеве не могли не только создавать свои учебные заведения, но вообще писать по-украински.

В отличие от национальных движений Европы, где местная элита уверенно побеждала сперва в городах, а потом и на периферии, украинцы в Киеве не могли и мечтать о таких достижениях. Во второй половине XIX в. чехи культурно вытеснили из своей Праги немцев, Краков так никогда и не стал австрийским городом… А Киев наоборот - все больше и больше обретал русские черты. Среди 22 мужских и женских гимназий ни одна не была украинской! Три украинские гимназии появились в городе только при Центральной Раде в 1917 г. Преподавания украинского языка не существовало. Большинство известных киевских деятелей украинского национального движения второй половины XIX в. были русскоязычными и писали по-русски. Ученый и фольклорист Михаил Драгоманов только в эмиграции начал писать на украинском. Театральный деятель Марко Кропивницкий с актерами на репетициях общался по-русски. Видный украинский ученый и писатель Пантелеймон Кулиш в своих воспоминаниях жаловался, что во время работы над переводами на украинский язык Библии, Пятикнижия, Псалтыря и Евангелия он вынужден был оглядываться, боясь, что "приїдуть іроди й жбурнуть мої святі листи у вогонь. Бо їм наша мова - ворог лютий!". Это было в 1872 году…

Весьма трудно было заполнить вакуум в сфере культурной жизни Киева образовавшийся в результате многолетней русификации. Безжалостно вырванная из киевской почвы украинская культурная традиция с трудом возрождалась. Ну, а киевские власти нередко прибегали к политике компрометации украинофильских кругов в глазах горожан. Например, в 1870 г. киевский полицмейстер Гюббенет велел проституткам появляться на улицах только в украинских национальных костюмах…

Старания официальной пропаганды приносили свои плоды, и попытки украинцев возродить свои традиции многими верноподданнически настроенными киевлянами часто воспринимались настороженно, а случалось, и враждебно. Дочь "отца украинского театра" Михаила Старицкого Людмила, которая в апреле 1917 г. стала членом Центральной Рады, писала в 1926-м: "Наше поколение - исключительное: мы в городе были по-настоящему первыми украинскими детьми. Не теми детьми, которые вырастают в селе, в родной стихии. Мы были детьми городскими, которых родители воспитывали среди враждебных обстоятельств сознательными украинцами. Таких украинских семей было немного. Все другие дети, с которыми нам приходилось встречаться, были русифицированными барчуками. В то время среди русской интеллигенции Киева утвердилось недоброжелательное отношение ко всему украинскому, и особенно к "украинофилам"; в лучшем случае к ним относились иронично, как к "блаженненьким". Мы же говорили по-украински, и родители всюду обращались к нам по-украински; часто нас одевали в украинскую одежду. И, конечно, и тем и другим мы обращали на себя общее внимание. О, как много пришлось испытать нашим маленьким сердцам горьких обид… Помню, как с сестрою гуляли мы в Ботаническом саду, конечно, в украинской одежде и говорили между собой по-украински. Над нами стали смеяться, вышла гадкая сцена: дети, а заодно и такие же бонны и няньки начали издеваться над нами, над нашей одеждой, над нашим "мужицким" языком"…

И тем не менее, именно этому поколению "городских украинцев" суждено было бороться за идентификацию Киева как центра, как столицы украинских земель.

Огромную роль в национальном возрождении сыграла киевская украинская пресса. Эмский указ 1876 г. запретил издание научных и учебных книг, газет малорусским "наречием" на всей территории империи. Ограничения существовали до мая 1907 г., но и потом к украинским газетам цензура была особенно взыскательна и безжалостна.

17 октября 1905 г. Николай II в Манифесте пообещал "подарить" своим подданным все политические права, в том числе и свободу слова. А уже через три недели братья Шеметы выпустили в Лубнах первый номер газеты на украинском языке "Хлібороб". Не только в Лубнах читали эту газету. В Киеве ее расхватывали просто на вокзале! Газета на украинском? Это было что-то фантастическое! Но уже через месяц газета была закрыта.

В конце 1905 г. вышел в Киеве первый номер ежедневной украинской газеты "Громадська думка". Она издавалась на средства землевладельца и мецената Евгения Чикаленко, писателя и землевладельца Владимира Леонтовича и сахаропромышленника и ученого Василия Симиренко. "Громадська думка" просуществовала семь месяцев и тоже была закрыта.

"Достойным украинцам надо учиться бороться за достойную Украину. Наша новая газета "Рада" на родном украинском языке была лишь маленькая ласточка в этом направлении" - писал один из основателей Центральной Рады Владимир Леонтович. Ежедневная газета "Рада" стала выходить 15 сентября 1906 г. Ее издавал и финансировал Е.Чикаленко. Первым редактором газеты был Федор Матушевский, но уже через восемь месяцев его арестовали и отправили в Лукьяновскую тюрьму. Интересен круг авторов вначале "Громадської думки", а затем и "Ради" - это Михаил Грушевский, Вячеслав Липинский, Дмитрий Дорошенко, Иван Франко, Борис Гринченко, Александр Олесь, Владимир Винниченко, Михаил Коцюбинский... Секретарем редакции был социал-демократ Симон Петлюра, а корректором - молодой поэт Павло Тычина.

Демонстрация черносотенцев в Киеве. Фото начала XX в.

Из-за отсутствия украинской школы, после почти четырех десятилетий полного запрета украинской прессы и книгоиздания, редакция "Ради" вынуждена была публиковать не только информации и аналитические материалы, но и просветительские статьи, даже вела на своих страницах уроки украинского литературного языка.

"Рада" выступала против показных украинских патриотов, терпеливо объясняя читателям, что патриотическая бравада вовсе не способствует популярности украинских обычаев в городе и даже компрометирует их в глазах граждан. "Рада" висвітлювала події українського життя на всіх українських землях і незабаром стала одним з головних осередків українського руху в тодішній Україні" - писал о газете автор словаря украинского языка Борис Гринченко.

Однако ввиду постоянных преследований властями и "финансовых наказаний" тираж "Ради" едва достигал 3–5 тыс. экземпляров (число подписчиков 1–
3 тыс.). Все убытки покрывал Е.Чикаленко.

Ну а русскоязычные газеты, выходившие в Киеве, имели тиражи во много-много раз большие. Так, тираж кадетской газеты "Речь" составлял 75 тыс. экземпляров.

Украинская печать не могла существовать без национально сознательных читателей. Но их могла воспитать именно украинская печать. Замкнутый круг! Издателя "Ради" 12 раз судили, 7 раз штрафовали, цензор постоянно вычеркивал неугодные властям статьи, а однажды девять номеров подряд вообще изъяли. Вот почему подписка на "Раду", да и само чтение ее были смелым общественным поступком, требующим мужества.

Газету закрыли 2 августа 1914 г. - на третий день после вступления России в Первую мировую войну с формулировкой: "малороссы - скрытые немецкие прихвостни". Интересно, что ряд газет и журналов, которые выходили в поволжских городах на немецком языке (в местах, где компактно проживали немцы, потомки тех, кого Екатерина II пригласила в Россию), власть закрыла лишь 28 августа 1914 г. Газета "Рада" была возобновлена в Киеве под названием "Нова Рада" 25 марта 1917 г. - уже при Временном правительстве.

Но вернемся в Киев 1907 г. Огромным достижением является создание в городе Украинского научного товарищества, которым руководил профессор Михаил Грушевский. На бытовом уровне большую роль играли "Украинский клуб" и Троицкий народный дом Киевского товарищества грамотности, - они способствовали врастанию украинства в обыденную городскую жизнь. Именно здесь вырабатывались такие формы воспитания, отдыха и общения, которые позволяли вчерашним "украинофилам" чувствовать себя "кровными киевлянами" и сохранять культурную самобытность, не рядясь в вышиванки и шаровары.

Украинский театр. Трупа Панаса Саксаганского и Ивана Карпенко-Карого. Фото начала XX в.

В это время М.Грушевский получает возможность издать в Киеве свою знаменитую "Историю Украины-Руси". Этим трудом ученому удается закрепить в сознании русской культурной и научной элиты мысль о принадлежности Киева украинской истории. Определенное влияние на процесс украинизации города оказали издаваемые в Киеве при участии М.Грушевского "Літературно-науковий вісник", газеты "Село" и "Засів", журнал "Україна"…

Увы, украинцам так и не довелось полностью овладеть Киевом до начала Первой мировой войны и в течение всех военных лет. Это, мне видится, фатальным образом сказалось на результатах Украинской революции 1917–1921 гг.

Киев был эпицентром революции. Созданная в городе в феврале 1917 г. Украинская Центральная Рада во главе с М.Грушевским сформировала первое в XX в. украинское национальное правительство. В этот короткий период независимости наблюдался быстрый рост культурного и политического статуса Киева. 20 ноября 1917 г. провозглашена Украинская Народная Республика. Наступающие на Киев большевики опирались на поддержку значительной части киевских рабочих, организовавших восстание против Центральной Рады, подавленное войсками Петлюры… Изгнанная из Киева УЦР попросила помощи у стран Четверного союза, и 1 марта 1918 г. в город вошли немецкие и австро-венгерские войска, сопровождаемые петлюровцами. 29 апреля на Всеукраинском съезде хлеборобов в Киевском цирке был провозглашен гетманат и гетманом был выбран генерал Павел Скоропадский, военные формирования УНР в Киеве разоружены… В середине декабря 1918 г. немцы ушли из Киева, гетман был свергнут, и 14 декабря в Киев вошли войска Петлюры, восстановившие УНР…

С Февральской революции 1917 г. по середину 1920 г. (уход из города поляков) в Киеве власть менялась 15 раз! Кстати, с 1917 г. по 1920 г. население Киева снизилось на 28%. В 1920 г. в городе проживало 366 тысяч человек.

Дмитрий Дорошенко - историк и публицист (с мая по ноябрь 1918 г. - министр иностранных дел Украинской державы) писал в книге "История Украины. 1917–1923": "Как же много сил ушло у нас на то, чтобы русский, польский, еврейский Киев стал украинским. Сколько украинских сердец (украинских по крови, по сути) удалось нам зажечь! А сколько не удалось… И эту тяжкую дорогу от губернского центра к столице всего нашего народа Киеву еще предстоит прошагать. Вопреки всем нашим врагам и недругам! И тогда Украина наша возродится!".

Перепись 1926 г. в СССР. Плакат

Заключение

Как известно, в 1922 г. был образован СССР, в который вошла и Украинская ССР. И украинцы уже могли не чувствовать себя изгоями. Могли называть себя и подписываться гордым словом - украинец! Это и показала перепись киевлян 1926 г. Всего жителей - 512 146. Из них: украинцев - 216 528 чел. или 42,28%, русских - 125 548 или 24,51%, евреев - 140 332 или 27,40%, поляков - 13 727 человек или 2,68%.

Впереди были тяжкие годы непосильного труда и Голодомор… Следующая перепись киевлян состоялась в 1937-м. Оказалось, население Киева уменьшилось (по сравнению с переписью 1926 г.) на
96 850 человек… Сталин объявил результаты переписи 1937 г. сфальсифицированными, а специалисты, проводившие прошлую перепись, в большинстве своем были расстреляны. Историки объясняют это двумя причинами: 1) чрезвычайно высокий процент "верующих" (58,2%), что показывало провал атеистической политики, 2) чрезвычайно низкий показатель украинского населения, что было свидетельством человеческих потерь во время голода 1932–1933 гг.

Далее были переписи населения Киева в 1939-м, 1959-м, 1970-м, 1979-м и 1989-м. И последняя перепись киевлян уже в независимой Украине - в 2001-м. На территории города проживали представители более 130 национальностей и народностей. А украинцы?

В 2001 г. украинцев в Киеве проживало - 2 110 826 чел. (82,2%), русских - 337 340 (13,1%), евреев - 17 919 (0,7%), белорусов - 16 546 (0,6%), поляков - 3 646 (0,1%)… Киеву суждено было пройти много испытаний и бед, но в результате стать центром украинского национального возрождения.