UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наши предки с Житомирщины. Кто они и как жили?

Интервью с археологом Андреем Скибой

Автор: Виктор Конев

Каждому народу или этноязыковой общности хочется быть очень древними. Славянам трудно соревноваться с греками или армянами в плане древности их этносов, но если ваши предки жили, скажем, на северо-западе Украины, то вполне возможно, что ваши генетические корни тянутся в далекий VII, а то и в V век нашей эры — в эпоху существования так называемой пражско-корчакской археологической культуры. Эта культура наравне с еще несколькими определена учеными как наиболее ранняя бесспорно славянская.

Славяне той эпохи не имели письменности и сформированной государственности, но оставили археологам артефакты: керамику, украшения, предметы быта, позволяющие идентифицировать и датировать культуру, точнее, культуры.

Корреспондент ZN.UA задал несколько вопросов старшему научному сотруднику Института археологии НАН Украины Андрею Скибе. Среди них были и «вечные»: «Кто мы? Откуда пришли?»

Ответ показался неожиданным для неспециалиста: славянское население юга восточной Европы — автохтонное. То есть славянская этническая общность сформировалась примерно там же, где проживает поныне, за исключением степного Причерноморья.

Но почему же такие названия у археологических культур: пражско-корчакская, зарубинецкая, киевская и пр.? Как оказалось, вовсе не потому что в данных населенных пунктах эти культуры зародились, а потому что там впервые были найдены артефакты, принадлежащие этим культурам.

Бронзовый предмет неизвестного назначения
Фото из архива Андрея Скибы

В частности в 1950-м, в результате изучения артефактов, найденных в селе Корчак под Житомиром, археолог Юрий Кухаренко выделил их в отдельную группу и назвал ее корчакской. Подобная керамика была также обнаружена недалеко от Праги археологом украинского происхождения Иваном Борковским. Поэтому он предложил называть ее пражской. Вот и получилось у археологической культуры, которая была распространена от Эльбы и Дуная до среднего Днепра, двойное название: пражско-корчакская. О ней, самой древней, мы и поговорили с Андреем Скибой.

— Можно ли пражско-корчакскую культуру считать истоком славянства?

— Могу с уверенностью сказать, что на территории Киева находят артефакты V–VII веков нашей эры именно пражско-корчакского типа. Но их находят также в Польше, Чехии, Словакии и даже на территории Берлина. В то время почти одновременно возникло еще несколько культур.

— В те времена восток и центр Европы населяли разные народы, в том числе, иранские и тюркские. Почему пражско-корчакская и другие сходные культуры, не имеющие письменных памятников, определяются именно как славянские?

— Датировка найденных артефактов совпадает с письменными упоминаниями о славянах. Начиная с VI столетия появляются упоминания о славянах в греческих и латинских источниках под их собственным именем: словины или скловены (скловины). В частности о склавинах упоминает готский историк VI столетия Йордан в своем труде Getica. В описании поминальной трапезы в связи с кончиной правителя гуннов Атиллы он пишет, что скловины сделали некую «страву». Из контекста следует, что это — поминальная трапеза, как и в значении этого слова в современном украинском языке. А пили славяне (они же скловены, скловины, венеды, анты) мёд. Вполне славянское название хмельного напитка. Таким образом, период с V по VII столетия можно назвать выходом славян на историческую арену и, возможно, в составе войска Атиллы.

— Так был ли в те далекие времена единый славянский этнос?

— Нужно понимать, что единого славянского этноса никогда не существовало. Было сообщество родственных племен, которые общались на взаимопонятных диалектах. Сообщество это было достаточно обширное и формировалось на различных этнических субстратах между степью и югом зоны лесов от бассейна Днепра, включая его левый берег, и до Вислы. Это и есть прародина славян.

— Если говорить о пражско-корчакской культуре, которая была распространена на очень обширной территории, была ли она везде одинаковая, однородная?

— Нет. Различия были существенные. Так, в Припятском Полесье, где находится село Корчак, поселения были небольшие, типа хуторков, где проживали одна-две большие патриархальные семьи. А на Днестре известны довольно большие поселения. Так в поселении Рашков-3 на территории Черновецкой области найдено более 90 жилищ. Это поселение существовало довольно долго: со второй половины V по VII века. Самое большое из найденных поселений корчакско-пражской культуры — Розтоки. Оно находится возле Праги. Там исследовано несколько сотен жилищ. Полесские же поселения существовали недолго, буквально по два-три десятилетия.

Фото из архива Андрея Скибы

— В чем причина таких различий?

— Это связано с особенностями ведения хозяйства. На Полесье применялось подсечно-огневое земледелие: подсекались и выжигались участки леса, которые затем засевались. Когда плодородие участка истощалось, выжигали новый участок и отстраивали новый хутор, а прежний забрасывали. В лесостепи же развивалось более прогрессивное пахотное земледелие — из года в год распахивали одни и те же участки земли так называемыми ралами с железными наконечниками. В качестве тягловой силы использовались лошади и волы. Там же и селились древние славяне, причем, надолго.

— Довольно скромный быт, по сравнению с Византией и Римом…

— Сложилось стереотипное представление, что славянские культуры раннего средневековья очень бедные. В частности гончарного круга они не знали (хотя предшествующие культуры успешно его применяли), металлы использовали редко.

Гончары Пражско-корчакской культуры не знали гончарного круга. Все сосуды, изготовленные ими – лепные
Фото из архива Андрея Скибы

Однако в последние два десятилетия с распространением металлодетекторов появилось большое количество (к сожалению, в основном, стараниями черных копателей) великолепных артефактов: бронзовых и серебряных фибул (застежки для плащей), пряжек от поясов, других украшений и предметов вооружения.

Несколько изящных застежек, изготовленных мастерами Пражско-корчакской культуры
Фото из архива Андрея Скибы

Чаще всего это Среднее Поднепровье и Днепровское Левобережье, где сосредоточены памятники родственных пражско-корчакской пеньковской и колочинской культур. Известны серии находок из района Меджибожа на Хмельниччине. Ещё ранее был найден крылосский клад (село Крылос возле Галича). Значительное количество деталей костюма и конской упряжи, наконечников стрел и копий происходят из городища Зимне (Волынская область). Целая серия находок византийских монет VI−VII веков происходят с Замковой горы и прилежащих районов Подола в Киеве. Именно на Замковой горе могло находится древнейшее городище Киева.

— Как были устроены жилища ранних славян?

— Это были небольшие (9−16 кв.м) полуземлянки, вкопанные на глубину около метра. Отапливались печами без дымохода, сложенными из камня или из глины. Печи имели внушительные размеры и занимали около четверти площади всего жилища. Такие полуземлянки — своего рода славянский бренд.

— Зададим, пожалуй, в заключение «вопрос профана»: к сожалению, очень часто приходится слышать и читать (даже в солидных изданиях), что трипольцы — это «первые украинцы». Имеют ли отношение к славянам и украинцам, в частности представители культуры эпохи позднего каменного и раннего бронзового веков (V тысячелетие до нашей эры) — трипольцы?

— Трипольская культура не могла быть ни славянской, ни украинской в этническом и культурном смыслах. Она украинская в смысле территории, на которой была распространена, и конечно же, оставила здесь генетический след.

— А вот представители пражско-корчакской культуры — уже наши непосредственные предки?

— Да. Так же, как пеньковской и колочинской. С этим периодом и непосредственно населением, оставившим памятники перечисленных культур, связано и начало этногенеза украинцев.

Больше статей Виктора Конева читайте по ссылке.